Перейти к основному контенту
Кавказ⁠,
0
Эксклюзив

Джамбулат Салавов: Махачкала входит в 2026 год без долгов

Мэр Махачкалы Джамбулат Салавов в интервью РБК Кавказ подвел итоги 2025 года, обозначил пути решения наиболее проблемных для города вопросов и поделился планами на будущее
Фото: пресс-служба администрации Махачкалы
Фото: пресс-служба администрации Махачкалы

— С каким результатом Махачкала заканчивает 2025 год? Какие вы можете назвать успехи и проблемы, которые были обозначены в этом году?

— Проблем, конечно, немало, но самое главное год мы закрываем без долгов. Для меня было важно, чтобы мы занимались социально-экономическим развитием города спокойно. Когда есть долги, очень дискомфортно проводить работу. Очень много в ЖКХ было позиций — заблокированные счета, большие долги, много судебных производств. В образовательной сфере 36 учреждений были с заблокированным счетами — они не могли осуществлять свою ежедневную деятельность.

Был заблокирован вывоз ТБО и ТКО из-за долгов. Частично вывоз оплачивался, но долги накопились очень большие. Могу с уверенностью сказать, что мы закрыли все долги последних лет. Более того, внесли авансовые платежи за январь, чтобы ресурсные организации могли комфортно работать. Теперь мы можем требовать с наших коллег качественных услуг для наших жителей.

На следующий год у нас большие планы. Впервые за последние десять лет мы принимаем бездефицитный бюджет города, он полностью сбалансирован.

Решение транспортных проблем

— Одна из острых проблем в Махачкале — общественный транспорт. Есть ли понимание, когда горожане увидят новые современные автобусы и новые технологии?

— Да, мы видим большое количество обращений от жителей по поводу общественного транспорта, для города это очень актуально. Во-первых, мы уже приобрели 84 новых современных автобуса большого и среднего класса. С 1 января 2026 года они будут курсировать по определенным маршрутам в Махачкале.

Если говорить о проблемах, то могу привести в пример наше троллейбусное управление. У компании было 266 млн руб. долгов, около 60 млн руб. находились под внешним управлением по судебным решениям. Если бы мы эту ситуацию упустили, то и на оставшуюся часть долгов завтра нашли бы конкурсного управляющего, который мог сидеть там десятилетиями. И тогда мы остались бы без комфортных услуг и без самого управления. Поэтому мы приняли тяжелое, но необходимое решение — нашли и оплатили 236 млн долгов, в ближайшие дни закроем оставшиеся.

На сегодняшний день у нас 9 троллейбусов, которым 30-50 лет. В организации 166 сотрудников, сейчас мы их переводи в другие транспортные управления, чтобы не оставить без работы. Но там сейчас нет никакой экономики, а нужно, чтобы было развитие. Сегодня мы не видим смысла держать эти 9 троллейбусов. Будущее за электробусами. Да, это накладно, один строит около 50 млн, но мы их будем приобретать.

И для этого не нужно держать муниципальное троллейбусное управление. Его мы уже включили в план приватизации, в начале 2026 года будем проводить оценочные мероприятия и выставлять на торги, то есть привлечем инвестора. И за полученные деньги будем приобретать электробусы, которые будут комфортными для наших горожан.

— Планируются ли в Махачкале выделенные полосы?

— Два направление у нас уже в работе. Это 550 м на проспекте Шамиля, где постоянно был транспортный коллапс, пробки. Также сделали выделенную полосу на Акушинского, а на 2026 год выделили средства, чтобы полностью отремонтировать этот проспект.

Возврат земель и незаконные постройки

— На каком этапе сейчас находится работа по возвращению земель в муниципальную собственность?

— Для нас очень важно вернуть все эти участки. Ежедневно 2-3 участка мы возвращаем. Хочу поблагодарить нашу судебную систему. Они не просто поддерживают все наши иски, а рассматривают дела объективно. У нас было очень много заброшенных, забытых земель, которые привлекали мошенников. Им даже не нужен был административный ресурс — незаконными актами, другими действиями выводили участки. Очень остро стоит вопрос садоводческих товариществ (СНТ). Сегодня правоохранительный блок усердно работает над этим и дает результат. Мы не можем терять время и тратить на это годы. Во-первых, мы летом объявили мораторий на выделение участков. Провели инвентаризацию, актуализировали данные и сейчас уже сняли мораторий.

— Еще одна проблемная тема — снос незаконных построек. Часто это вопрос вызывает непонимание. Как вы соблюдаете баланс между законностью и социальной ответственностью?

— У нас есть многоквартирные дома, которые идут под снос по решению суда. Мы создали рабочую группу по этому вопросу. Если будет положительное заключение экспертизы, будет обеспечена безопасность, мы можем ввести МКД в жилищный оборот города. Но там, где мы видим, что не соблюдались нормы безопасности, будем сносить.

Будем развивать все в рамках генплана, который уже принят в Махачкале. Я даже не мог представить, что в Махачкале вот так можно безо всяких разрешительных документов занять земельный участок, построить здание, а потом прийти и требовать — дайте нам разрешение. Это просто недопустимо. Могу сегодня заявить, что во всех наших парках мы освободили общественные пространства от незаконных строений.

За полгода мы уже приобрели в городской жилищный фонд 22 тыс. кв. м. Да, пока что у нас их нет физически, но через 2-3 года, когда будут построены жилые кварталы, мы сможем их реализовать и пополнить городской бюджет. Это примерно 2-2,5 млрд руб., которые мы можем потратить на решение проблем.

Сети ЖКХ и вывоз мусора

— Жилищно-коммунальная сфера — большая проблема для многих городов, в том числе для Махачкалы. Что делается в городе для того, чтобы снизить потери на сетях ЖКХ?

— Все полномочия распределены. Что касается водоснабжения и водоотведения, это единый республиканский оператор. Энергетики — это «Россети», федеральная компания. Газоснабжение — это «Межрегиогаз», дочерняя компания «Гапрома».

Из сетей у нас осталась ливневка. Вы помните 19-20 сентября, когда произошел коллапс, мы два дня были на местах подтоплений в городе. Определили 16-20 проблемных точек, сделали новую схему, определили ответственных за каждый участок. Когда нас предупреждают об ухудшении погоды, специалисты уже готовы к работе. В итоге, когда у нас недавно две недели шли дожди, Махачкала этого не ощутила.

Что касается работы единого оператора и других компаний. Мы не могли требовать от них полного выполнения работ, так как несколько лет финансирование было частичным. Еще раз скажу — на 1 января 2026 года у нас ни перед одной компанией нет долгов. Поэтому сегодня мы можем требовать от них результат.

Мы, конечно, видим все жалобы на состояние ЖКХ, но 80% из них это работа наших коллег, «ресурсников». Если они не исправят ситуацию, то мы можем забрать у них полномочия, создать свои организации и самостоятельно проводить эту работу.

— Как в городе решается проблема вывоза ТБО и ТКО?

— Ежедневно Махачкала вывозит 1 тыс. т отходов. Недавно мы посетили новый мусоросортировочный комплекс, где в тестовом режиме была запущена первая линия на 500 тыс. т в год. Если мы в день вывозим 1 тыс. т, то у нас еще остается запас в 165 тыс. т в год. Этого хватит и для близлежащих муниципалитетов. Думаю, в первом полугодии 2026 года линия будет полноценно запущена, после чего вопросы с вывозом отходов отпадут. К тому же, мы получили 15 новых мусороуборочных машин, скоро получим еще 10. Ситуация уже изменилась и мы забыли те времена, когда из других муниципалитетов приезжали люди, чтобы вывозить мусор из Махачкалы.

Будущее Махачкалы

— Какие самые важные проекты вы можете назвать для Махачкалы? И каким вы видите город через 5-10 лет?

— Один из главных наших проектов — это махачкалинский морской торговый порт. В частности, подъездная дорога к нему протяженностью 6,2 км и стоимостью 8 млрд руб. Что это означает для нас? Это дополнительные налоги в бюджет и рабочие места. И это будет совершенно другое развитие Махачкалы.

Еще одни важный этап — это работа по выявлению незаконных объектов и постановке на кадастровый учет. Например, наши торговые центры, которые, что удивительно, оформлены как ИЖС и платят ставку налога 0,3%. Хотя обязаны платить 1,5% налога на здание и 2% на землю. Мы теряем более 3 млрд руб. в год, а сами ходим и просим — дайте нам 30 млн, дайте нам 50 млн. Этого не должно быть.

Наши деньги лежат под нашими ногами, а от финансов зависит развитие. Без них красивыми речами на мероприятиях мы ничего не добьемся.

Оперативные новости и важная информация — в Telegram-канале РБК Кавказ. Аналитика, мнения, лонгриды — в Дзен

Теги
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
00 часов : 00 минут : 00 секунд
00 дней

Считаем дни
до Нового года

Реклама ООО “БОРК Импорт”

Лента новостей
Курс евро на 27 декабря
EUR ЦБ: 91,21 (-0,68)
Инвестиции, 26 дек, 17:59
Курс доллара на 27 декабря
USD ЦБ: 77,69 (-0,19)
Инвестиции, 26 дек, 17:59
Все новости Кавказ
Умерла последняя из пятерняшек Дион Общество, 08:09
Школьным учителям разослали инструкцию по общению с агрессивными детьми Общество, 08:00
РБК ТВ Юг: доля черного рынка среди туроператоров на Юге превышает 50% Кавказ, 08:00 
В Британии выпускникам школ предложат оплачиваемую военную стажировку Политика, 07:58
Ночью дроны сбили в Краснодарском крае и Адыгее Политика, 07:43
Москвичам пообещали пасмурный день без морозов Общество, 07:22
Таиланд и Камбоджа подписали соглашение о прекращении огня Политика, 06:52
Определите свой тип лидерства
Это займет всего 5 минут
Пройти тест
Белый дом раскрыл сроки встречи Трампа и Зеленского Политика, 06:31
Более 50 стран осудили решение Израиля признать Сомалиленд Политика, 06:01
МВД раскрыло «праздничные приманки» мошенников перед Новым годом Общество, 06:01
Глава ФБР объявил о переезде штаб-квартиры в бывшее здание USAID Общество, 05:47
«Золотая лихорадка»: как компании превратить данные о клиентах в деньги РБК и PostgresPro, 05:20
Times узнала о подготовке визита Карла III в США для «очарования» Трампа Политика, 04:56
В офисе шерифа в штате Айдахо произошла стрельба Общество, 04:49