Щелково Агрохим: В ЮФО и СКФО растет доверие к российской защите растений
— В 2024 году в стране могут ограничить ввоз семенного материала картофеля, пшеницы, ржи, ячменя, кукурузы, соевых бобов, рапса, подсолнечника и сахарной свеклы. Причина — инициатива по квотированию импорта семян некоторых агрокультур. Как, на ваш взгляд, это скажется на рынке?
— Изначально эта инициатива появилась у селекционных компаний и научно-исследовательских организаций, и Минсельхоз РФ откликнулся на предложение. Я считаю, что введение квотирования сильно вдохновит и взбодрит отечественную селекцию и семеноводство. Естественно, возникает вопрос: какие квоты вводить. Но здесь пока нет ясности.
Моя личная заинтересованность состоит в том, чтобы именно те культуры, которыми мы занимаемся, в частности сахарная свекла, подсолнечник, озимая пшеница, яровая пшеница, соя, горох, получили дальнейшую динамику развития для ускоренного замещения иностранных семян. В этом году крупные компании начали высевать наши семена сахарной свеклы. Также «Щелково Агрохим» начал экспортировать семена сахарной свеклы в Белоруссию, Туркменистан, Египет, то есть в импортозависимые страны, которые теперь постепенно переходят на зависимость от наших семян. В целом рынок может почувствовать недостаток подсолнечника, кукурузы, рапса и сои. Тем не менее, если грамотно вводить квоты, то до 2030 года директива должна быть исполнена.
— Как продолжающиеся санкции влияют сейчас на рынок средств защиты растений, удобрений и семян в России? Как они сказываются на ваших финансовых показателях? В целом, каких финансовых показателей вы планируете достичь в 2023 году, ожидаете ли прирост?
— Санкции, введенные в отношении нашей страны по всем направлениям, не повлияли на внутреннее производство средств защиты растений. Было две потери иностранных поставщиков: две американские компании покинули российский рынок. Суммарно они занимали примерно 8% рынка. Эта доля в 2022 году быстро распределилась между российскими производителями и поставщиками средств защиты растений.
Объемы производства «Щелково Агрохим» в прошлом году существенно выросли. На рынке рост составляет в среднем 5–7% по физическим объемам потребления, у нас в 2022 году он составил порядка 12%, а по финансовым показателям еще больше. Мы закончили период с абсолютным ростом по физическим объемам и финансовым показателям в сравнении со всеми предыдущими годами. На текущий момент у нас идет пиковый период потребления средств защиты растений. Мы опережаем физические объемы прошлого года на 5,2% (по состоянию на начало июля — прим. ред. РБК ТВ Юг). Что касается финансовых показателей, рынок упал, так как мы пошли навстречу сельхозтоваропроизводителям. Среднее падение по денежным показателям составило 18%. В результате финансовые показатели будут уступать, а физические — превышать предыдущие результаты.
Привыкшие к высоким технологиям уже не возвращаются к сохе и тяпке, пользуются вместо тяпки средствами защиты растений, а вместо сохи продолжают пользоваться современной техникой. Это взаимосвязанные вещи, поэтому по физическим объемам Россия будет находиться по потреблению средств защиты растений на высоком уровне.
— Насколько Юг и Северный Кавказ, в частности Краснодарский край, обеспечены отечественными средствами защиты растений и удобрениями на данный момент?
— Если говорить про Краснодарский край, Ставрополье и Ростовскую область, то в этих регионах по физическим объемам по отношению даже к рекордному прошлому году растем примерно на 30–40%. Это регионы благополучные и привыкшие к своим высоким результатам. Они не могут себе позволить снизить показатели. Потребление средств защиты растений растет не только в трех этих регионах, но и в республиках Северо-Кавказского федерального округа.
Также подчеркну, что в этих регионах растут площади садовых насаждений, где стоимость защиты 1 гектара в 10 раз выше, чем стоимость защиты 1 гектара насаждений полевых культур. Поэтому в данном сегменте растет применение средств защиты растений. Последние 2–3 года отмечаю такую тенденцию, что если раньше ЮФО и СКФО скептически относились к отечественным средствам защиты растений, то сейчас ощущается высокое доверие к российским продуктам. По эффективности мы не только сравнялись, но и ушли по всем показателям вперед, поэтому потребление наших продуктов и продуктов наших коллег, российских производителей, там растет. И думаю, что будет расти.
— Как отмечают аналитики, стоимость минеральных удобрений на внутреннем рынке в 2022 году в среднем выросла на 10–15% в зависимости от вида. Как в 2023 году ведут себя цены на внутреннем рынке, за счет каких факторов происходит динамика?
— В 2022 году выросли цены не только на удобрения, но и на средства защиты растений. Что касается наших средств защиты растений, то тут цены упали на 18% по индексу 2023 года. При этом поразительно: впервые за 20 лет произошло снижение стоимости минеральных удобрений для сельхозтоваропроизводителей — причем достаточно серьезное. Например, аммофос раньше стоил 60–62 рубля за килограмм, теперь — 40 рублей. Урожаи озимой пшеницы и других культур текущего года это снижение не ощутят, они сформированы с прошлого года и весны этого года, а снижение произошло совсем недавно. Поэтому влияние почувствует урожай 2024 года по всем остальным культурам.
Вполне обычная ситуация, когда в ответ на падение конъюнктуры рынка поставщики ресурсов идут навстречу и снижают стоимость своих продуктов. Первыми, конечно, отреагировали мы как производители средств защиты растений. Поэтому сельхозтоваропроизводители ощутят снижение цен уже в урожае 2023 года. А снижение цен на минеральные удобрения — в следующем году.
Осенью мы можем ожидать увеличения цен в связи с ростом спроса из-за применения минеральных удобрений, таких как фосфор и калий. Средства защиты растений продолжат снижение стоимости, и к концу года падение может превысить 18%.
— По итогам 2022 года российский экспорт минеральных удобрений в натуральном выражении сократился более чем на 10%. Поставки удобрений из России в США сократились более чем на треть, в ЕС — почти на 20%. Пришлось ли вам в таких условиях переориентироваться на рынки других стран, и если да, то каких?
— Мы экспортируем 30% своей продукции в дружественные страны, страны бывшего Советского Союза. Кроме того, в этом году мы увеличили экспорт в Монголию, Сербию, Турцию, существенно — в Белоруссию. Также «Щелково Агрохим» начал экспортировать семена озимой пшеницы, достаточно большой объем отправили в Туркменистан, а в Египет стартовали поставки семян сахарной свеклы.
Поскольку мы индексируем суммы в валюте, в рублевом отношении за счет роста курса у нас денежная масса прирастает. Поэтому наш экспорт не пострадал, будем его развивать дальше.
— Каковы ваши планы по улучшению инфраструктуры в ближайшее время? Какие инвестиции в производство на Юге и Северном Кавказе планирует освоить компания до конца текущего года и в 2024 году?
— Мы расширяем собственную инфраструктуру по производству средств защиты растений. В этом году планируем закончить строительство крупнейшего цеха на территории «Щелково Агрохим» по производству фунгицидов и инсектицидов, то есть расширяем производство именно этой группы продуктов.
В этом и ближайшие годы ожидаем, что Юг осознает причины болезней растений во влажные годы: это происходит из-за недостаточной обработки. На фоне этого мы намерены расширить объемы производства фунгицидов. И, следуя навстречу всемирному потеплению, которое приводит к увеличению численности насекомых, планируем повышать производство инсектицидов различных групп. Сейчас, если посмотреть, какие группы продуктов показывают наибольший рост, это фунгициды, протравители и инсектициды для защиты от вредителей.
Мы инвестировали в строительство этого цеха 1,2 млрд рублей. На данный момент на объекте идет монтаж оборудования, построено здание, внутренняя и внешняя инфраструктура. Работы завершаются, поэтому в сентябре мы введем в строй крупнейший завод в Центральной Азии, в Самарканде, по производству всех групп средств защиты растений, которые есть в нашем ассортименте. Это, конечно, уменьшит экспорт, так как продукция будет выпускаться на территории нового завода.
На Юге России мы планируем построить селекционный центр для подсолнечника. Мы приобрели земельные площади, у нас есть хозяйства, в которых мы можем это делать. В нашем ведении находится около 5,5 тыс. га на Юге России. И мы будет инвестировать в создание селекционного центра по подсолнечнику. Сейчас делается план-проект застройки. Так, 65 га отведено под первичную инфраструктуру для всего селекционного процесса. Он будет находиться на территории Адыгеи, примыкающей к Краснодарскому краю. В этом году завершим проектирование, к усиленной работе приступим в 2024 году. Создание селекционного центра потребует порядка 700 млн рублей.
Что касается размещения для размножения семян, это тоже будет происходить в южных регионах. В этом году мы посеяли 3,6 тыс. га участков гибридизации подсолнечника в Ставропольском, Краснодарском крае и Ростовской области. Это направление будет увеличиваться до 15 тыс. га к 2030 году. Мы будем инвестировать в производство семян подсолнечника, сои и озимой пшеницы на этих площадях. На эти цели планируется направить порядка 900 млн рублей.
— В ноябре этого года в Краснодаре пройдет юбилейная Международная сельскохозяйственная выставка «ЮГАГРО 2023», и вы планируете принять в ней участие уже не в первый раз. Насколько участие в выставке «ЮГАГРО» важно для «Щелково Агрохим»? По опыту прошлых лет, насколько эффективно оно проходит?
— «ЮГАГРО» — это грандиозная выставка, куда, я думаю, собирается половина страны. Даже наши коллеги с Дальнего Востока прилетают. В определенном смысле это самый глобальный выставочный форум в России, на котором представляются всемирные достижения. На выставке мы демонстрируем не только средства защиты растений, но и семена — теперь во все большей и большей степени. Также мы представляем там технику, которую собираем на наших сборочных площадках. При этом главная роль этой выставки — это то, что можно принимать наших друзей и партнеров, потребителей, клиентов, проводить там круглые столы. Это самое важное.