Калиматов: На развитие туризма Ингушетии до 2030 года выделили ₽13 млрд
— Как вы оцениваете инвестиционный климат Ингушетии?
— С 2021 года инвестиционный климат в Ингушетии улучшился. Во-первых, мы все урегулировали в правовом поле. Во-вторых, снизили налоги, где возможно было это сделать. Например, для субъектов малого и среднего бизнеса налоги были снижены с 6 до 2%, тем самым мы вывели из тени предпринимателей, начался резкий рост их числа. В 2021-2022 гг. мы получили более 9 млрд налогов.
Бюджетные инвесторы платят 5% налога, от аренды они освобождаются на пять-шесть лет. Это многих привело в республику. Кроме того, мы сняли контролирующее давление на бизнес.
— В чем вы видите точки роста инвестпотенциала республики?
— Одной из точек роста в Ингушетии является агропромышленный комплекс. У нас есть птицекомплекс, который мы построили при участии АО «Кавказ.РФ» за полтора года. Мощность производства составляет до 5 тыс. тонн глубокой переработки индейки. Если еще три года назад предприятие заключало контракты на поставку яиц из Канады, то сейчас оно заключило контракт с Пензой. Сейчас у нас закладывается 75 тыс. яиц, чтобы выращивать индейку самостоятельно. Мы выделяем площадь, чтобы компания смогла построить собственный комбикормовый завод для выращивания индейки.
На сегодня уже выделены миллиарды, чтобы запустить вторую очередь птицекомплекса. До конца 2023 года она будет завершена.
— Какие отрасли вы рассматриваете для развития республики помимо сельского хозяйства? Какие из них показывают наибольший рост?
— В республике хорошими темпами развивается промышленность. Например, у нас работает предприятие «РИАЛ», где выпускают алюминиевый профиль, в перспективе там будут производить 900 тонн продукции. Это очень перспективное направление.
Второе, куда зашли инвесторы — производство очистных сооружений. Реализует проект компания из Москвы, объем инвестиций порядка 100 млн рублей.
Последний раз инвестиционный совет рассматривал шесть проектов, три из них одобрили — это производство сжиженного газа с вложениями в 30-50 млн рублей, мукомольный комбинат, который будет перерабатывать 100 тыс. тонн зерна, и, как раз, производство очистных сооружений. Остальные три инвестпроекта отклонили. Например, проект по производству трансформаторов совет попросил доработать.
У нас есть инвесторы, но мы должны разобраться, что нам необходимо и посмотреть реальность их предложений. Для этого в республике существуют специальные проверочные алгоритмы.
Для Ингушетии показатель, что экономика улучшается — это сбор налогов, если последние два-три года он составлял 3 млрд рублей, то за 2022 год мы получили 9 млрд рублей. Есть доверие, прозрачность, отсутствует давление.
— Ранее Ингушетия попала в число регионов России с самой дешевой солнечной энергией. Планируется ли в республике развивать альтернативную энергетику?
— Сейчас солнечная энергетика — это один из пяти проектов. Я думаю, что в течение пяти лет мы сделаем первые шаги в этом направлении, а потом посмотрим на эксплуатацию и эффективность таких объектов и, исходя из этого, будем продолжать.
— Как в Ингушетии сейчас развивается туризм?
— На сегодня в туристической области у нас выделено около 13 млрд рублей на развитие до 2030 года. Сейчас в республику приезжают туристы из Москвы, Новосибирска, Якутии. В 2021-2022 гг. к нам приехало 700 тыс. отдыхающих, из них 200 тыс. местных, все остальные из других регионов и даже иностранцы.