Курорты без отелей: на юге наблюдается нехватка качественных номеров
В связи с санкциями и переориентированием турпотока на внутренние курорты в России в целом и на юге страны в частности наблюдается острая нехватка отелей уровня 4-5 звезд.
Если в Ростовской области и в Крыму в силу географических и политических особенностей номер в дорогой гостинице можно снять без особых сложностей, то в Краснодарском крае и в Кавминводах загрузка гостиниц нередко приближается к стопроцентной, а искусственно разогретые цены на проживание в них превышают уровень мировых курортов. Проблема может быть решена лишь в перспективе 5-10 лет, когда будут реализованы заявленные крупные проекты в сфере гостеприимства.
Перераспределение турпотока
Политические реалии внесли серьезные коррективы в отечественную туриндустрию. Состоятельные граждане, которые ранее предпочитали отдыхать в Европе, устремились на российские курорты и столкнулись с критической нехваткой качественной инфраструктуры, в частности, отелей уровня 4-5 звезд, рассказал РБК Ростов вице-президент Альянса туристических агентств (АТА) России, генеральный директор сети туристических агентств «Розовый слон» Алексан Мкртчян.
По его словам, хуже всего дела обстоят в Калининградской области, которая оказалась абсолютно не готова к наплыву туристов, ранее отдыхавших в Юрмале и на балтийском взморье. Из-за дефицита номеров региональные отельеры взвинтили цены на проживание. Порой они достигают 50 тыс. руб. за ночь.
«Затем идут Алтай и Байкал, сейчас они пользуются популярностью в связи с тягой людей к экотуризму. На всем Алтае хватит пальцев одной руки, чтобы посчитать отели 5 звезд. То же самое на Байкале. Туда приезжают миллионы туристов, а число отелей 4 звезды можно пересчитать по пальцам двух рук. Естественно, там необходимо строить несколько десятков новых гостиниц», — говорит Мкртчян.
На третьем месте по востребованности качественного гостиничного фонда находятся Москва и Санкт-Петербург. Дефицит там возник из-за резкого роста турпотока из Китая, Индии и других дружественных стран.
«Китайцы не едут в Липецк и Тамбов. Они едут в Москву и Санкт-Петербург. Это привело к тому, что номер в Москве, который спокойно можно было найти на 5-6 тыс. руб. в сутки, сейчас стоит 10 тыс. руб.», — отметил эксперт.
Россияне, ранее отдававшие предпочтение Карловым Варам и Баден-Бадену, сейчас вынуждены выбирать здравницы Ставропольского края, где до сих пор работают санатории, оставшиеся со времен Советского Союза. Остальные люди едут в Краснодарский край, где глубина бронирования может составлять несколько месяцев, а стоимость проживания выше, чем в Турции.
«Золотая» Кубань
По данным Российского союза туриндустрии, Краснодарский край наряду с Москвой и Санкт-Петербургом вошли в тройку лидеров среди регионов, на которые в текущем сезоне пришлась почти половина всех совершаемых бронирований. Продажи отелей на Кубани выросли по сравнению с 2023 годом на 25%.
Средняя загруженность номерного фонда уровня 4-5 звезд в регионе приближается к стопроцентной, а глубина бронирования может составлять несколько месяцев, говорят эксперты. Это касается как побережья, так и лыжных курортов.
Алексан Мкртчян утверждает, что в последние пару лет Красная Поляна «забрала» на себя всех обеспеченных лыжников и любителей отдыха в горах.
«Владелец сети отелей в Красной Поляне в августе 2023 года мне говорил, что у них в самых популярных отелях закончились места на Новый год и Рождество», — привел пример вице-президент АТА.
На черноморском побережье Кубани ситуация разнится. Заместитель генерального директора группы «Мантера» (владеет апартаментами в Красной поляне, рядом отелей в федеральной территории Сириус) Яна Уханова оценивает среднюю загрузку отелей уровня 4-5 звезд в 70-80%.
«Традиционно пик спроса приходится на июль—август, когда средняя загрузка гостиниц отмечается на уровне 80%. Если брать общую загрузку на летний период, то она составит порядка 70%. Глубина бронирований достигает 1,5 месяцев. Тематический отель-замок «Богатырь» уровня 4 звезды с 295 номерами, ориентированный на семейный отдых с детьми и постоянное посещение «Сочи Парка» в предстоящем летнем сезоне также бронируется на 20% активнее. Здесь окно бронирований стало самым глубоким. Гости планировали проживание за 7-8 месяцев», — рассказала она.
В пресс-службе курорта Miraсleon (пятизвездочный гостиничный комплекс в Анапе) оценили среднюю загрузку номеров по курорту более чем в 60% на июнь.
«Сейчас за лето загрузка ниже на 15%, чем в тот же период прошлого года. Но не стоит забывать о том, что на курорте Miracleon открылся новый объект, и загрузку держать высокой на нем мы не планировали, учитывая его уровень. Глубина бронирования составляет около 15-20 дней. Больше всего бронирований в данный момент мы получаем на июль», — пояснили в компании.
В сети Sirius Hotels (отели уровня 3 и 4 звезды на черноморском побережье) говорят, что на текущий сезон у них забронировано 95% номерного фонда объектов — как семейных на берегу моря, так и деловых в центре Сириуса.
«Самым высоким спросом пользуются отели 3 и 4 звезды с качественным сервисом. Хочу отметить, что большинство бронирований наши гости создают и оплачивают заранее, за 2-3 месяца до прибытия», — отметила генеральный директор сети Амалия Багдасарян.
Высокая загрузка и отсутствие конкуренции с иностранными российскими курортами нередко приводят к заметному росту стоимости номеров.
«Если взять тот же Краснодарский край, то по сравнению с прошлым годом цены на гостиницы среднего класса увеличились на 7-8%, в пределах инфляции. А вот на отели 4-5 звезд рост составил 20%, а то и 30%. На Кубани тот отель, который в прошлом году стоил 30 тыс. руб. в сутки, в этом году обходится в 47 тыс. руб. В Анапе за номер в пятизвездочной гостинице с системой «все включено» просят 30 тыс. руб. Чуть дешевле в Крыму. Крым бы с удовольствием поднимал цены, но он находится в географическом тупике, и люди туда едут с меньшей охотой», — рассуждает Мкртчян.
Отельеры, в свою очередь, говорят о меньшей динамике цен.
«В 2023-м мы провели масштабные изменения в подходах к ведению гостиничного бизнеса и улучшению сервиса, продолжаем внедрять инновации и сегодня. Благодаря этому видим повышение загрузки на 10-15% в течение года. При этом увеличение стоимости номеров удерживаем на среднем уровне по рынку — в районе 10%», — утверждает Амалия Багдасарян.
В «Мантере» фиксируют подорожание проживания в пределах 12-15% ежегодно. По мнению Яны Ухановой, это минимальное значение в нынешних условиях, когда необходимо сохранять прибыльность бизнеса на фоне подорожания продуктов, напитков, материалов, необходимости повышения заработных плат сотрудникам и обновления гостиничного фонда.
«Коэффициент текучести персонала в индустрии превышает 50%. Более того, рост стоимости также обусловлен устареванием номерного фонда, который нуждается в увеличении затрат на содержание. Последняя волна гостиничного девелопмента приходилась на период Чемпионата мира по футболу 2018 года. Не секрет, что существующий номерной фонд нуждается в обновлении и инфраструктурных улучшениях, в увеличение затрат на содержание», — подчеркнула Уханова.
Транзитный Ростов
На фоне растущего турпотока на юг Ростовская область тоже активно пытается развивать туризм, в частности, экскурсионный и гастрономический. Однако, полагает Мкртчян, регион остается транзитным и время пребывания туристов в нем не превышает двух суток.
«Ростовская область интересна как регион-транзитер. Здесь средняя продолжительность пребывания туриста — меньше двух ночей. Это сразу говорит о том, что такое Ростовская область в глазах россиян. Это регион, через который надо куда-то ехать: либо в Кавминводы, либо в Крым, либо в Краснодарский край. Это не самодостаточная территория, чтобы приехать и пожить здесь. Впрочем, перспективы есть. Можно раскрутить что хотите, если вложить средства в маркетинг и инфраструктуру», — объясняет он.
Опрошенные РБК Ростов владельцы и топ-менеджеры высокобюджетных гостиниц донской столицы определили среднего гостя как руководителя высшего звена, либо транзитного туриста.
Тем не менее, по информации РСТ, в Ростовской области объемы продаж отелей в летние месяцы выросли на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Донской регион входит в топ-10 популярных направлений для летних поездок, на область приходится порядка 3-4% от общего объема бронирований.
В гостиницах «Агроком Холдинга» (пятизвездочный «Гранд Ростов Хаятт Ридженси», четырехзвездочные «Гранд Отель Дон» (Radisson Blu Hotel) и Don Plaza) также заметили рост числа бронирований. Однако их глубина остается низкой.
«Загрузка отеля по сравнению с прошлым летним периодом увеличилась на 28%. Несмотря на то, что окно бронирования за последние годы сократилось, и весь основной поток заявок поступает от 0 до 3 дней до заезда, мы наблюдаем положительную динамику загрузки отеля», — рассказывает управляющий «Хаятт» Сергей Клименко.
По словам управляющей «Гранд Отель Дон» Татьяны Жданович, в 2023 году средняя загрузка гостиницы составила 90%. Летом 2024 года там ожидают загрузку не ниже показателя предыдущего года.
Клименко добавил, что дефицита отелей уровня 4–5 звезд в Ростовской области нет. Согласно аналитике гостиничного рынка hotel advisors, средняя загрузка отелей в городе — 65%. При этом, полагает он, ситуация может меняться, и в будущем номерной фонд придется увеличивать.
Цены на проживание в «Хаятт» за год выросли на 5%, в гранд-отеле — на 10%. Татьяна Жданович объясняет это ростом инфляции и цен поставщиков. Но на поведении туриста подорожание не сказалось, сейчас в гостинице спрос на люксы такой же высокий, как и на стандартные категории.
Валентина Магидс указывает на увеличение стоимости номеров в 2023 году на 14,4% по сравнению с предыдущим годом. Однако в этом сезоне показатель будет расти меньшими темпами.
Конкуренция усилится в перспективе
Решить проблему нехватки номеров в высококачественном фонде можно за счет реализации новых проектов и расширения уже имеющихся, уверены спикеры РБК Ростов.
«Сейчас в отельный бизнес пришли даже те девелоперы, которые ранее занимались жилой недвижимостью, потому что этот рынок интересен. Если мы возьмем число заявленных проектов последних трех лет, то оно сопоставимо с числом проектов, заявленных в течение 15 лет. Даже если некоторые из них не дойдут до стадии реализации, хватит тех, которые сейчас уже стартовали. Думаю, до 2030 года можно полностью удовлетворить спрос на качественные средства размещения. И здесь можно говорить не только о традиционных курортах вроде КМВ, Анапы, Геленджика, а о совсем новых вроде Лагонаки, либо о развитии старых вроде Архыза и Домбая. Через 5-8 лет как минимум 150 тыс. номеров 4 и 5 звезд мы насчитаем», — прогнозирует генеральный директор консалтинговой компании MACON Илья Володько.
Впрочем, он советует не слишком увлекаться строительством дорогих гостиниц. На них должно приходится не более 20-25% рынка.
«В целом предложение в силу появления новых проектов и открытий уже выходит на плато спроса. Проблема в том, что в силу того, что все отельные проекты планировались во временном отрезке 5-7 лет, есть опасения, что многие концепции могут просто не взлететь в виду изменения спроса. Отельеры почти удовлетворили спрос на деловой туризм и mice, но по-прежнему у нас есть дефицит концепций отелей villages для семейного отдыха, работающих на «все включено», с обширной территорией и развитой инфраструктурой, ориентированной на разновозрастную аудиторию», — обрисовала ситуацию Яна Уханова.
В текст внесены изменения, удалена информация о ситуации на Северном Кавказе