Марина Боровская: вузы Юга формируют новую экосистему подготовки кадров
Привлечение высококвалифицированных кадров сегодня становится наивысшим приоритетом для большинства отраслей российской экономики, включая южные регионы России. На решение этой проблемы направлен новый национальный проект, запуск которого запланирован на 2025 год. Марина Боровская, президент Южного федерального университета и председатель Совета ректоров вузов Юга России, поделилась в интервью РБК Ростов своим видением роли университетов в решении кадрового вопроса российской экономики, пространственном планировании и важности партнерства с производственными компаниями, финансовыми институтами и компаниями-застройщиками с целью создания экосистемы в городах и регионах юга России в целом.
— Что, на ваш взгляд, сегодня нужно менять вузам в подходах к подготовке кадров, какие новые модели необходимо выстраивать? Что кроме повышения качества образования сегодня нужно, чтобы привлекать квалифицированные кадры в региональную экономику?
— Поиск эффективных решений проблемы в настоящий момент имеет особую актуальность. Совсем скоро стартует новая приемная кампания в вузы страны. И абитуриенты, их родители должны иметь четкие ориентиры для такого важного решения-выбора профессии и направления подготовки, которое будет востребовано новой экономикой. Важно также учитывать и то обстоятельство, что образовательные организации предложат рынку труда новые кадры, которые совсем скоро заканчивают свою подготовку. И общество, и экономика должны максимально воспользоваться этой возможности привлечения лучших кадров.
Процесс модернизации и совершенствования системы образования осуществляется перманентно. Мир меняется, следовательно, меняются запросы и требования. Какое-то время назад стояла задача обеспечить трудоустройство и найти надежных работодателей. Сейчас ситуация изменилась- достаточно хороших работодателей, но не хватает специалистов. Поэтому, на мой взгляд, сегодня университетам важно думать не просто о подготовке кадров, а о создании некой экосистемы, в которую будут включены, в том числе, промышленные партнеры, строительные организации и финансовые институты. Такой альянс позволит заниматься пространственным планированием экономики, создавать концепции развития конкретных районов и регионов — чтобы, выбирая вуз, студенты понимали, где они будут работать, жить, где будут учиться их дети. Вокруг университета должен создаваться некий социум, который позволяет не просто получать образование, но уже на стадии обучения представлять себе будущую профессию, место работы, уровень дохода.
Допустим, университет ведет крупный перспективный проект, который предполагает привлечение кадров. Значит, параллельно должно вестись строительство жилья, создание необходимой инфраструктуры. Должны прорабатываться программы, которые позволят молодым специалистам приобрести это жилье. Например, в ЮФУ сегодня ведется большая работа по исследованию почв, в котором заинтересованы все страны БРИКС, есть идеи по созданию искусственных почв — в таких разработках очень заинтересованы страны Африки. Уже сейчас к нам стекаются исследователи со всего мира. Совместно с нашим партнером — региональным банком «Центр-инвест» — мы первыми в стране решили задачу по предоставлению ипотеки гражданину иностранного государства — Индии. Он, заинтересовавшись как раз нашим проектом по почвам, приехал работать в ЮФУ уже вместе с семьей. Нужно было решать вопрос жилья — банк оперативно включился и сформировал достаточно хорошее и проработанное в правовом смысле предложение. Для нас это очень ценное решение, и мы готовы этот опыт тиражировать. Поэтому нам сегодня нужны партнеры, в том числе, среди строительных компаний, которые будут не просто «выбрасывать» на рынок квадратные метры, а будут создавать новую среду, новые условия и возможности.
По такому принципу создаются университетские кампусы и наукограды — там формируется некое особое сообщество людей, которые взаимодействуют, которые готовы продвигать проекты друг друга, применять то, что создают их партнеры в соседних проектах. По сути, там создается особый социум, мир. И мы знаем примеры таких «миров» — это университет Стэнфорда, это Иннополис, все наукограды. Сегодня запрос на такие интеллектуальные сообщества существует, он растет. Потому что растет спрос на саму науку — все понимают, что все создается при помощи науки и технологических решений.
Кадры для науки
— Если растет спрос на науку, то растет и спрос на научные кадры? Есть ли сегодня дефицит кадров в ЮФУ? Как много выпускников сегодня готовы оставаться в университете?
— За последние годы роль вузов как работодателей заметно возросла. Так, в 2015 году вузы принимали на работу примерно 3,5-4% своих выпускников. Но реализация национальных проектов привела к усилению потенциала университетов, укреплению исследовательской базы — университеты стали активно включаться в базовые и фундаментальные исследования, в реализацию исследовательских проектов, которые необходимы регионам. Мы получили средства и на создание лабораторий, исследовательских центров, центров коллективного пользования и так далее. И постепенно университеты стали перспективным работодателем для заметной части выпускников — сегодня мы берем на работу 8%, а по некоторым данным все 10% своих выпускников, это достаточно много.
ЮФУ, будучи заинтересован в развитии технологического предпринимательства, активно поддерживает междисциплинарные команды — мы очень заинтересованы в том, чтобы они не уезжали отсюда, а видели свою основную деятельность в своем регионе. Мы реализуем проекты, в том числе, при поддержке АСИ. И, если раньше каждый университет делал это сам по себе, то сейчас мы видим, насколько важна интеграция. Акселерационные программы, которые сегодня есть у Южного федерального, вовлекают людей из всех вузов ближайших территорий — это Юг, Северный Кавказ, новые регионы РФ.
Кроме того, на площадке московских вузов мы стали проводить встречи с ребятами, которые в разное время уехали в столицу учиться. Мы едем туда с бизнесменами и предлагаем ребятам проекты, в которых сегодня можно работать на юге России и Северном Кавказе. И мы видим заинтересованность в таких проектах. Но одной заинтересованностью задачу привлечения кадров не решить — и здесь нам также важен комплексный подход, который позволяет создать для этих ребят не только рабочие места, но и жизненную среду.
Поэтому мы объединяем усилия с другими университетами юга России, привлекаем партнеров. С тем же банком «Центр-инвест», который сегодня является нашим партнером, мы создали целый комплекс программ. Изначально создавая систему банковского обслуживания для наших студентов, мы пришли к тому, что сегодня они получают возможность пройти акселерационные программы, поучаствовать в каких-то проектах, получить поддержку на развитие собственного бизнеса, своих технологий и так далее. У нас есть программы по поддержке IT-отрасли, поддержке семей и так далее.
Очередным шагом стала программа «Ипотека для отличников», по которой ипотечный кредит по льготной ставке может взять любой выпускник любого вуза с красным дипломом государственного образца, решивший приобрести жилье на юге России или Северном Кавказе. При этом важно, что воспользоваться программой могут не только выпускники текущего года, но и закончивший обучение ранее. Мне кажется, это очень перспективное направление, которое будет, в том числе, стимулировать студентов учиться лучше. Думаю, что к программе в ближайшее время подключатся и другие банки, и это станет хорошим продолжением проекта. Статистика кредитов, уже выданных по данной программе, красноречива:
Из всех, кто получил кредит 93% женщины. По возрастам: до 30 лет — 42,8%, от 31 до 50 — 50%, от 51 — 7,2%
Подняться из квалификационной ямы
— Возвращаясь к вопросу кадров для экономики в целом. По данным ВНИИ труда, в прошлом году уровень безработицы стал самым низким за всю историю наблюдения, количество занятых достигло 74,2 млн человек, а работодатели продолжают говорить о кадровом голоде. Что все же происходит на рынке труда?
— Если продолжать анализировать рынок труда, мы увидим, что примерно 40% из этих 74,2 млн находятся в ситуации так называемой «квалификационной ямы» или несоответствия навыков. То есть квалификация этих людей не соответствует тому запросу, который сегодня предъявляет рынок, тому, чего хочет работодатель. Причем далеко не всегда речь идет о недостаточных навыках — около 10% занятых имеют квалификацию шире, чем запрос работодателя. Например, человек знает несколько языков — а на его рабочем месте востребован только один. Чтобы выйти из этой ситуации и избегать ее в будущем, необходима некая система измерения, которая позволит анализировать соответствие человека квалификационным требованиям. Причем независимо от возраста — уже в ближайшее время нас перестает интересовать возраст участников рынка труда — важно будет то, какими навыками человек обладает и может развивать, какова скорость его погружения в нужную компетенцию.
Кстати, тот же ЕГЭ, который сегодня принято критиковать, можно рассматривать как инструмент управления трудовыми ресурсами в каждом регионе. Выпускники школ, которые получили определенный уровень подготовки в системе образования региона, выражают его в результатах ЕГЭ. Выпускники, набравшие 50-60 баллов — они и есть те самые специалисты, которые будут обучаться в региональных вузах, тот трудовой потенциал, на который может рассчитывать регион. И только те, кто получил высокие баллы, имеют более широкое право выбора.
Образование в интересах личности
— Сегодня много говорится о том, что вузы должны готовить кадры «под запрос» работодателя. Что нужно для того, чтобы построить эффективную модель такой подготовки? И чем она отличается от существующей модели?
— Сегодня вузы прекрасно научились работать по модели B2 °C. Например, мы готовим журналистов — это профессия, в которой огромное количество людей работают на фрилансе. Мы даем им базовую фундаментальную подготовку, технологии, которые востребованы в мире этой профессии — и дальше он сам развивает прикладные навыки. Теперь давайте представим, что нам нужно подготовить специалиста, который придет в определенную компанию, где востребованы определенные компетенции и навыки работы в команде. Тут нужна работа по модели B2B — и в этом случае мы должны понимаем, что конкретно нужно работодателю. Кем будет наш выпускник — разработчиком, конструктором, будет ли он заниматься исследовательскими практиками? От этого зависит набор знаний и методов, который мы должны ему дать. И необходимость этого знания снова приводит нас к партнеру, который должен нам сказать — что именно ему нужно. И который будет нести ответственность за свой запрос. То есть, когда нам скажу: «Дайте нам 100 экономистов», мы будем точно знать, что полученные ими компетенции будут востребованы, что им со своими дипломами не придется идти и искать себе применение, что их ждут.
— Сегодня на рынке труда востребованы не только специалисты с высшим образованием — растет запрос на рабочие кадры. Есть ли вероятность, что в этой ситуации мы придем к возрождению системы начального профессионального образования — условно говоря, ПТУ?
— Когда наш работодатель ждет просто человека «с рабочей профессией», он неправ. Ему нужно модернизировать технологии, развивать их. Те ребята, которые сегодня идут в среднее профессиональное образование, ориентированы на технологически развитые производства. У нас сейчас есть проект «Профессионалитет», он предусматривает подготовку высококвалифицированных специалистов, которые будут развиваться в своей профессии. Поэтому вернуться к ПТУ не получится. Сегодня по программе «Профессионалитет» мы начинаем подготовку в СПО с IV разряда — это позволяет быстро выводить кадры на рынок, но это не значит, что на этом наша задача завершена. Мы хотим сопровождать их дальше, чтобы они профессионально росли и закреплялись в профессии. Да, запрос на рабочие профессии есть, и он большой. И как любую ресурсную задачу, его надо решать системно, во взаимодействии с теми же отраслевыми партнерами.
В конечном итоге образование сегодня должно осуществляться в интересах личности, и лишь потом — в интересах государства и общества. Человек должен чувствовать, что для него качественное образование — это модель его успешного экономического и личностного роста.