Феномен Кавказа: почему в регионах СКФО активно растет турпоток
По итогам первого полугодия 2023 года туристический поток увеличился во всех регионах Северного Кавказа. Лидером по его приросту стала Северная Осетия — по оценкам комитета республики по туризму, в январе — июне там побывали 357,9 тыс. туристов, что на 29,6% больше, чем за аналогичный период 2022 года. Более того, республика по динамике оказалась не только первой в округе, но и шестой в России, свидетельствуют данные исследования сервиса бронирования отелей МТС Travel.
На втором месте по динамике идет Республика Дагестан, где прирост составил 14,8% — регион по итогам первого полугодия посетили более 1 млн человек. Далее следуют другие субъекты Федерации, входящие в СКФО. По оценкам экспертов, турпоток будет активно расти в дальнейшем, если регионы решат ряд вопросов для формировании туристической отрасли нового уровня.
Кавказ раскрывает потенциал
Активному развитию туризма в последние годы послужили не только пандемийные и санкционные ограничения, но и уже существующая природно-рекреационная и культурно-историческая база регионов Северо-Кавказского федерального округа.
«Развитие туризма на Северном Кавказе в последние 2-3 года прежде всего обусловлено очень большим природно-рекреационным и историко-культурным потенциалом, разнообразием и возможностью развивать различные виды туризма. Поэтому в прошлом году были организованы специальные чартерные программы крупного туроператора, что, например, сгенерировало в Дагестан крупный турпоток по доступной цене в пакете с перелетом, размещением. Надеюсь, в дальнейшем эти программы будут продолжены», — сказал вице-президент Российского союза туриндустрии, председатель Комитета по туризму Торгово-промышленной палаты Юрий Барзыкин.
Эксперты отмечают, что в условиях растущего туристического потока в СКФО необходимо обратить внимание на создание необходимой инфраструктуры, на улучшение качества сервиса и предоставляемых услуг. В частности, одна главных проблем — нехватка отельной базы, отмечает вице-президент Альянса туристических агентств России Алексан Мкртчян.
По мнению Юрия Барзыкина, подготовкой квалифицированных кадров в туристической отрасли уже занимаются на всех уровнях.
«Да, на Северном Кавказе, и в Дагестане в частности, традиции гостеприимства в крови, но эти традиции необходимо подкреплять кадровой подготовкой. Прежде всего линейного персонала в гостиницах и в других точках, объектах обслуживания — будь то горнолыжные комплексы или иные. И эта работа сейчас идет как на федеральном, так и на региональном уровне», — сказал эксперт.
По его мнению, туристический потенциал регионов Северного Кавказа огромен, но необходимо идти навстречу потребителю.
«Сейчас востребованы именно межрегиональные туры, интегрированные, комплексные, которые включают не одну, а две, а то и три республики, разные виды отдыха, включающие экологические, этнокультурные, пляжные. Поэтому нужно складывать потенциалы республик. Да, желание проявить себя — отличное, но при сложении ресурсов получается синергетический эффект», — пояснил Юрий Барзыкин.
Будущее за «цифрой»
Как отметил Алексан Мкртчян, сделать доступнее регионы СКФО для туристов может цифровизация отрасли.
«Как цифровизация помогает в развитии туризма? У людей «под рукой» будут все необходимые услуги: экскурсии, питание, бронирование отелей и билетов, шопинг — все, что касается туризма. Любую из них можно будет заказать, купить, оплатить удобным способом, удостовериться в качестве услуги по отзывам и т.д», — рассказал Алексан Мкртчян.
Эксперты отмечают, что, помимо общих тенденций в цифровизации туризма, таких как распространение сервисов по бронированию отелей, билетов и т.д., регионам нужны и свои, особенные «продукты».
Например, институт развития «Кавказ.РФ», под управлением которого находятся многие курорты СКФО, разработал мобильный гид для ВТРК «Эльбрус» в Кабардино-Балкарии. В цифровое приложение планируется включить интерактивную карту, конструктор активностей на курорте, онлайн-покупку ски-пассов, информацию о погоде в Приэльбрусье и на самой горе, а также точки досуга, ивента и другие необходимые функции для туристов.
Довольно активно включились в цифровизацию туризма и операторы связи. Например, в этом летнем сезоне МТС запустила два аудиогида по популярным местам КЧР и Дагестана. В планах и другие регионы Северного Кавказа. Компания разрабатывает как пешие цифровые экскурсии, так и автомобильные с учетом того факта, что на Кавказ приезжает довольно много туристов на личных автомобилях. Важно, что такие цифровые гиды доступны абонентам всех операторов и не только помогают с выбором экскурсии, но включают в себя информацию о культуре и истории народов республики, различных музеях, природных особенностях.
При этом помогает в развитии цифровизации туризма на Кавказе и повышение качества мобильной связи. Ранее независимое исследовательское агентство TelecomDaily провело замеры качества связи и скорости интернета в столицах республик, а также на трассе «Кавказ» (Р-217). По данным исследования на курортах Северного Кавказа — «Кезеной-Ам», «Архыз», «Ведучи» и «Эльбрус», успешность загрузки страницы Кеплера, включающей все виды контента (картинку, видео и текст), достигает 98%. Этот параметр говорит об успешности соединений в сети LTE. В восьми из 11 точек замера, а также на трассе «Кавказ» самую быструю и успешную загрузку страницы Кеплера продемонстрировала МТС. Это высокий результат, сопоставимый с городами-миллионниками, сообщается в исследовании.
«Планы по дальнейшей цифровизации на Кавказе есть. Это и единая платформа, и электронные путевки, и реестр турагентств. Здесь можно создать еще много чего для продвижения и продажи своего продукта», — отметил Юрий Барзыкин.
По его мнению, каждый из регионов СКФО имеет огромный туристический потенциал. Он считает, что с учетом строительства на Кавказе новых курортов, таких как «Мамисон» и «Солнечный пояс Алании» в Северной Осетии, Прибрежный Каспийский кластер в Дагестане, а также с учетом модернизации уже существующих («Эльбрус» в Кабардино-Балкарии, «Архыз» и «Домбай» в Карачаево-Черкесии), турпоток на Северный Кавказ может кратно увеличиться.