Перейти к основному контенту
Кавказ ,  
0 

Ирина Ткаченко: «У бизнеса нет другого пути, кроме цифровизации»

Заместитель председателя Юго-Западного банка Сбербанка, куратор блока корпоративно-инвестиционный бизнес Ирина Ткаченко рассказала о трендах южного бизнеса, значимости господдержки и новых цифровых возможностях Сбера
Фото: Заместитель председателя Юго-Западного банка Сбербанка, куратор блока корпоративно-инвестиционный бизнес Ирина Ткаченко
Фото: Заместитель председателя Юго-Западного банка Сбербанка, куратор блока корпоративно-инвестиционный бизнес Ирина Ткаченко

— В вашем представлении, как в последнее время изменился современный бизнесмен? Какие принципиальные отличия можете назвать между бизнесом сегодня и еще пару лет назад?

— В первую очередь, это изменение традиционных бизнес-моделей и усиление коммуникаций с конечным потребителем. Прошлогодний опыт пандемии показал, что на рынке остается самый клиентоориентированный и гибкий бизнес. Для этого сегодня предприниматели Юга России и Северного Кавказа все чаще используются современные цифровые каналы работы и оптимизируют издержки с помощью вывода большинства бизнес-процессов на аутсорс. В Сбере мы это видим на примере быстрого развития компаний экосистемы, с которыми работает уже каждый десятый наш клиент.

Во-вторых, общемировой тренд на рост числа предпринимателей, который всё более актуален и для Юга России и Северного Кавказа. За последние два года в мире доля начинающих предпринимателей (бизнес существует менее 3-х лет) выросла почти в 2 раза и составила 9,3% взрослого трудоспособного населения. А общая доля предпринимателей, включая самозанятых — 14,4%, то есть каждый 7-й экономически активный гражданин — предприниматель.

В-третьих, бизнес молодеет. Сегодня у каждого третьего студента уже есть своё ИП или ООО. Средний возраст нашего клиента в малом бизнесе тоже снижается. А ещё пару лет назад считалось нормой сначала накопить капитал годам к 40, а затем уже с ним стартовать. Сейчас, с развитостью финансовой грамотности, молодёжь уже не боится искать инвесторов в свои стартапы и брать кредиты на развитие в Сбере.

— Сегодня государство большое внимание уделяет образованию и развитию начинающих предпринимателей. Юго-Западный Сбер интегрирован в эту повестку?

— Безусловно, Сбер, как лидер рынка, большое внимание уделяет образованию и развитию малого бизнеса. У нас успешно работает программа в партнерстве с Google по обучению азам предпринимательства, проходят отраслевые конференции и обучающие семинары по изменениям в законодательстве и по новым программам господдержки. Также для наших клиентов организуем собственные локальные встречи. Недавно в формате онлайн обсуждали развитие АПК и трейдинг, готовим встречу по недвижимости и большой форум по туризму.

Из последних примеров приведу и 3 конференции СберБизнесLive, которые мы с марта по июнь проводим для регионального бизнеса. Собираем бизнесменов из отдельного региона и помогаем им «перезагрузиться», повысить свою эффективность и вырасти по всем показателям. Разбор идёт с участием федеральных и локальных экспертов на реальных бизнес-кейсах: стоматология, детский центр, ресторанный бизнес или производство косметики. Суммарно в этих трёх мероприятиях задействуем более 5 тысяч молодых предпринимателей Юга России и Северного Кавказа.

При этом, Сбер значительно упрощает и сам технический процесс получения статуса предпринимателя и работы с клиентами, подрядчиками и госорганами. Теперь стать самозанятым можно прямо в СберБанк Онлайн, зарегистрировать ИП или ООО — всего за один визит в банк, а большинство операций и процессов осуществлять с помощью смартфона или планшета в СберБизнес. Недавно мы запустили первый бесплатный пакет «Свое дело» для самозанятых. Все эти сервисы интуитивно понятны и не требуют специальных знаний в бухгалтерии, финансах или юриспруденции. С ними комфортно работать и сконцентрироваться на стратегическом развитии своей бизнес-идеи.

— Какая часть взаимодействия с корпоративным бизнесом приходится именно на малый бизнес? Изменился ли с приходом пандемии подход малых предпринимателей к привлечению средств?

— Сегодня в структуре наших клиентов около 90% — это именно малый бизнес. Если говорить в цифрах, то это более 286 тысяч клиентов из десятков отраслей и направлений: от небольших мастерских или семейных кафе до высокотехнологичных стартапов. С каждым из них работают наши менеджеры и каждому мы помогаем выбрать верную траекторию развития. Как показывает опыт, делаем это довольно успешно. Ежегодно десятки малых предприятий вырастают до среднего бизнеса. В прошлом году, даже с учётом всех экономических сложностей, их было 68. А всего в 2020-м году мы прокредитовали малый бизнес на 71 млрд рублей.

Пандемия фактически парализовала многие важные отрасли экономики: от общепита и бытовых услуг до авиаперевозок и туризма. И именно малый бизнес оказался под максимальным ударом. Сбер в этой ситуации быстро среагировал и первым предложил собственные программы реструктуризации. Также мы первыми начали кредитовать бизнес по программе «Зарплата под 2%», а затем предложили Правительству направления для её доработки. В результате в мае 2020 года вышло Постановление Правительства РФ от № 696 (кредитование бизнеса под 2%). На Юге России и в СКФО за время его действия мы помогли 14,5 тысячам компаний получить более 19 млрд рублей. И 90% из них — это малые предприниматели.

Поэтому в прошлом году мы фактически в режиме 24\7 работали с нашими клиентами для сохранения их компаний. Консультировали о новых госпрограммах, возможностях реструктуризаций, и другим направления. К примеру, у нас есть успешные кейсы перепрофилирования из торговли меховыми изделиями в цех по пошиву масок или традиционные кафе становились Dark kitchen (от англ. «темная кухня» — ресторан, где готовят еду только на доставку). Мы шли всем навстречу в той непростой ситуации и на самом деле помогали выжить на рынке. В этом помогла и ещё одна важная часть нашей работы: Сбер стал основным оператором господдержки. Фактически 80% получившего её бизнеса — это наши клиенты: уже работавшие с нами до пандемии или пришедшие из других банков.

Сегодня ситуация в целом уже нормализовалась. Мы видим рост деловой активности и высокую востребованность кредитования на развитие бизнеса. Мы со своей стороны дополнительно поддержали бизнес, снизив в мае тарифы на обслуживание и запустив новые цифровые продукты. К примеру, в сфере услуг очень востребованы бизнес-карты с льготным кредитом на 100 дней. Для наших клиентов они сейчас бесплатны. Быстро растет объем одобрения кредитов в онлайне, рассчитываемых с помощью технологий искусственного интеллекта. Решение можно получить в онлайне в среднем за 3-7 минут. Таких кредитов мы выдаём уже больше четверти в общей структуре.

Также сегодня видим интерес малого бизнеса с 30 нефинансовым сервисам экосистемы Сбера: всё чаще пользуются СберЛогистикой для доставки грузов, заказывают СитиМобил для ночного развоза сотрудников в общепите, проверяют контрагентов через СберКорус и находят кадры на Работа.ру. С начала 2021 года видно смещение фокуса и в пользу консалтинговых продуктов.

— Как много предпринимателей воспользовались кредитами с господдержкой во время пандемии? Каков процент просрочек по платежам на этих кредитах?

— 2020-й год стал для всех необычным, кризисным. Мы в Юго-Западном Сбере сосредоточились на помощи малому бизнесу. Потому что больше 1\3 рынка малого бизнеса в 11 регионах страны нуждалась в нашей помощи. Помощи как материальной, так и быстрых и профессиональных консультациях. Всего в 2020 году Сбер активно работал с десятью программами господдержки малого и среднего бизнеса. Но ключевыми стали 3 из них.

На выплату зарплаты выдали 1 824 беспроцентных кредита на сумму 3,6 млрд рублей. Реструктуризация проведена по 11 154 кредитным договорам с объемом заложенности 26,5 млрд рублей, в т.ч. в рамках кредитных каникул реструктурировано 8 566 кредитов с задолженностью 13 млрд рублей и в рамках собственных программ банка 2 588 кредитов на 13,5 млрд рублей.

И в этом году мы продолжаем эту работу в рамках льготного кредитования под 3%. На сегодняшний день выдано уже более 1 220 таких кредитов на общую сумму 3,3 млрд рублей. Около 90% получателей — это малый бизнес.

С 1 по 15 апреля в рамках условий кредитования бизнеса в 2020 году под 2% сохранившим штат сотрудников 14 360 компаниям задолженность погашена на сумму около 19,9 млрд рублей. Отмечу, что вопреки изначальным прогнозам, только 256 компаний не выполнили условия этой программы, что составляет менее 2% от числа получивших этот вид господдержки.

Приведу более понятный пример по поддержке отрасли общественного питания. По нашим оценкам, около 23 тысяч компаний работают на рынке и почти 40% является клиентами Сбера. Из них мерами господдержки по ОКВЭД «Деятельность предприятий общественного питания» в 2020 году воспользовались 1 360 клиентов на сумму около 1,5 млрд руб. Если учесть, что в среднем в среднем в кафе или ресторане работают 8 человек, то мы помогли сохранить им более 10 тысяч рабочих мест.

— Как в период пандемии менялся подход в кредитовании бизнеса? Насколько вырос или снизился объем кредитного портфеля банка? Какова его динамика?

— Даже с учетом сложного прошлого года портфели нашего корпоративного бизнеса росли уверенными темпами. К началу мая кредитный портфель юрлиц превысил 602 млрд рублей, что на 62 млрд больше, чем в апреле 2020 года (+12%). Портфель пассивов юрлиц превысил 314 млрд рублей, что выше аналогичных показателей прошлого года на 72 млрд рублей (+30%). Клиентская база на общем фоне сокращения рынка в последние несколько лет, также растет: с Юго-Западным банком работают более 326 тысяч клиентов.

За счет чего росли? В кратчайшие сроки реализовали возможность полного онлайн-сопровождения кредитов в рамках господдержки: все этапы от подачи заявки до предоставления средств без посещения офиса. В течение года мы продолжали работу по переводу всех наших ключевых финансовых и нефинансовых продуктов в «цифру»: теперь все они доступны в интернет-банке СберБизнес. В целом, сама возможность все делать онлайн в период локдауна и самоизоляции оказалась критически важной для предпринимателей, и у Сбера были ресурсы и технологии, чтобы это обеспечить. Основным драйвером всех этих изменений и инноваций стало наше желание максимально поддержать клиентов в период пандемии. Именно на это было направлено льготное кредитование, сервисы по организации удаленной работы для бизнеса, и многое другое.

С помощью компаний экосистемы мы также запустили линейку специальных продуктов и решений для клиентов. Это тестирование на COVID-19 от компании СберЗдоровье, бесплатная «горячая линия» по организации удаленной работы от СберРешений, актуальные в кризис образовательные курсы Деловой среды и наш совместный проект с Google — бесплатная онлайн-программа развития бизнес-навыков БизнесКласс, участниками которой стали 850 тысяч человек по всей стране, бесплатные сервисы электронного документооборота от СберКоруса и СберА.

Пока продолжается вакцинация населения и не сняты все ограничения, бизнесу нужна помощь, поэтому Сбер активно участвует в разработке новых программ и мер поддержки предпринимателей.

— Сбер активно финансирует строительную сферу на Юге. Каков общий объем этого направления кредитования?

— Одним из самых быстрорастущих секторов корпоративного бизнеса Сбера остается финансирование строительства недвижимости. На Юге и Северном Кавказе за 2020 год портфель вырос с 50,5 до 95 млрд руб. (на 88%), а за 4 месяца 2021 года — еще на 23,8 млрд рублей, составив 118,8 млрд рублей.

Основным драйвером роста является финансирование жилой недвижимости, в т.ч. с использованием счетов эскроу. Наша доля в проектном финансировании застройщиков, использующих счета эскроу для расчетов по договорам участия в долевом строительстве по итогам первого квартала этого года, остается лидирующей.

— У нас много крупных и небольших компаний, работающих в АПК-секторе. Сбер большое внимание уделяет развитию корпоративного портфеля в этом направлении. Какие тренды сегодня существуют на этом рынке, и какие прогнозы можете дать по его развитию?

— Сегодня треть общего кредитного портфеля Юго-Западного банка — более 180 млрд рублей — приходится на АПК. Здесь крупнейшими подотраслями остаются растениеводство (89 млрд рублей) и трейдинг с/х-продукцией (24 млрд рублей), где более 80% экспортеров с\х продукции работают со Сбером.

Если говорить о трендах, то одним из самых быстрорастущих стало садоводство. По статистике, уже более 70% поступающих в оптово-розничную торговую сеть страны товарных плодов собираются в ЮФО и в СКФО. Увеличение объёмов производства, в первую очередь, связано с высокими темпами закладки современных интенсивных садов и питомников. По этому направлению Сбер имеет уникальную экспертизу. С участием банка заложены более 700 га новых садов в ЮФО и СКФО, построены хранилища почти на 80 тыс тонн яблок. Благодаря этому за последние 3 года доля обеспеченности собственной продукцией садоводства в России выросла с 52% до 61%. В промышленном садоводстве Сбер работает с проектами в Кабардино-Балкарии, Северной Осетии-Алании, Карачаево-Черкесии, Ингушетии, на Кубани, Ставрополье и в Дагестане.

Мы видим и рост интереса к цифровизации и роботизации в классическом направлении растениеводстве и животноводстве. На полях Юга России уже работают 14 зерноуборочных комбайнов, оснащенных беспилотными установками Cognitive Agro Pilot. До конца года их число вырастет до 50 единиц. Кстати, Cognitive Agro Pilot доступен для приобретения и через инструменты лизингового финансирования. В этом году Юго-Западный Сбер заключил первую подобную сделку в стране на установку зерноуборочных комбайнов TORUM производства «Ростсельмаша». Ещё одна разработка — облачный сервис от компании «Геомир» для цифровизации управления сельхозпроизводством. Он дистанционно контролирует состояние посевных площадей и работу техники на полях, систематизирует и автоматизирует производственную информацию.

Цифровой сервис для животноводов — «Простое решение» от «Мустанг Технологии Кормления» — основан на алгоритмах искусственного интеллекта и анализирует 180 производственных показателей: кормления, надоев, воспроизводства, болезней — для повышения эффективности работы и выявления причин отклонений. Он уже работает в более, чем 50 хозяйствах по всей России, в том числе — и на Дону.

— Сегодня активно развивается внутренний туризм и многие задумываются об инвестициях в это направление. Есть ли у Сбера Стратегия развития этого кластера и какие из примеров можете привести из недавних крупных партнерств?

— Мы разделяем высокие ожидания относительно туристического сезона 2021 года и уже видим предпосылки, что сезон будет успешным. Даже в межсезонье турпоток в наши регионы продолжал расти. Сравнивая первые кварталы 2020 и 2021 гг., оборот эквайринга в сфере туризма вырос на 36%: с 16 до 22 млрд рублей. Безусловно, для туризма ключевым остается Краснодарский край. В первом квартале этого года мы фиксировали рост безналичного торгового оборота в сегменте «отели» на 51%, в сегменте «рестораны» — на 52%, «развлечения» — на 36%, транспорт и авиа — на 31%. Фактически курорты Краснодарского края все больше приближаются к статусу круглогодичных.

При этом, в зимний период и в межсезонье в ТОП-10 появились регионы СКФО, в которых находятся горнолыжные курорты России (Краснодарский край +21%, КБР +18%, Дагестан +18%, КРЧ +10%). Это говорит о растущем спросе на этот вид отдыха. И бизнес, безусловно, стремится войти в это направление. Мы и здесь активно работаем как точечно с отдельными клиентами и рекреационными локациями, так и участвуем в разработке крупных региональных всесезонных курортных зон.

Нас привлекают как экспертов, т.к. Сбер уже хорошо понимает этот рынок. При нашем участии идет разработка стратегий развития: как для региона в целом, так и для отдельных курортов или рекреационных зон. К примеру, совместно с анапским курортным районом Miracleon и компанией Strategy Partners разработана концепция действующих круглогодично отелей с очень высоким уровнем сервиса, не уступающим заграничным аналогам.

Также в марте Сбер представил аналитическую панель «Туризм», предназначенную для представителей региональной власти и сетевых отраслевых клиентов. Аналитическая панель с глубоким охватом данных на облачной платформе СберАналитика помогает определять приоритеты развития туристской инфраструктуры и конкурировать в привлечении инвестиций, оценивать вклад туризма в экономику региона и потенциал привлечения туристов, совершенствовать стратегию развития туристической отрасли и отслеживать эффективность принимаемых мер.

В июне запускается программа субсидирования Ростуризма по поддержке развития туристического кластера. Цель — субсидирование процентной ставки по новым кредитам на реализацию инвестиционных проектов для развития туризма. На территории работы Юго-Западного банка не менее 50 проектов уже готовы к подаче заявки на участие в данной программе.

— Переход в онлайн повлиял на все сферы бизнеса, в том числе, на работу банков. На ваш взгляд, возможен ли вариант, при котором Сбер может стать полностью дистанционным? Такое вообще возможно в банковском секторе?

— Сам бизнес еще не готов полностью уходить в онлайн-взаимодействие. В наших регионах Юга России и Северного Кавказа это особенно заметно, так как клиенты чаще выбирают звонок менеджеру, а не общение с роботом или коммуникацию в чат-боте. Сегодня офис банка становится «местом притяжения». И Сбер в рамках Стратегии-2023 трансформирует свои офисы под эту задачу. В этом году мы открываем наши флагманские офисы нового формата в крупных южных городах.

— Сбербанк в последнее время позиционирует себя как ядро экосистемы Сбера. Наверняка такой подход возможен в крупных городах, где общество достаточно развито технологически. Но насколько построение экосистемы полноценно возможно в небольших населенных пунктах — например, в республиках Северного Кавказа?

— Смысл нашей экосистемы в мультипликативном развитии экономики страны, региона или отдельного бизнеса. Сбер прошел большой путь цифровой трансформации из традиционного госбанка в одного из мировых лидеров бэнкинга, создав такие продукты и даже целые рынки, как СберБизнес или P2P-переводы по номеру телефона. Теперь мы вошли в новую стадию развития в рамках экосистемы, где в центре клиент с его ежедневными задачами. И совсем неважно, работает он в центре Краснодара или в далеком ауле в Дагестане. Мы формируем единую цифровую систему сервисов. Если говорить о доступности, то большинство операций и интеграций с нашей экосистемой бизнес сегодня может проводить онлайн.

Теперь мы стали амбассадором цифровой повестки и помогаем регионам комплексно решать задачи нацпроекта «Цифровая экономика». Предлагаем не отдельные продукты и сервисы, а строим уникальные платформенные решения, которые быстро и эффективно повышают качество жизни людей, дают новые возможности для развития бизнеса. В экосистеме Сбера более 120 сервисов — и объективно на рынке сегодня никто не обладает такими возможностями для проработки уникального продукта и масштаба реализации.

Для бизнеса — это новые синергии и партнерства, а конечным потребителям товаров и услуг решения экосистемы Сбера экономят время и деньги. Мы продолжаем развивать городскую инфраструктуру с помощью СберМаркета и Самоката, открывать хабы СБЕР ЕАПТЕКИ для развития цифрового фармрынка, внедрять сервисы СберЗдоовье, Voice2Med, AI-модель детекции патологии легких в здравоохранении, а также реализацию таких важных социальных проектов, как СберКласс и голосовые роботы-консультанты (например, голосовой робот-оператор «Залина» в Северной Осетии-Алании).

Причем, наши сервисы работают и на развитие частного бизнеса. Предприниматели должны решать по-настоящему важные, стратегические задачи по развитию, а не заниматься рутиной и микроменеджментом. Все поддерживающие функции способен взять на себя Сбер, который становится вселенной сервисов для любых бизнес-задач. Для ведения бухгалтерии можно привлечь СберРешения. Другая компания нашей экосистемы Работа.ру быстро и качественно подберет персонал. А СберКорус проверит контрагентов и внедрит электронный документооборот. Главный результат применения всех этих сервисов — растущий бизнес наших клиентов.

— В последнее время для бизнеса всё актуальнее становится ESG-подход. Сбер уже кредитует несколько таких проектов. Каков общий объем средств уже получен по ключевым проектам?

Социальная ответственность не измеряется в деньгах или финотчетности, но она уже жизненно важна для бизнеса. Сегодня крупные компании во многом зависят от рейтингов, а значит — цена денег будет ниже или выше в зависимости от развития страны, где ты будешь вести бизнес. Поэтому нефинансовая отчетность должна быть рядом с финотчетностью. Мы уже в одном шаге от равнозначности этих отчетов, когда из-за отсутствия ESG нет доступа к финансированию.

И даже стоимость бизнеса зависит от ESG. Если бизнес не сможет действовать и развиваться в этом контексте, то по сути — он умрёт. За всю историю впервые сложилась ситуация, когда человеческие критерии оказываются жизненно важно встроенными в бизнес.

Поэтому с 2020 года Сбер реализует собственную ESG-стратегию и помогает в развитии российского бизнеса в этом направлении. Мы уже определили более 1200 перспективных проектов для Юга России и Северного Кавказа. За первый квартал 2021 года реализовано 5 ESG-сделок на общую сумму 2,2 млрд рублей. Это проекты по закладке яблоневых садов на Северном Кавказе, а также строительство, модернизация и реконструкция систем теплоснабжения, объектов очистных сооружений и водоснабжений в Ростовской области.

— Спасибо за интервью. В завершение коротко поговорим об образе южного предпринимателя будущего?

Предприниматели — это смелые «двигатели» экономики, которые не боятся риска и огромной ответственности. При этом, всё чаще используют цифровые решения, развивают социальные проекты и много времени уделяют саморазвитию.

СберПро Медиа Интересное

Меры государственной поддержки бизнеса: подборка за I квартал 2024 года

СберПро Медиа Финансы

Как новое поколение недропользователей меняет золотодобычу: кейс «Золото Дельмачик»

СберПро Медиа Интересное

Кто такой CSM? И зачем бизнесу менеджер по успеху

СберПро Медиа Туризм

Отдохнуть и полечиться. Какие туристические проекты запускались
в 2023 году в России

СберПро Медиа Интересное

На диджитал-рельсы: как правильно организовать цифровизацию в компании

СберПро Медиа Недвижимость

Барометр отрасли: рынок строительного подряда

СберПро Медиа ТМТ

В каждом смартфоне. 9 трендов в разработке мобильных приложений

СберПро Медиа Лесопромышленный комплекс

Барометр отрасли: лесопромышленный комплекс

СберПро Медиа Интересное

Как российские компании переходят на отечественные АБС-пластики

СберПро Медиа Интересное

Нейросетевой мозг
для кобота. Ключевые тренды российской робототехники

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

  

Лента новостей
Курс евро на 20 апреля
EUR ЦБ: 99,58 (-0,95)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
Курс доллара на 20 апреля
USD ЦБ: 93,44 (-0,65)
Инвестиции, 19 апр, 16:51
Все новости Кавказ
WP сообщила о предстоящей для США затяжной борьбе за деньги для Украины Политика, 23:28
Число пострадавших в ДТП с маршруткой в Подмосковье выросло до 15 Общество, 23:18
Захарова заявила, что военная помощь США усугубит мировые кризисы Политика, 22:54
Семья Варданяна сообщила о первом звонке после объявления голодовки Политика, 22:30
Глава Минюста Украины предупредил о мерах по «стимулированию» уклонистов Политика, 22:17
Байден призвал сенат «быстро отправить ему на стол» проект о помощи Киеву Политика, 22:14
Лучший новичок НХЛ сыграет за сборную Канады на чемпионате мира Спорт, 21:46
Г. Нахапетян: создание устойчивого бизнеса
Смотрите этот и еще 40+ курсов в опции Уроки Легенд
Подробнее
ЦСКА пропустил два гола в концовке и проиграл «Ахмату» Спорт, 21:26
Суд отложил арест дяди и брата подозреваемого в убийстве из-за парковки Общество, 21:21
Зеленский после продления помощи США пообещал «достичь мира силой» Политика, 21:17
«Манчестер Сити» обыграл «Челси» и вышел в финал Кубка Англии Спорт, 21:14
Кремль оценил последствия продления военной помощи США Украине Политика, 21:12
Палата представителей США одобрила продолжение финансирования Украины Политика, 20:47
В аэропорту Калуги ввели план «Ковер» Политика, 20:32