Юлия Оглоблина: Современный АПК – это технологии и перспективы
О сельских территориях сегодня все чаще говорят как о перспективном направлении экономического и территориального развития южных регионов страны. Если раньше жители сел массово ехали в города, то сейчас наблюдается обратная тенденция — многие горожане, наоборот, стремятся в сельскую местность.
Согласно данным исследования Россельхозбанка, в 2023 году рост доли сельского населения произошел в 29 регионах страны России, наибольший прирост доли сельских жителей отмечен в Московской области, на юге России и Северном Кавказе лидерами стали Астраханская область и Карачаево-Черкесская Республика. Среди драйверов деурбанизации, по мнению авторов исследования – рост и развитие пригородной зоны, сельская ипотека, реализация крупных инвестиционных проектов, направленных на поддержку социально-экономического развития сельской местности. Согласно прогнозу аналитиков РСХБ, в тренд на деурбанизацию сохранится в ближайшие годы.
— Юлия Васильевна, чем, на ваш взгляд, сегодня может привлечь горожан сельская жизнь, а что, наоборот, становится препятствием для переезда?
— Действительно, городские жители все чаще задумываются о переезде на село. На мой взгляд, во многом на это повлияла пандемия, когда люди ехали за город на время самоизоляции — они увидели совершенно другое село, увидели новые возможности.
Но, конечно, для горожан важна доступность всей привычной инфраструктуры. Люди привыкли к определенному ритму жизни, они не готовы без него обходиться. Поэтому они выбирают населенные те сельские населенные пункты, где эта инфраструктура создана.
— В России действуют десятки мер поддержки жителей села. Какие из них, на ваш взгляд, сегодня являются наиболее действенными, более всего востребованными аграриями?
— По итогам прошлого года из федерального бюджета на сельские территории было выделено в общей сложности около 800 млрд рублей по всем программам. Самая востребованная из них — это «Комплексное развитие сельских территорий», которую курирует Минсельхоз РФ — на нее выделяется более 60 млрд рублей. Она позволяет построить на селе все необходимое — детские сады и школы, ФАПы и спортплощадки, ремонтировать дороги и так далее.
Кроме того, развитие сельских территорий сегодня учитывается в нацпроектах. В программах практически всех федеральных министерств есть так называемые «сельские строчки». В бюджете следующего года наша задача — сохранить эти «сельские строчки» и на будущий год, и на перспективу.
— Сегодня много говорится о дефиците молодых кадров в ключевых отраслях промышленности. Как обстоят дела в АПК? И чем, на ваш взгляд, сегодня можно привлечь молодежь на село?
— Дефицит кадров наблюдается сегодня во всех отраслях экономики. Но в АПК привлечь молодые кадры, действительно, сложнее. И сейчас первоначальная задача — рассказывать о возможностях работы в АПК с малых лет. Усилилась работа по открытию агроклассов в сельских школах, к 2030 году такие классы должны появиться во всех сельских школах, у нас есть KPI в 18 тыс. школ».
Зачем это нужно? Чтобы ребята увидели, что представляет собой современное сельское хозяйство, поняли, что работать в АПК интересно. Сегодня АПК — это не грязные сапоги, как было раньше, а современная техника, и перспективные технологии, которые будет развиваться и дальше.
Сейчас мы вместе с коллегами, депутатским корпусом, занимаемся тем, чтобы разрегулировать работу по организации летней практики и стажировок для подростков на предприятиях АПК. Кроме того, мы активно привлекаем к работе сельских блогеров, которые формируют новый образ села. Потому что большинство ребят, которых нам надо привлечь в АПК, являются активными пользователями социальных сетей, и нам эту возможность нужно использовать.
— Какие еще программы поддержки сельской молодежи есть сегодня, и какие дополнительные шаги в этом направлении, по вашему мнению, нужны?
— Сейчас, на мой взгляд, не хватает жилищной программы, доступной именно для молодежи. Потому что «Сельская ипотека» все же не для самых молодых, не для выпускников — чтобы взять ипотеку, нужно как минимум накопить средства на первоначальный взнос.
Кроме того, в сельской местности, особенно в отдаленных селах, далеко не всегда есть подрядные организации, подпадающие под условия ипотеки. При этом запрос на жилье на селе очень большой. Поэтому, на мой взгляд, должны появиться доступные жилищные программы для молодых семей, это поможет не только привлечь молодежь на село, но улучшить и демографическую ситуацию в стране.
И, конечно, важны дороги, транспортная доступность. Если создание социальной инфраструктуры предусмотрено целым рядом госпрограмм, и мы видим их результаты, то по сельским дорогам отдельных крупных федеральных программ нет. В программе «Комплексное развитие сельских территорий» строительство дорог предусмотрено, но есть требование о том, что дорога должна строиться до объекта АПК, до сельхозпредприятия, либо до социальных объектов — школы, ФАПа, детского сада. Но есть много сел и деревень, где таких объектов нет.
Сейчас идет работа по опорным населенным пунктам, 1800 таких населенных пунктов отобраны по всей стране. В них должны быть созданы все необходимые условия, и от этих сел, как артерии, должны идти дороги, и, конечно, должен работать общественный транспорт.
— В весеннюю сессию Госдума приняла в окончательном чтении закон, который вводит понятие «агроагрегаторов». Много говорилось о трудностях, с которыми сталкиваются фермеры при попытке зайти со своей продукцией в крупные торговые сети. Насколько агроагрегаторы, на ваш взгляд, способны изменить эту ситуацию и рынок в целом?
— Мы закрепили понятие «фермерская продукция», которую производит микро- и малый бизнес в сельском хозяйстве. Это большая проблема — фермер производит очень вкусный натуральный продукт, его очень ждут потребители, но его очень сложно приобрести. Выход в крупные сети — возможность расти и развиваться для фермера, но у сетей достаточно жесткие требования, которые не всем по силам. Поэтому они сами выходили с просьбой, чтобы такие агорагрегаторы появлялись. Сейчас такие пилотные проекты уже созданы в двух регионах страны.
Кроме того, в ноябре в рамках агарного комитета мы планируем обсудить вопросы поставок продукции малых сельхозтоваропроизводителей для организованного питания — в школы, другие социальные объекты.
— Какие еще инициативы, касающиеся АПК, планирует рассмотреть в осеннюю сессию аграрный комитет Госдумы РФ?
— В портфеле комитета сейчас около 50 законопроектов, 17 из них мы определили как приоритетные. В частности, я занимаюсь законопроектами, которые уже внесены на рассмотрение Госдумы. Один из них связан с уравновешиванием прав поставщиков и торговых сетей. Сейчас торговые сети могут в одностороннем порядке запросить любой объем продукции, который им необходим, и если поставщик не поставит нужный объем, его могут оштрафовать. Важно урегулировать эти взаимоотношения, чтобы объемы определялись по согласованию с поставщиком. Некоторые сети согласовывают объемы и сроки поставок, но необходимо, чтобы такая практика стала общей. Этот законопроект внесен, надеемся, что до конца этой сессии сможем его принять.
Еще один законопроект связан с сельхозпотребкооперацией, он даст возможность сборщикам дикоросов объединяться и создавать свои кооперативы для переработки и реализации своей продукции. Положительный отзыв правительства мы получили, надеемся, что до конца сессии тоже его примем.