Производители спецтехники заявили о захвате рынка китайскими компаниями
После ухода из России западной продукции машиностроения ее заменила спецтехника из стран Юго-Восточной Азии, прежде всего, китайская. Российские производители не только не смогли воспользоваться тем, что конкуренты покинули страну, но сейчас теряют и свою исходную долю рынка. Все это происходит на фоне недостаточной поддержки отечественных машиностроителей со стороны государства. Об этом шла речь на общем годовом собрании ассоциации «Росспецмаш» в Ростове-на-Дону.
Российский рынок стал китайским
По словам президента ассоциации и совладельца «Ростсельмаша» Константина Бабкина, хуже всего дела обстоят в сегменте дорожной спецтехники, львиную долю которого захватили китайские импортеры. В финансовом выражении за три года (с 2020 по 2023) импорт из стран Азии вырос с 50 до 359 млрд руб. В 2020 году азиатская техника занимала 22% российского рынка, в 2023 году она получила уже 82%.
«Тенденция заключается в том, что мы постепенно теряем долю рынка. Мы думали, что зарубежные компании ушли с рынка, и у нас нет конкуренции. Но статистика показывает, что импорт растет двухзначными, а иногда и трехзначными темпами. Импорт прицепов, например, вырос на 108% в этом году. Это тяжелая ситуация. С другой стороны, она показывает огромный потенциал для развития», — сказал Бабкин.
По оценке директора ООО «ДСТ Урал» Евгения Горелова, в денежном выражении доля российских производителей на отечественном рынке дорожно-строительной техники по итогам 2023 года составляла 84 млрд руб., на импорт приходилось 440 млрд руб. В сегменте бульдозеров доля отечественных машин оценивалась в 26,4%, китайских – в 70,6%. В сегменте погрузчиков на российскую продукцию приходилось всего 5,2%, на китайскую – 89%.
Не лучше ситуация и с комплектующими для машиностроения. В частности, «Ростсельмаш» практически полностью переориентировался с европейских узлов на поставщиков из дружественных стран.
«Раньше гидростатистические трансмиссии нам на 100% поставляли Германия и Украина, сейчас в 99% случае Китай. 100% насосов и гидромоторов мы получали в Чехии и на Западе. Сейчас половину в России покупаем, половину в Турции», — уточнил Бабкин.
Мощная поддержка китайских импортеров со стороны правительства КНР, говорит он, лишает смысла локализацию производств компонентов в России, поскольку выпуск тех же коробок передач местным компаниям обходится в несколько раз дороже, чем китайцам.
Генеральный директор АО «Евротехника» (производит сельхозтехнику в Самаре) Вадим Смирнов добавил, что в последние три года продажи машин заметно просели.
«Если взять тракторы, то мы везде упали приблизительно на 30%. Это очень крупное падение. Если рассматривать импорт, то по сравнению с прошлым годом импорт падает, поскольку в прошлом году его было завезено дилерами просто бешеное количество. Соответственно сегодня при невыбранных складах эта цифра не растет. Но цифры импорта не настолько велики, насколько было падение по всем нашим направлениям», — подчеркнул он.
По мнению генерального директора ООО «МЗ «ТОНАР» (выпускает прицепную технику в Московской области) Дениса Кривцова, российские производители спецтехники сами упустили время, не вкладывая средства в собственные предприятия.
«На выставке в Москве я видел обилие китайских прицепов. И сам себе говорил: мы сами виноваты в том, что они здесь. Пока мы не делаем тот объем, который нужен, у них есть возможность сюда приходить. Как только мы нарастим мощности, у них не будет возможности здесь закрепиться. Поэтому делать надо больше, инвестировать больше, работать над производительностью труда», — резюмировал топ-менеджер.
Меры поддержки работают слабо
Участники собрания среди основных рисков для отрасли выделили падение цен на зерно и следующее за ним снижение покупательской способности аграриев.
«Если посмотреть на то, что сильнее всего по нам бьет – это цена на зерно, которая вынуждает потребителей отказываться от покупки техники. Это мы видели в прошлом году, это еще больше усилилось в этом году. Второй фактор – это финансирование. В этом году подняли ставку рефинансирования, а инвестиционные кредиты не просубсидировали. По лизингу у нас приобретают технику 30-40% клиентов, остальные берут кредиты. Но сейчас весь большой блок кредитов ушел с рынка», — говорит Смирнов.
Он добавил, что сейчас дилеры, которые ранее имели возможность получить кредиты и на эти средства выкупать технику у заводов, теперь этого себе позволить не могут. Сам же рынок переориентировался на Китай, где производители приобретают комплектующие. Однако сейчас у них есть проблемы с поставками и перечислением средств.
В то же время государственные программы поддержки спецмашиностроения либо недостаточны, либо не работают. В том числе имеются сложности с финансированием приобретения техники, отвечающей российским критериям, а на промышленную ипотеку введены ограничения.
«Программа «1432», касающаяся сельхозмашиностроения, финансируется не в полном объеме. При потребности в 20 млрд руб. по ней выделяется 8 млрд руб. И деньги выдаются не всегда оптимальным образом. У некоторых предприятий они заканчиваются через 2 месяца, а какие–то предприятия 10 и больше месяцев в году продают технику со скидкой, что накладывает искажения на конкуренцию. На следующий год финансирование этой программы под вопросом. Субсидии на НИОКР работают не очень. Всего 8 компаний получили эти субсидии, а на всю страну выделено 300 млн руб. По льготному лизингу выделено 3,3 млрд руб. на фоне 200-миллиардного рынка. Субсидирования пилотных партий производства практически нет», — перечислил Константин Бабкин.
Спасет изменение системы налогообложения
«Росспецмаш» по итогам своего собрания утвердил заявление, в котором предложил внести изменения в финансовую политику и Налоговый кодекс РФ. В частности, ассоциация предлагает снизить ключевую ставку до 1% годовых, возвращать работникам обрабатывающих производств (за исключением работников производств напитков, табака, кокса, нефтепродуктов, металлургов, чей доход не превышает 600 тыс. руб.) 6% уплаченного НДФЛ, перенести налоги на сырьевые товары на экспортные пошлины, а также расширить государственные меры поддержки отрасли.
Под расширением мер поддержки, в том числе, подразумевается увеличение субсидирования по программе «1432» на сельхозтехнику, лизинговым программам, расходам на НИОКР.
Речь идет и о внесении изменений в Налоговый кодекс, в том числе о применении инвестиционного налогового вычета и амортизационных премий к обрабатывающим производствам.
В ассоциации напомнили, что сейчас перед отечественным специализированным машиностроением стоят задачи по увеличению объема производства, расширению номенклатуры продукции, внедрению цифровых технологий, локализации и пр.
«Мы уверены, что если будут созданы условия для предприятий и сотрудников, Россия вернет себе звание одного из технологических лидеров мира», — говорится в документе.