Старостин: по итогам года аэропорт Краснодара обслужит 700 тыс. человек
Знаковым событием 2025 года стало возобновление работы международного аэропорта Пашковский в Краснодаре после почти четырехлетнего перерыва. 17 сентября терминал принял первый рейс из Москвы. О том, как готовились к открытию, как помогают пассажирам успевать на рейс и в какой стадии находится строительство нового терминала, в интервью РБК Краснодар рассказал генеральный директор аэропортового холдинга «Аэродинамика», в который входит международный аэропорт им. Екатерины II Великой, Алексей Старостин.
— Аэропорт Краснодара, закрытый с конца февраля 2022 года из соображений безопасности, возобновил работу 17 сентября 2025 года. Как вы оцениваете начало работы предприятия, сложно ли было восстанавливать процесс после долгого перерыва?
— Для меня ключевой показатель — готовность команды. Фактически после 3,5 лет без гражданских рейсов сотрудники в кратчайшие сроки восстановили операционные процессы. В текущих условиях это серьезный вызов, но персонал демонстрирует высокий уровень вовлеченности и технической готовности. Это дорогого стоит. Возникающие недочеты устраняются оперативно — это нормальная часть управления живой инфраструктурой.
Открытие показало: после почти четырехлетнего перерыва аэропорт был необходим региону. С момента возобновления работы мы обслужили более 500 тыс. пассажиров. По итогам года ожидаем, что показатель превысит 700 тыс., в том числе из-за традиционно высокого спроса в предновогодний период. План грузового терминала — принять и отправить 1,2 тыс. т.
— Есть ли прогнозы пассажиропотока на 2026 год?
— Прогноз зависит от нескольких сценариев. Они включают возможное изменение регламента работы аэропорта, а также ситуацию в конкурентной среде — прежде всего открытие соседних аэропортов, которые сегодня остаются закрытыми. Но даже при консервативном сценарии мы планируем обслужить в 2026 году не менее 3,5 млн пассажиров. Это реалистичная оценка, исходя из текущей динамики и структуры спроса.
— На начало ноября из аэропорта кубанской столицы выполнялись полеты по 10 внутренним и 11 международным направлениям. Какие планы относительно летной программы на 2026 год? Ведет ли холдинг какие-либо переговоры в части ее расширения?
— Сейчас из Краснодара выполняются рейсы по 23 направлениям: 11 внутренних и 12 международных. География постепенно расширяется — спрос как со стороны авиакомпаний, так и со стороны пассажиров подтверждает потенциал рынка.
Переговоры ведем постоянно, но многое зависит от режима работы аэропорта. Действующий регламент — прием и выпуск воздушных судов с 9:00 до 19:00 — ограничивает гибкость расписания и влияет на пассажиропоток. Тем не менее мы прогнозируем устойчивый рост по традиционным для Краснодара направлениям. В частности, Стамбул и Анталия продолжат наращивать объемы.
Полный комплект
— Сообщалось, что в период ограничений в краснодарском аэропорту был сохранен кадровый состав. С открытием авиагавани планировался набор на новые позиции. Есть ли дефицит отдельных специалистов?
— Штат полностью укомплектован и, что важно, укомплектован качественно. Отдельно отмечу молодых специалистов — выпускников федерального проекта «Профессионалитет» по программе «Сервис на транспорте». Они уже работают в аэропортах Сочи и Краснодара, успешно проходят адаптацию и показывают высокий уровень мотивации.
— Какие новые позиции уже введены в штатное расписание или могут быть внедрены в 2026 году?
— Среди новых сотрудников появились менеджеры по гостеприимству. Эти работники в голубой униформе уже привлекли внимание пассажиров. Они воспринимают аэропорт как живой организм: ведут постоянный мониторинг обстановки в терминале, оказывают помощь в навигации внутри комплекса и своевременно предоставляют необходимую информацию.
Согласно статистическим данным, благодаря их усилиям ежедневно десятки пассажиров успевают на рейсы. Их работа непосредственно повышает эффективность обслуживания клиентов. Подобные специалисты успешно проявили себя ранее в сочинском аэропорту, особенно в периоды повышенной нагрузки.
Инфраструктура будущего
— В августе 2025 года стало известно, что в третьем или четвертом квартале 2027 года планируется ввести в эксплуатацию новый терминал. Какие работы уже выполнены? Какая готовность объекта?
— Степень готовности нового терминала — около 46%. Более 70% фасадной подсистемы и инженерных сетей уже смонтировано. Завершено строительство котельной, резервуаров запаса воды, насосных станций, очистных сооружений. Монолитные работы в терминале и административном корпусе выполнены полностью.
— Что предстоит сделать в 2026 году?
— Планируем достичь более 90% готовности по всему проекту: завершить строительство административного здания, организовать парковки, создать кинологический центр и смонтировать телетрапы. Кроме того, завершим остекление фасадов, кровельные работы и максимально продвинемся в выполнении внутренней отделки. На сегодня в активной стадии монтаж металлоконструкций переходных галерей, а остекление фасадов уже выполнено на 90%.
Параллельно идут работы по подготовке перрона и рулежных дорожек. Площадь будущего перрона составит 22 га, где будет организовано 28 стоянок для всех типов воздушных судов. Связь с действующей взлетно-посадочной полосой обеспечат две новые рулежные дорожки. Готовность проектных работ — около 12%. К концу 2026 года рассчитываем получить полностью готовый перрон перед новым аэровокзальным комплексом.
Одновременно разрабатывается концепция привокзальной площади. Наша задача — создать не просто крупнейший терминал в ЮФО, но и продуманную, удобную среду. Со стороны «Аэродинамики» все работы выполняются по графику. Следующий важный шаг — реализация проекта транспортных подходов, который находится в зоне ответственности краевых властей.
В режиме ожидания
— Наряду с терминалами в Сочи и Краснодаре в холдинг «Аэродинамика» входит еще один южный аэропорт — в Анапе. Как поддерживаете работоспособное состояние воздушной гавани в период действия ограничений?
— С февраля 2022 года, с момента закрытия аэропорта, предприятие находится в полной технической и операционной готовности к возможному открытию. Персонал регулярно проходит тренировки, обучение и стажировки в действующих аэропортах группы, что позволяет сохранять квалификацию. Техника полностью готова к эксплуатации зимой.
Недавно мы завершили масштабную модернизацию блочно-модульной котельной — перевели ее на газ. Это существенно снизило экологическую нагрузку и повысило надежность теплоснабжения. Так что аэропорт находится в полноценной готовности и, без преувеличения, ждет возвращения пассажиров. Уверен, что они по достоинству оценят отреставрированный терминал и обновленную привокзальную площадь.
— В июле 2025 года АО «Аэропорт Анапа» разместило тендер на выполнение работ по созданию мастер-плана развития воздушной гавани и прилегающей территории до 2045 года. Это будут работы в продолжение той модернизации, о который вы сказали выше? Что это будет за проект?
— Проект действительно масштабный и ключевой для всего Черноморско-Кавказского региона. Он определит развитие аэропорта на десятилетия вперед и задаст базу для будущих инвестиций.
В августе 2025 года мы заключили контракт с «Ленаэропроектом» на разработку мастер-плана. Процесс разделен на четыре этапа. Первый — комплексный анализ текущей работы аэропорта и оценка его потенциала — завершен. Далее предстоит обсуждение проектных решений и выбор оптимальной стратегии развития.
Итоговая версия мастер-плана будет готова к концу 2026 года. Документ станет основой для планирования инфраструктурных изменений, повышения качества обслуживания и превращения аэропорта Анапы в современный международный транспортный узел.
Оперативные новости и важная информация — в Telegram-канале РБК Кавказ. Аналитика, мнения, лонгриды — в Дзен