Культурный код в новом обрамлении: как интерпретируют совриск в СКФО
Сегодня многие представители кавказских народов обращаются к истокам, чтобы сохранить свою культуру и традиции. Современные художники, идущие в ногу со временем, черпают вдохновение из истории своего народа. Так, на Северном Кавказе создаются неповторимые объекты современного искусства.
Милана Халилова — художница, превратила традиционное адыгское ремесло валяния войлока в современные искусство.
«Творчеством я занималась с детства. Как художник заявила о себе персональным проектом «Древо жизни» в 2017 года. В своем деле я опираюсь на черкесскую культуру, на то, как чувствую ее. Безусловно, я вдохновляюсь материальной культурой черкесов, ее эстетикой и формообразованием.
Многое формируется из детства, из периодов, когда я бывала у дедушки и бабушки в селе. Я много играла в саду с яблонями, у них был большой частный дом и разная живность. Дедушка был для меня как необъятное большое дерево с глубоко вросшими в землю корнями. Я многое беру из памяти и ощущений детства.
Сейчас период, когда я в основном экспериментирую с объемом из шерсти. Можно сказать, что любая идея, которую я воплощаю, востребована. В основном мои работы заказывают напрямую у меня или через художественную галерею «Палаты». Объемы с клиньями стали одной из моих авторских линий».
Мадина Саральп — дизайнер из Кабардино-Балкарии, создающий национальную эксклюзивную одежду.
«Свою профессиональную деятельность я начала в девяностых. А если говорить о творчестве, то занималась им всегда. На первое сентября в восьмом классе я была в костюме из темно-синей шерсти, сшитом своими руками. Это был мой внутренний протест против школьной коричневой униформы, хотя в СССР она была по-своему хороша.
Многие называют мою деятельность искусством. Но это не совсем так. Скорее, это ремесло, приближенное к прикладному искусству. А деятельность основана на большой любви и интересу к своей работе. Наверное, благодаря именно этой любви получается создавать красивые вещи.
В творчестве я опираюсь не только на адыгские (черкесские) мотивы или кавказский национальный стиль. На Северном Кавказе меня знают благодаря свадебным нарядам. Хотя у нас широко представлена одежда и на каждый день, а также — линия аксессуаров. Эти линейки в большей степени пользуется спросом у гостей республики.
Популярность на этно-шик и этно-кэжуал растет. Это не просто мода, это противовес глобализации. Думаю, спрос на нетиражированные вещи будет расти. Для нашего магазина одежды и аксессуаров мы создаем не более 20 единиц одного образца. Благодаря этому не теряется интерес к нашему бренду».
Имара Аккизова художница из Кабардино-Балкарии, занимается созданием кукол из разных материалов.
«Я всю жизнь занимаюсь творчеством. Мои родители — художники, наверное, это подтолкнуло меня в данную сферу. Основой моей деятельности является жизнь. Также при создании работ я опираюсь на народные мотивы и национальное творчество. Нам оставлен очень большой пласт культуры, он заложен в нас генетически. Я не могу от этого отказаться. Единственная моя задача — через свое творчество показать огромное наследие, вплетенное в мир современного искусства.
В моей деятельности можно выделить два направления. Первое посвящено картинам, которые я пишу, а второе — куклам. Я не могу разделять эти части.
Если говорить именно про кукол, то многие из них представлены во Владикавказе в «Центре развития народных художественных промыслов». К популяризации своего творчества я отношусь спокойно. Знаю, что занимаю определенную нишу, многие люди меня знают, и я им безумно благодарна за это. Но за популярностью я не гонюсь. Это же касается и финансовой стороны. Я не акцентирую внимание на цене работ».
Руслан Мазлоев художник из Кабардино-Балкарии, занимается плетением из рогоза.
«Я занимаюсь творчеством с самого детства. Профессионально пришел в деятельность после девятого класса, когда поступил в колледж дизайна КБГУ. Там я изучал различные направления живописи и технологии работы. После я получил высшее образование по направлению «ювелирное дело». Также учился работать с фарфором и керамикой.
Мое творчество основано на природе и на совмещении традиционных знаний с новыми подходами. Гуляя, ты можешь увидеть разные коконы, гнезда диких пчел или птиц, корневую систему деревьев — это все прекрасно. Конечно, я не забываю про традиционную циновку. Это то, с чего я начинал, она является основой творческого процесса.
Сегодня мое направление стало востребовано. Признаться честно, меня это не сильно волнует. Я погружен именно в творческий процесс. Каждый новый день — это поиск чего-то необычного, не исследованного мной. Если говорить про людей, то им нравятся объемные композиции. При этом я понимаю, что не буду заниматься только объемными работами несмотря на то, что их чаще покупают. В первую очередь я хочу получать удовольствие от своей работы. Создание чего-то нового — это мой стимул. Я стараюсь находить новые ходы, необычные формы, чтобы мне было интересно, и я видел результат своих трудов.
Выставки, которые я делаю, с этим и связаны. Находясь в мастерской, ты не можешь оценить уровень своего развития. Когда же ты выходишь из этого пространства и показываешь свои работы, то наглядно видишь, в какую сторону ты двигаешься и что тебе нужно делать дальше. Я работаю с разными галереями в разных городах: например, в Санкт-Петербурге и в Москве».
Этот и другие материалы можно прочитать в свежем номере РБК+Кавказ.