Ученый: загрязненные мазутом пляжи Кубани требуют рекультивации
Мазутное загрязнение является одним из самых сложных для восстановления почв из-за его химических свойств. Важным этапом ликвидации ЧП станет не только сбор грунта, но и рекультивация территорий и мероприятия по восстановлению поврежденных экосистем. Об этом РБК Краснодар рассказала старший научный сотрудник Лаборатории комплексных исследований окружающей среды и минеральных ресурсов Тихоокеанского океанологического института ДВО РАН Анна Пономарева.
Уборка нефтезагрязненного грунта с пляжей требует очень больших полигонов, продолжила ученый. Весь процесс включает в себя установку боновых преград для предотвращения распространения загрязнения и удаления нефтепродуктов с помощью сорбентов и вакуумных машин. Удаленные нефтепродукты, загрязненная вода и почва складируются на полигонах и подвергаются более глубокой очистке с помощью физических, химических и биологических методов.
«После катастрофического разлив нефтепродуктов в Норильске для восстановления было собрано около 180 тыс. т грунта, в Анапе прогнозируется около 200 тыс. т грунта. Согласно, общедоступным данным на ликвидацию аварии в Норильске было потрачено около 5 млрд руб.», — заключила Пономарева.
Также при ликвидации последствий разлива мазута на Кубани возможно использовать лагранжево моделирование — когда реальное или гипотетическое загрязнение представляется в виде пятен маркеров, для которых на суперкомпьютере производится расчет путей их переноса и определение мест скопления как в море, так и выноса на берег, рассказал ведущий научный сотрудник Лаборатории нелинейных динамических систем ТОИ ДВО РАН Максим Будянский.
«Такой подход возможно применить и для мониторинга и оперативной оценки площади реального загрязнения в Краснодарском крае, а главное, для выявления путей переноса и мест его скопления — что могло бы ускорить процесс cбора и очистки», — считает ученый.
Лаборатория, в которой работает Будянский, на протяжении многих лет ведет успешные расчеты переноса различных видов техногенных и биогенных загрязнений. По словам ученого, уже есть опыт прогнозирования путей переноса радиоактивного и нефтяного загрязнения.
Танкеры «Волгонефть 212» и «Волгонефть 239» потерпели крушение у Керченского пролива во время шторма 15 декабря 2024 года. В результате происшествия произошел разлив нефтепродуктов. Уже 17 декабря на пляжи Черноморского побережья в Анапе и Темрюкском районе начало выносить мазут. В тот же день власти Краснодарского края объявили режим ЧС на территории Анапы. Был создан оперативный штаб по ликвидации последствий происшествия.
Власти Краснодарского края обратились к главе МЧС РФ Александру Куренкову с просьбой рассмотреть возможность привлечения федеральных ресурсов для ликвидации ЧС. 26 декабря был введен режим чрезвычайной ситуации федерального характера для ликвидации последствий разлива мазута.
Оперативные новости и важная информация — в Telegram-канале РБК Кавказ. Аналитика, мнения, лонгриды — в Дзен