Алексей Юртаев: «ВРП Кубани в ближайший три года вырастет до ₽5 трлн»
Краснодарский край из-за ухода иностранных поставщиков и производителей начал диверсифицировать экономику с традиционного сельского хозяйства, туризма и торгово-логистическую сферу. В последние 1,5 года драйверами экономики начали становиться промышленность и IT-сфера.
К концу 2023 года валовый региональный продукт (ВРП) Краснодарского края приблизится к показателю в 4 трлн руб. Кроме того, объем кредитования населения, малого и среднего бизнеса за восемь месяцев вырос на Кубани вдвое. Это больше показателей Московской области, сообщал РБК Краснодар.
В 2024 году власти ожидают рост объем инвестиций в экономику Краснодарского края на 7% — до 830 млрд руб. Предполагается, что существенная часть инвестиций придется на проекты инфраструктурного развития территорий. Министр экономики Краснодарского края Алексей Юртаев рассказал, какие точки роста видит экономика региона и что ожидает Кубань в ближайшие три года.
— Последние полтора года Россия борется с санкционным давлением и сложной геополитической ситуацией. Как на фоне этого ощущает себя экономика Краснодарского края? Завершилась ли адаптация к новым реалиям и какие ключевые результаты можно зафиксировать?
— Адаптация экономики всей страны и Краснодарского края в частности, которая началась в феврале 2022 года, продолжается до сих пор. В отличие от общероссийских показателей, наша экономика в прошлом году не зафиксировала сокращений, а даже немного приросла в физическом объеме.
В текущем году, по данным за январь—октябрь, валовый региональный продукт Краснодарского края вырос на 3% в реальном выражении, несмотря на сложную ситуацию. Из этого можно сделать вывод, что экономика Кубани чувствует себя неплохо.
Если говорить про предварительные итоги года, то ВРП края оценен с темпом 103,0% и в целом соответствует динамике российской экономики. В номинальном выражении ВРП края в 2023 году составит 3,9 трлн руб. Это на 100 млрд руб. и на 2 процентных пункта больше задачи, которую мы ставили перед собой в начале года.
На фоне этого происходят изменения в структуре экономики: такие отрасли, как производство кожи и кожаных изделий, производство готовых металлических изделий, химия, полиграфия, фармацевтика раньше занимали не самые большие доли в региональной экономике. Сейчас же эти сектора растут достаточно высокими темпами.
— Какие точки роста с учетом изменений последних полутора лет открываются в Краснодарском крае?
— Определенно, точками роста становятся импортозамещающие отрасли — как правило, потребительские. Самая очевидная такая отрасль, откуда ушли иностранные игроки и где есть возможность резкого расширения — это пищевая промышленность. Несмотря на то, что этот сегмент занимает достаточно большую долю во всей перерабатывающей промышленности, он продолжает расти. Одновременно с этим достаточно большой объем крупных инвестиций заходят в отрасль глубокой переработки.
Кроме того, наблюдается высокая интенсивность развития IT-сектора. Речь идет не только о прикладных данных, программных обеспечениях, но и о создании агрегаторов, появлении системных дизайнеров, разработчиков программного кода. Объем этого рынка достаточно большой, но не только потому, что IT-специалисты переезжают на Кубань за хорошим климатом. В первую очередь это связано с ростом экономики Краснодарского края — по итогам года она достигнет практически 4 трлн руб. Такая экономика не может быть конкурентной без IT-технологий и цифровых решений.
Транспортная инфраструктура ведет к росту экономики
— Сегодня целый ряд крупных инфраструктурных проектов, которые обсуждались несколько лет назад, получили толчок к развитию. В их числе транспортный коридор «Север-Юг», дублер дороги в Сочи, проект трассы с Северного Кавказа до Сочи и ряд других важных объектов. По вашей оценке, какие из этих проектов больше всего повлияют на экономику Краснодарского края? Почему?
— Все перечисленные проекты имеют определенную отраслевую окраску — это транспортная инфраструктура, которая определенно будет развиваться на территории Краснодарского края.
Нет сомнения в том, что проект трассы «Сочи-Джубга» будет реализован, несмотря на его стоимость в 1,3 трлн руб. на данный момент. Этот объект принесет хороший общий экономический эффект для региона и федерации. Совместно с госкомпанией «Автодор» провели расчет и выяснили, что чистый доход с учетом всех дефляторов, приведенный в настоящий момент, составляет порядка 1,5 трлн руб. Краснодарский край же сможет заработать от его реализации 200 млрд руб.
Тут есть вопросы, скорее, административного участия, так как федеральная дорога строится на федеральные деньги, причем не все они будут бюджетными. Еще до конца не определено, какие именно этапы будут федеральные, а какие будут отданы на откуп региона. Но мы, как экономисты, видим для Краснодарского края перспективным участок обхода Туапсе с достаточно большой нагрузкой и хорошей оплатой.
— Крупные транспортные мегапроекты, как, например, трасса «Сочи-Джубга», зачастую реализуют при помощи государственно-частного партнерства. Какие перспективы ГЧП вы видите в Краснодарском крае? Какие сферы, кроме дорожного строительства, интересны инвесторам региона?
— Государственно-частное партнерство возникает тогда, когда инвестор не может принять положительное решение о вложениях средств из-за возможных рисков. В таких случаях, заключая соглашение, государство часть рисков берет на себя. Как правило, ГЧП — это проекты с высоким горизонтом планирования, на их реализацию требуется более 7 лет. С учетом нынешних рисков, когда реальный горизонт планирования составляет 3-4 года максимум, инвесторам трудно вкладывать деньги на такой долгий срок.
Динамика валютного курса меняется стремительно, поэтому иногда за день на валюте инвестор может заработать гораздо больше, чем за 10 лет вложений в инфраструктуру. Государство определенно становится участников таких проектов, поэтому у нас ГЧП имеет большие перспективы. В основном, конечно, фокус сконцентрирован на создании инфраструктуры: энергетики, ЖКХ и транспорта.
Экономический прогноз
— В социально-экономическую стратегию Краснодарского края до 2030 года включен такой проект, как Южный экспортно-импортный хаб. Как было скорректировано его развитие с учетом меняющейся конъюнктуры рынка?
— Отмечу, что это проект про развитие портов, аэропортов и логистической инфраструктуры. Когда мы согласовывали эту часть стратегии с Минтрансом России в 2018-2019 годах, федерация считала, что мы не получим указанных объемов перевалки грузов. Тогда мы учли большой объем инвестиций, которые предполагали, что регион начнет более активно двигаться в южном направлении — к Индии, Пакистану, Ближнему Востоку. Предполагалось, что это произойдет в 2026-2027гг. Но санкции ускорили этот процесс, и мы развернулись к этим странам уже в 2022 году, на 4 года раньше прогноза в стратегии.
Объемы перевалки уже превышают прогнозы на 2030 год. Более того, аэропортовый узел четырех аэропортов Краснодарского края, до закрытия трех из них по соображениям безопасности, превысил объемы аэропорта «Пулково» в Санкт-Петербурге. Кубанские аэропорты выполняли грузовые функции, а также осуществляли пассажирский поток на уровне 20 млн пассажиров в год. По большом счету, Краснодарский узел стал вторым после Московского. Поэтому в этом направлении у края есть абсолютно четкие перспективы.
— Министерство экономики Краснодарского края разработало прогноз социально-экономического развития региона на ближайшие три года. Какие основные прогнозы развития можете выделить?
— Мы формируем прогноз из реализуемых мер государственной поддержки и мероприятий государственной экономической политики, обсуждаем инструменты улучшения ситуации для каждой отрасли отдельно. В ближайшие три года мы планируем выйти на объем валового регионального продукта почти в 5 трлн руб.
Планируем, что темпы роста экономики поднимутся выше среднемировых. В среднем наши показатели превышают 3% в реальном выражении. Дальше мы намерены выйти на 3,5% экономического роста. Этой динамики достаточно для того, чтобы достигать целевых показателей и национальных целей, которые определены указом президента РФ.
Эти и другие материалы читайте в следующем номере журнала РБК+Юг