Перейти к основному контенту
Кавказ⁠,
0

Сергей Назаров: инвестиции в проекты СКФО составят ₽1,9 трлн к 2030 г.

Заместитель министра экономического развития РФ Сергей Назаров в интервью РБК Кавказ рассказал о состоянии экономики Северо-Кавказского федерального округа (СКФО), инвестиционной и туристической привлекательности региона
Фото: Антон Тайбарей, Кавказ.РФ
Фото: Антон Тайбарей, Кавказ.РФ

Стабильный рост инвестиций

— Сергей Макарович, известно, что степень вовлеченности крупных инвесторов, федеральных банков отражает экономическую стабильность региона. Как Вы считаете, насколько активно сегодня инвесторы идут на Северный Кавказ?

— Мы фиксируем, что положительная динамика есть. Цифры говорят сами за себя: объемы выданных банковских кредитов за последние пять лет увеличились в 2,3 раза, а на инвестиционные цели — в 4,6 раза. За 9 месяцев 2025 года бизнесу выдано кредитов на сумму 316,8 млрд руб.

Безусловно, по основным социально-экономическим показателям Северному Кавказу есть куда расти. Регион пока еще отстает по некоторым позициям: по инвестициям на душу населения, по валовому региональному продукту. Но надо учитывать, что по численности населения Северный Кавказ превосходит такие геостратегические территории, как Дальний Восток. Это накладывает определенные обязательства, по которым необходимо находить решения, повышать уровень жизни, инвестиционный потенциал региона.

Поэтому в данном направлении мы активно сотрудничаем с институтом развития Кавказ.РФ, совместно с банками разрабатываем различные механизмы поддержки, минимизации рисков. Например, по совместной программе фондирования Кавказ.РФ и Россельхозбанка финансируется три проекта на 6,9 млрд руб., из которых средства на льготное кредитование — 5,2 млрд руб. По другой совместной программе института развития со Сбербанком поддержано 202 проекта на 20,4 млрд руб.

Сегодня есть хорошие перспективы для дальнейшего увеличения активности банков. При этом мы понимаем, что еще присутствуют некоторые ограничения, среди которых проблемы теневого сектора экономики и безналичных расчетов, что влияет на снижение инвестиционной активности банков и бизнеса. Эти вопросы регулярно обсуждаем совместно с представителями субъектов, к примеру, установлены ключевые показатели эффективности (KPI) для повышения доли безналичных платежей. То есть идет активная полномерная работа, которая дает ощутимые результаты.

Возьмем, к примеру, Эльбрус и Каспий, где у нас созданы особые экономические зоны с федеральным оператором в лице института развития Кавказ.РФ.

Пять лет назад на Эльбрус, который, казалось бы, считается привлекательным курортом с богатой историей, было проблематично привлечь инвесторов для строительства гостиничных комплексов и мест размещения из-за отсутствия интереса с их стороны. Но спустя пару лет ситуация изменилась коренным образом. В 2023 году мы провели конкурсные процедуры, потому что желающих прийти уже было много. Это были крупные игроки рынка, такие как компания «Азимут» и банк «ПСБ». Они пришли и на сегодняшний день реализуют свои проекты с другими резидентами.

На Каспии также видим инвестиционную активность. В рамках работы ОЭЗ уже заключено 16 соглашений по 18 инвестиционным проектам. Общий объем инвестиций достиг более 60 млрд. руб, что позволит создать около 8 тыс. мест размещения.

Интерес со стороны банков — это как лакмусовая бумажка, как индикатор привлекательности территории для инвестиций. Повторюсь, что важную роль в этом играют прозрачные условия ведения бизнеса, использование безналичных расчетов, урегулирование земельных вопросов.

Еще одним перспективным направлением для бизнеса является развитие в регионе исламского банкинга. Мы работаем над этим проектом, хотя идея находится на начальной стадии: эксперимент стартовал в сентябре 2023 года, в том числе на территории Дагестана и Чеченской Республики, и продлен до сентября 2028-го. Если реализация окажется успешной, она сможет существенно повысить приток капиталовложений на Северный Кавказ.

Так что, несмотря на существующие еще стереотипы и сложности последних лет, активность банков постепенно увеличивается. А этот фактор выступает драйвером для развития различных направлений, в том числе туризма, где отмечается хороший мультипликативный эффект. Появляются хорошие локации не только в особых экономических зонах.

— Куда сейчас инвесторы больше идут — в туризм, строительство?

— Разные направления; наверное, наиболее активно все-таки в туризм и сельское хозяйство. Туризм особенно привлекает внимание за счет динамичного роста. Сельское хозяйство также активно развивается: есть хороший потенциал и благоприятные природные условия в различных регионах Северного Кавказа. В промышленность не так пока активно идут, хотя есть проекты, которые действительно заслуживают внимания и под них хорошо развивается, допустим, вся логистика.

Транспорт и логистика

— А как развивается логистика, на каком этапе модернизация основных артерий?

— Основные транспортные артерии региона, такие как трасса Р-217 «Кавказ», автомобильные обходы Дербента, Хасавюрта и Махачкалы, пограничные пропускные пункты, уже включены в программы реконструкции и модернизации. Часть мероприятий выполнена, остальные находятся в активной стадии реализации. Ведутся работы по обновлению сети региональных аэропортов, включая аэропорты Ставрополя, Минеральных Вод, Грозного, Махачкалы и Северной Осетии.

У нас только аэропорт в Кабардино-Балкарии стоит в плане, по остальным субъектам работа ведется. Завершение реконструкции аэродромов запланировано на 2026–2027 года. Появятся новые взлетно-посадочные полосы и современные пассажирские терминалы, рассчитанные на возрастающий пассажиропоток.

Параллельно РЖД ведет проект по восстановлению отдельных направлений железнодорожного сообщения. За последние годы нагрузка на инфраструктуру существенно выросла, и сегодня спрос на перевозки увеличивается устойчивыми темпами. Поэтому синхронизация графиков модернизации и развития новых маршрутов приобретает особую актуальность.

Морской порт в Махачкале сегодня одно из основных звеньев системы транспортной коммуникации на Каспийском море. Там планируется построить новый зерновой терминал, тем самым увеличить действующие мощности в 7 раз, расширить коммерческий флот, реконструировать причалы. Кроме того, на территории порта ведется реконструкция морского пункта пропуска через госграницу.

Таким образом, совершенствование транспортных коммуникаций — еще один важный фактор, который стимулирует развитие региона и повышает его инвестиционную привлекательность.

Меры поддержки Северного Кавказа

— Есть ли сегодня дополнительные меры господдержки именно предпринимателей Северного Кавказа или для всех субъектов равные условия?

— Сегодня предприниматели СКФО пользуются 46 мерами господдержки, которые, как я говорил ранее, наиболее востребованы в туризме и сельском хозяйстве. В 2024 году объем господдержки в регионах Северного Кавказа превысил 152 млрд руб., что составило почти 6% от общего объема господдержки по стране.

При этом мы сейчас анализируем все меры поддержки в целом по стране и то, как они реализуются на Северном Кавказе. Экономика регионов СКФО имеет свою специфику, различается по субъектам и отраслям. Поэтому необходима дополнительная адресная донастройка мер поддержки.

Например, ранее действовала общая норма поддержки овцеводов, которая не учитывала особенности региона: большая доля овцеводства сосредоточена именно на Кавказе, но поддержка распространялась лишь на крупные хозяйства с большими стадами. Между тем в регионе преобладает мелкотоварное производство, к которому также нужно обратить внимание.

Вместе с министерством сельского хозяйства провели работу над изменением подходов, скорректировали критерии оказания помощи. И Северный Кавказ теперь участвует в получении соответствующей поддержки, которая адресно помогает и стимулирует развитие отрасли в регионе. Эти меры уже вступили в силу и начали действовать сразу после обсуждения на предыдущем Кавказском инвестиционном форуме. Это было поручение председателя правительства, и совместно с Минсельхозом мы эту задачу решили.

Отдельное поручение касалось продления мер поддержки, направленных на развитие производства винодельческой продукции. Дагестан наряду с Краснодарским краем сегодня является безусловными лидером по развитию виноградарства. Для поддержки отрасли предусмотрена специальная мера — использование повышающего коэффициента налогового вычета при производстве коньяка, при котором государство дает бизнесу льготу в обмен на обязательства бизнеса инвестировать эти дополнительные средства в собственное производство и развитие. Эта форма поддержки активно применяется виноградарями, что позволяет увеличить объемы продукции.

Кроме того, на Северном Кавказе есть более ста приоритетных, прорывных инвестпроектов в различных сферах. По предварительным оценкам, объем запланированных инвестиций составит порядка 1,9 трлн руб. до 2030 года. В инвестполитике Кавказ.РФ прописали адресную поддержку именно прорывных проектов. До 2030 года, надеюсь, нам удастся успешно завершить их реализацию и создать новые точки роста.

Часть Каспийского региона

— Насколько Северный Кавказ сегодня привлекателен для зарубежных партнеров и инвесторов? Какие страны интересуются продукцией региона и какая поставляется в СКФО?

— Северный Кавказ укрепляет внешнеэкономические связи прежде всего со странами Азово-Черноморского и Каспийского регионов. Для Азово-Черноморского бассейна это, в частности, государства, имеющие прямой выход к Черному морю и традиционные торгово-экономические связи с югом России, включая Турцию и страны Южного Кавказа. Также развивается сотрудничество со странами Каспийского региона, прежде всего с Азербайджаном и Ираном.

Интерес к совместным проектам формируется в сферах логистики, туризма, агропромышленного комплекса. Уже проводятся ознакомительные туры, идут переговоры между профильными компаниями. Создаются необходимые инфраструктурные условия: обновляются пункты пропуска на границе с Азербайджаном, модернизируются аэропорты, улучшается дорожная сеть.

Следующий Кавказский инвестиционный форум также ориентирован на расширение международного участия, что отражает растущий интерес к региону.

— Вы упомянули Каспийский прибрежный кластер. Началось строительство пляжного курорта?

— Да, там закончились проектные работы и уже ведутся строительно-монтажные. Помимо создания необходимой инфраструктуры, некоторые резиденты, заключившие соглашения, уже приступили к работе: одни находятся на этапе проектирования, другие начали подготовительные мероприятия на площадке.

Мы хотим синхронизировать строительство инфраструктуры с объектами размещения резидентов, чтобы к концу 2027 года появились первые готовые объекты, способные принимать гостей.

Работа идет активная, к проекту приковано особое внимание, поскольку он включен в масштабный федеральный проект «Пять морей и озеро Байкал» национального проекта «Туризм и гостеприимство». Я думаю, что Каспийский кластер реализуем одним из первых.

ОЭЗ в Кавминводах

— В каком статусе создание другой туристической ОЭЗ — на Кавминводах?

— По проекту туристической ОЭЗ на Кавминводах продолжается межведомственная работа. Сейчас ведется работа по уточнению границ охранных зон минеральных ресурсов, предусмотренная законодательством. Профильные ведомства ведут необходимые исследования и согласования, чтобы обеспечить сбалансированное использование природных ресурсов и развитие инфраструктуры. Параллельно обсуждаются подходы к организации экологического мониторинга и оценке нагрузки на территорию, чтобы все решения были максимально выверенными. Такая подготовка позволит заложить основу для устойчивого развития будущей ОЭЗ.

— То есть с инвесторами еще работа не ведется?

— Работа с инвесторами пока носит ознакомительный характер — на стадии формирования предложений, чтобы понимать, что там планируется создавать, какие объекты, в каком объеме, сколько это будет стоить, какая нужна там предварительно инфраструктура. Понятно, что это еще не проект планировки, это намерения.

Экономика впечатлений

— Вернемся к туризму. Как вы считаете, какие шаги необходимы для эффективного продвижения этой отрасли в регионе?

— Северный Кавказ — лидер по количеству туристических ОЭЗ. В регионе действует шесть таких территорий из одиннадцати, расположенных в России. На туристических ОЭЗ в СКФО сегодня работают 102 резидента с объемом заявленных инвестиций почти 190 млрд руб к 2030 году.

Что касается развития. Прежде всего, важно сосредоточиться на предоставлении качественных услуг. Для этого нужно создавать удобные места пребывания, которые бы удовлетворяли растущие потребности туристов.

Один из важных элементов комфортного отдыха — современные способы оплаты. В некоторых местах региона они действительно пока работают не так широко, как хотелось бы туристам. Мы эту задачу видим и вместе с регионами и банками постепенно расширяем доступность таких сервисов. За последние два года ситуация уже заметно улучшилась, будем продолжать двигаться в этом направлении.

— Туристы отмечают трудности с транспортом от аэропорта до «Эльбруса». Как планируете решать эту проблему?

— Вопрос удобной логистики действительно важен для туристов, и мы вместе с регионами и операторами работаем над тем, чтобы маршрут от аэропорта до курортов был максимально комфортным. Сейчас прорабатывается модель сквозного обслуживания — когда турист получает весь комплекс услуг от прилета до размещения на курорте. Координацией сервисных решений занимается Северо-Кавказский горный клуб.

Кроме того, с Республикой Северная Осетия обсуждаем возможность запуска регулярного автобусного сообщения от аэропорта Владикавказа до нового курорта «Мамисон», который начинает работу в этом сезоне.

— Сегодня в России набирает популярность новый туристический тренд — экономика впечатлений. Люди предпочитают не пассивный пляжный отдых, а стремятся посещать интересные места, быть частью событий. Что в этом плане может предложить Северный Кавказ?

— Конечно, регион активно развивает разнообразные туристические направления. Организуются гастрономические туры, проводятся концерты и музыкальные фестивали. Летом открыто около 70 км оборудованных пеших маршрутов, реализуется идея строительства Большой Кавказской тропы, проходящей от Черного до Каспийского моря через главные курорты региона. Протяженность такого межрегионального маршрута превысит 2 тыс. км. Сегодня обустроено 150 км троп, а к 2030 году планируем сделать не менее 488 км.

В этом году открыта новая тропа на Эльбрусе — «Тропа Победы». Маршрут начинается на высоте 3,5 тыс. м от станции «Мир» возле Музея обороны Приэльбрусья. Он проходит мимо обсерватории, затем спускается к водопаду «Девичьи косы» и далее ведет вниз, к поселку. Я прошел по ней: на всем протяжении информационные стенды, которые рассказывают о ходе сражений и ключевых моментах обороны Эльбруса. Маршрут оставляет сильное впечатление.

Часто бывает, что даже жители региона не знают обо всех достопримечательностях, расположенных поблизости.

Например, мало кто знает, что на берегу Каспийского моря в Дагестане находится один из интереснейших музейных экспонатов — экраноплан «Лунь». Это ракетный корабль-экраноплан, созданный во времена Советского Союза. Ему нет аналогов в мире. Для тех, кто интересуется военной техникой и историей своей страны, будет очень познавательно посетить это место.

Оперативные новости и важная информация — в Telegram-канале РБК Кавказ. Аналитика, мнения, лонгриды — в Дзен

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
00 часов : 00 минут : 00 секунд
00 дней

Считаем дни
до Нового года

Реклама ООО “БОРК Импорт”

Лента новостей
Курс евро на 26 декабря
EUR ЦБ: 91,89 (-0,58)
Инвестиции, 25 дек, 17:38
Курс доллара на 26 декабря
USD ЦБ: 77,88 (-0,55)
Инвестиции, 25 дек, 17:38
Все новости Кавказ
Китай ввел санкции против США из-за продажи оружия Тайваню Политика, 13:06
В РФС назвали, чьего разрешения ждет ФИФА для допуска России Спорт, 13:06
Ценный сотрудник вдруг стал работать еле-еле: что делать Образование, 13:04
Гиперлокальный супермаркет: какие новые форматы развивают ретейлеры Отрасли, 13:02
Балицкий сообщил об урегулировании вопросов с ЦИК после встречи с Путиным Политика, 12:58
iCaur показал в России первый кроссовер V27 Авто, 12:53
Авторам скетч-шоу про депутата Наливкина вынесли приговор Общество, 12:53
Праздники без последствий
Узнайте, как пить красиво
Пройти интенсив
Не просто переправа: как мосты превратились в архитектурный феномен Стиль, 12:51
Серб Йокич в одном матче побил сразу два рекорда НБА Спорт, 12:49
Работавшая над взломом «Энигмы» шифровальщица умерла в возрасте 99 лет Общество, 12:48
Росавиация оценила работу аэропортов Москвы в ливневый снег Общество, 12:46
Шесть трендов туризма: куда, как и почему путешествуют россияне РБК и Ozon Travel, 12:41
«Сбер» выдал первый кредит, обеспеченный криптовалютой Крипто, 12:35
Суд в Москве заочно приговорил Галину Тимченко к пяти годам Политика, 12:34