Сергей Меняйло: На Верхнем Ларсе идет прорыв экономической блокады России
Северная Осетия сегодня — важный транспортный узел, обеспечивающий связи России со странами Закавказья, грузопоток через международный пункт пропуска Верхний Ларс неуклонно растет. Глава республики Сергей Меняйло рассказал РБК Кавказ о реализации крупных логистических проектов, а также о судьбе «советских» промпредприятий и развитии туристического потенциала региона.
— Сергей Иванович, совсем немного времени прошло после трагических событий в «Крокус-Сити-Холл». Северная Осетия переживала не менее чудовищные события в Беслане. Будут ли в республике приниматься дополнительные антитеррористические меры?
— Сегодня надо усиливать антитеррористическую защищенность объектов с массовым пребыванием людей. У нас в республике предприняты на сегодняшний момент все меры для того, чтобы, с одной стороны, не поднимать излишнюю панику, с другой — сделать все снижения риска. Мы усилили охрану всех социальных объектов, где предусмотрено круглосуточное пребывание людей, всех мест массового пребывания, в том числе в торговых центрах. Жители республики с пониманием к этому вопросу относятся, жизнь приостанавливать нельзя. Сразу после того, как мы получили информацию об этом террористическом акте, был развернут оперативный штаб, у нас круглосуточно дежурит рабочая группа. Все органы власти местного самоуправления, правоохранительные органы переведены на усиленный режим работы.
— Переходя к деловой повестке — как Северная Осетия встроилась в новые экономические реалии, что изменилось в республике после введенных в отношении России санкций?
— Мы находимся в беспрецедентном санкционном режиме сегодня. Но в экономике пустоты не бывает, как и в жизни. Сейчас мы наблюдаем рост экономики.
В республике мы видим рост объема инвестиций во внутренний капитал. У нас, например, строятся теплицы с объемом инвестиций в 18,5 млрд рублей. У нас есть хороший инвестпроект — яблоневые сады. Россия потребляет 5 млн тонн яблок в год. Отечественные яблоки занимали всего 2 млн в этой структуре. Сейчас мы можем пополнить эту нишу. Республика занимает неплохое место с точки зрения выращивания форели, но корма для нее закупали за границей. Сейчас у нас в Беслане построен завод по производству всех видов кормов, в том числе и для рыбы.
Для развития промышленного потенциала республика активно пользуется возможностями господдержки. За 2022-2023 годы из федерального бюджета было выделено 250 млн рублей на докапитализацию регионального фонда развития промышленности, а также на возмещение промышленным предприятиям части затрат на приобретение нового оборудования. Софинансирование из республиканского бюджета составило 150 млн рублей. В 2024 году на поддержку промышленности республика направит более 180 млн рублей, а общая сумма докапитализации ФРП в 2024 году составит 516,1 млн рублей.
— Путь в Грузию, который проходит через Северную Осетию, сейчас приобретает особое значение на фоне развития торгово-экономических отношений со странами Закавказья, Средней Азии, Ближнего Востока. Как изменился транспортный поток в том направлении за последние два года?
— Сегодня России МАПП Верхний Ларс превратился в важную реперную точку международного транспортного коридора «Север-Юг». После реконструкции МАПП общее количество полос движения было увеличено до 39, а фактическая пропускную способность до 1200 в сутки. В периоды пиковых нагрузок этот показатель превышает 1400 единиц. На Верхнем Ларсе по факту осуществляется прорыв экономической блокады, которую нам устроили страны Европы. По коридору «Север-Юг» мы способны пропустить 15 млн тонн грузов. В 2023 году прирост товарооборота только по Верхнему Ларсу составил более 15%.
Грузопоток через Верхний Ларс ежегодно увеличивается. Но при неблагоприятных погодных условиях у нас может скапливаться больше 2 тыс. машин — а это грузы, которые в большей степени идут не в Грузию, а транзитом в Армению, Азербайджан. Мы сегодня пытаемся совершенствовать эту систему. В прошлом году создали электронную очередь, чтобы упорядочить движение. Чтобы предотвратить скопление машин на обочинах, на въезде сделали большую перехватывающую стоянку, поставили везде видеонаблюдение. Организовали, в том числе, транзитное сопровождение — чтобы днем не загружать дороги, ночью транспорт сопровождают сотрудники ГАИ.
С учетом всех мер, среднесуточная пропускная способность Верхнего Ларса с 2021 года по 2023 год выросла на 15,5%, это в среднем 1115 единиц сутки. В 2023 году удалось добиться рекордных пиковых значений: 755 грузовых транспортных средств на въезд в РФ и 875 единиц в сутки на выезд, 1476 единиц в оба направления.
— Учитывая значение Верхнего Ларса, есть ли у региона перспективы создания потенциального логистического хаба?
— Мы рассматриваем комплексный подход к перевозкам: перевозчику или грузоотправителю нужно предоставить возможность воздушным, автомобильным или железнодорожным транспортом отправить груз. У нас международный аэропорт — мы можем организовать не только воздушные пассажироперевозки, но и грузоперевозки. Мы рассматриваем строительство терминала, аналога сухого порта. Сегодня через республику идут только транзитные грузы, но здесь можно их и обрабатывать: разгружать, перегружать, оформлять таможенные декларации. Конечно, такой подход имел бы существенный экономический эффект для региона.
— На какой стадии сегодня находится реализация проекта объездной дороги вокруг Владикавказа, завершить который планировалось к 2025 году? Сможет ли она в полной мере справиться с растущим транспортным потоком?
— Эта дорога для нас очень важна. Сегодня весь транспорт идет через Владикавказ. У нас с Росавтодором запланирован ряд проектов для того, чтобы транзитный транспорт шел «сквозняком» от границы республики до государственной границы России, минуя населенные пункты региона. Но, к сожалению, не все сразу и не все быстро. Нами разработаны документы транспортного планирования, мы проводим транспортную реформу. Они учитывают транзитный транспорт, который проходит через республику. Основная задача — это разгрузить Владикавказ, который сейчас очень сильно загружен.
— В республике еще с советских времен осталось немало промпредприятий, которые в последующие годы по разным причинам простаивали. Есть ли сегодня планы по их использованию?
— Во времена СССР Советском Союзе на территории республики было 147 довольно крупных предприятий. Это «Алагирский завод сопротивлений», который выпускал по гособоронзаказу продукцию для космической промышленности. Это и «Электроцинк», это и «Садонский свинцово-цинковый комбинат», «Мизурская обогатительная фабрика». К сожалению, объективно сегодня очень многих производств нет. В том объеме промышленности, которая была, мы ее никогда не восстановим, да и необходимости такой нет. Но там, где это возможно — делаем. Площадки нужно вернуть в промышленный оборот.
В частности, у нас есть завод «Кристалл». В свое время он был практически развален. А в 2022 году там восстановлено производство вакуумно-плавленой меди. Такая медь сегодня востребована в микросхемах, в оборонной промышленности, в приборостроении. До этого, в основном, она импортировалась. Сегодня у предприятия заказов больше, чем оно может произвести. Производство модернизируют и расширяют.
А такие предприятия, как завод «Электроцинк», «Мизурскую обогатительную фабрику» восстанавливать и не нудно. Это «грязные» производства, экологически неблагополучные. «Электроцинк» сегодня — собственность республики. К нам перешли 554 объекта и земельный участок площадью около 76 гектаров. Здесь планируется создать промышленный парк, привлечь инвесторов и разместить новые производства. Два резидента уже есть. Мы сейчас идем по пути регистрации управляющей компании, которая будет управлять всей этой территорией, для резидентов будут действовать особые условия, преференции.
— В республике идет строительство курорта «Мамисон», проект имеет статус особой экономической зоны. На какой стадии сейчас находится его реализация?
— Общая стоимость этого проекта более 19 млрд рублей, планируется создание более 3000 рабочих мест. Завершить его мы должны до конца 2025 года. В настоящее время ведутся работы по строительству опор для первой очереди канатных дорог, идет строительство системы искусственного оснежения. По информации основного инвестора продолжаются работы по проектированию хостела на 600 мест, общежития на 400 мест, парковки на 700 мест. Есть отставание в проектных работах по гостинице категории 3 звезды на 500 мест.
— В конце 2023 года был представлен предварительный мастер-план Владикавказа с горизонтом планирования до 2033 года. Когда планируется полностью завершить работу над ним?
Недавно в Москве провел рабочую встречу с представителями корпорации ДОМ.РФ, обсудили как раз детализацию проектных решений мастер-плана Владикавказа. Это глобальный, стратегический документ, в котором отражены общие направления развития столицы Северной Осетии до 2033 года. В нем порядка 138 проектов, из которых к реализации 35 уже можно приступить. В рамках ключевых проектов мастер-планом предлагается строительство новой магистральной дороги через территорию бывшего завода «Электроцинк», комплексная реорганизация проблемных транспортных узлов, ряд инфраструктурных мероприятий в сфере ЖКХ, в том числе, направленных на защиту от селевых потоков, строительство многопрофильного центра реабилитации инвалидов, создание творческого кластера «Кинохроника».
В этом году мы планируем провести публичные слушания, после чего начнется работа по изменению генерального плана и других документов территориального планирования, а также поиск источников финансирования для реализации предложенных в рамках мастер-плана проектов.
— С учетом многочисленных проектов, реализуемых в регионе, как вы представите Северную Осетию на предстоящих крупнейших экономических мероприятиях — Санкт-Петербургском экономическом форуме и Кавказском экономическом форуме?
Основной акцент будет делаться на демонстрацию результатов и планов по реализации пяти прорывных проектов республики, включенных в экономическую модель развития до 2030 года: кластер «Агропромышленный комплекс», транспортно-логистический комплекс, развитие новых туристических дестинаций, создание форелевого хозяйства, создание всесезонного туристско-рекреационного комплекса «Мамисон». В рамках деловой программы представим мастер-план туристического кластера «Солнечный пояс Алании».
Предлагается подписать соглашение о взаимодействии между корпорацией инвестиционного развития республики и инициатором проекта малых гидроэлектростанций МГЭС «Махческ-1» и «Махческ-2» на реках Сардидон и Сонгутидон в Республике Северная Осетия-Алания. Также планируем заключить соглашение о сотрудничестве между Юго-Западным банком ПАО «Сбербанк России» и ООО «Мастер-Прайм. Березка».