Виталий Кушнарев: «Ростовское кольцо» позволит развивать новые территории
Медиа Группа РБК Юг и Северный Кавказ и телеканал «ДОН 24», который входит в состав крупнейшего медиахолдинга Ростовской области АО «Дон-медиа», запустили второй сезон проекта «Взлетная полоса». Он включает в себя серию телевизионных интервью с представителями региональной власти. В рамках проекта зрителям расскажут о точках роста донского региона. Проект выходит на двух площадках: в ростовской студии с гостями общается ведущая телеканала «ДОН 24» Анна Глебова, из краснодарской студии — в эфире ведущий РБК ТВ Юг Станислав Бандурка.
Анна Глебова: Один из важнейших проектов региона сегодня — это Ростовское транспортное кольцо, которое включает в себя 110 километров дорог. На каком этапе реализации проект находится сейчас?
— Действительно, это один из ключевых элементов транспортной системы Ростовской области. Благодаря своей экономической и социальной значимости проект был поддержан президентом нашей страны Владимиром Путиным. И сейчас его реализация находится, фактически, в завершающей фазе. Выполнены основные элементы этого грандиозного инфраструктурного проекта: построен Северный радиус, завершено строительство обхода города Аксая — это объект протяженностью 35 км и стоимостью 95 млрд руб., который предполагает вывод транзитного транспорта из Ростова-на-Дону.
Сейчас идет строительство Западной хорды. Первый этап в текущем году будет введен в эксплуатацию. Останется последний элемент, который соединит федеральную автомобильную дорогу Р-280 «Новороссия» с федеральной автомобильной дорогой А-135 «Южный подъезд к г. Ростову-на-Дону».
Станислав Бандурка: Если говорить о втором этапе строительства Западной хорды, на каком этапе он находится сейчас?
— Сейчас работаем над ним, планируем его реализовать на концессионной основе. У нас есть концессионер, с которым мы очень плотно работаем. На сегодняшний день получены все заключения — «Росавтодора», Министерства транспорта РФ, Минстроя РФ. Остается на правительственной комиссии решить вопрос об утверждении средств проектного финансирования Дом.РФ, в сумме 7 млрд руб. По сути, эти средства уже зарезервированы, но финальное решение об их выделении будет рассматриваться на правительственной комиссии РФ. Далее — это финансирование ВЭБ.РФ и собственные средства концессионера.
Мы планируем этот объект построить и ввести в эксплуатацию в 2026 году. Это будет четырехполосная дорога первой категории протяженностью 8 км. Там очень сложный участок — предусмотрено два моста протяженностью 1100 м каждый, они очень дорогостоящие и трудоемкие с точки зрения реализации. Но нас это не пугает, есть понимание и по силам, и средствам, и по объемам всех необходимых материалов. Все вопросы на уровне региона проработаны и согласованы.
Анна Глебова: Уже очень много сделано, много потрачено сил, средств и времени на реализацию Ростовского кольца. Что мы получим в итоге, каким будет эффект от этого проекта?
— Эффект будет колоссальный, синергетический. В первую очередь, это позволит нам развивать новые территории, реализовать проекты комплексного развития. Это увеличивает градостроительный потенциал Ростова-на-Дону и Ростовской области в целом.
Второй момент — это продвинутая транспортная логистика, позволяющая нам вывести транспортные потоки из города, это наша основная задача. И, наконец, мы создаем возможность для хорошей связи с новыми территориями — Донецкой и Луганской народными республиками, Запорожской и Херсонской областями. Интенсивность транспортного потока с учетом развития этих регионов все более возрастает, поэтому для нас это очень важная транспортная артерия, которая позволит обеспечить надежную связь с новыми субъектами.
Ну и, конечно же, важна экологическая составляющая — вывод грузового транспорта из города очень серьезно повлияет на качество жизни и в Ростове-на-Дону, и в ближайших городах и населенных пунктах Ростовской агломерации.
Анна Глебова: Верно ли мы понимаем, что дороги приходят в негодность именно из-за большого количества грузового транспорта и сейчас этот риск удастся снизить?
— Любая дорога служит определенный период времени, имеет нормативный срок эксплуатации. Основной фактор, который способствует сокращению этого срока — это нагрузка на дорогу. Конечно, грузовики, которые сегодня идут с перегрузом непрерывным потоком, приводят дороги в негодность. Вывод этих дорог за пределы города позволить содержать улично-дорожную сеть в нормативном состоянии. А за деньги, которые ежегодно поступают в наш дорожный фонд, мы будем строить больше дорог соответствующего качества.
Станислав Бандурка: В июне на полях ПМЭФ стало известно, что из Тюмени в Краснодар через Ростовскую область будет построена новая автомагистраль. Что сейчас известно об этом проекте?
— Это масштабный инвестиционный проект федерального уровня, который предполагает строительство федеральной четырехполосной автомобильной дороги от Тюмени до Краснодара. Она пройдет по территории Ростовской области в двух участках: от Каменска до Волгограда и от Волгограда до Краснодара. Общая протяженность участка дороги на территории Ростовской области составит порядка 400 км.
Мы получим хорошую современную трассу первой категории, которая позволит нам развиваться. По оценкам специалистов, прирост ВРП Донского региона составит порядка 105 млрд рублей.
Анна Глебова: Какой объем средств в этом году планируется направить на ремонт существующих автодорог? И какой объем запланирован на 2025-2026 годы, какие основные артерии дорожные будут отремонтированы за этот период?
— В 2024 году на ремонт автомобильных дорог предусмотрено 15 млрд рублей. Из них 3 млрд — это средства федерального бюджета. Что касается перспективного периода, 2025-2026 годов, то на этот период предусмотрены порядка 30 млрд рублей, из них 11 млрд — это средства федерального бюджета.
Естественно, мы будем заканчивать объекты крупной масштабной инфраструктуры, о которой говорили выше. Но, естественно, предусмотрены и новые объекты, это приведение в нормативное состояние участков автомобильных дорог Ростов-Волгодонск, Миллерово-Вешенская, Ростов-Ставрополь. Это те дороги, которые имеют максимальную загрузку по движению и которые требуют особого внимания к себе.
Анна Глебова: — В этом году после многолетнего перерыва возобновилось пассажирское судоходство на Дону. Можно ли подвести какие-то промежуточные итоги 2024 года?
— Многие ростовчане помнят еще по детским годам, что в Ростове-на-Дону и в области очень активно использовался речной транспорт. Причем он был не просто прогулочным, туристическим — были регулярные пассажирские маршруты, которыми многие пользовались. И вот спустя 30 лет на Дону мы возрождаем пассажирское судоходство. В 2023 году была создана судоходная пассажирская компания «Дон». За счет средств бюджета приобретены два судна типа «Валдай 45», сегодня они работают по двум направлениям — это Ростов-Азов и Ростов-Багаевская-Семикаракорск.
Эти маршруты оказались востребованными, на сегодняшний день наши «Валдаи» перевезли уже около 16,5 тыс. пассажиров. И в планах, конечно, развитие этой компании. У нас есть намерение приобрести в текущем году судно «Метеор», более вместительное по количеству пассажиров — до 120 мест. Также планируем дальше приобретать «Валдаи». То есть мы будем это направление развивать.
Анна Глебова: В продолжение разговора об экологической составляющей — какие варианты развития экологически чистого транспорта в регионе сегодня являются наиболее перспективными?
— В настоящий момент реализуются два концессионных соглашения — по созданию инфраструктуры городского трамвая в Ростове-на-Дону и в Таганроге, где такой проект уже реализован, мы сейчас находимся на финальной стадии подписания документов о передаче имущества городу. Трамвай в Таганроге уже полномасштабно заработал. Это один из экологичных видов транспорта, и мы это направление не намерены сокращать. И концессия, реализуемая в Ростове, этому подтверждение.
Еще одно направление развитие экологичного транспорта — электробусы. У нас уже приобретено 40 электробусов, и сегодня их все чаще можно встретить не только Ростов-на-Дону, но и в других городах области — Таганроге, Волгодонске. И дальше мы будем это направление, безусловно, развивать.
Кроме того, активно развиваем транспорт на газомоторном топливе и инфраструктуру для него. Строятся автоматические газонаполнительные компрессорные станции, сегодня в Ростовской области их уже 60. До конца года будут введены еще две АГНКС. И транспорт, который сегодня приобретается — это в большинстве своем транспорт на газомоторном топливе, это прописано в условиях наших конкурсов, которые мы проводим на обслуживание городских маршрутов. Такого транспорта будет появляться больше, как более экологичного.
Полное видео интервью можно посмотреть по ссылке.