В четырех регионах СКФО в 2022г. значительно снизились траты на общепит
По итогам второго квартала 2022 года в четырех республиках Северного Кавказа зафиксировали значительное сокращение затрат на общепит, в то время как в остальных регионах округа они выросли. Соответствующее исследование провела аудиторско-консалтинговая сеть FinExpertiza.
Наибольшее снижение произошло в Карачаево-Черкесии, там в апреле-июне текущего года траты на общепит семей из трех человек сократились на 96,4% — до 316 рублей в месяц. В Чеченской Республике за отчетный период домохозяйство тратило в среднем 474 рубля в месяц на кафе и рестораны, что на 83,6% меньше, чем годом ранее.
В Дагестане затраты на общепит во втором квартале 2022 года уменьшились на 73% и составили 751 рубль в месяц. Менее всего траты на походы в кафе и рестораны сократились в Ставропольском крае — на 16,3%, до 669 рублей в месяц на семью из трех человек.
В Кабардино-Балкарии, напротив, траты на общепит за отчетный период увеличились на 61,7% — в среднем до 157 рублей в месяц. В Северной Осетии семьи стали тратить на кафе и рестораны на 33,7% больше (в среднем 257 рублей в месяц), в Ингушетии — на 29% (1,7 тыс. рублей).
Затраты на культурные мероприятия на трех членов семьи в месяц по итогам второго квартала в Ставропольском крае выросли в 2,2 раза, в Северной Осетии — в 2,1 раза, в Ингушетии — на 5,1%. Жители Дагестана на данные цели на стали тратить меньше на 78,9%, Кабардино-Балкарии — на 32,6%, Карачаево-Черкесии — на 28,8%, Чечни — на 17%.
При этом в большинстве республик СКФО увеличились затраты на «пандемийный набор», который включает сладости, алкоголь и табак. Так, в Чечне этот показатель вырос на 55,8% (здесь речь идет только о сладостях, траты на алкоголь и табак остались минимальными), в Карачаево-Черкесии — на 29%, в Кабардино-Балкарии — на 22%, в Дагестане — на 18%, на Ставрополье — на 15%, в Северной Осетии — на 5,2%. Только в Ингушетии затраты на «пандемийный набор» уменьшились, сокращение составило 24,1%.
В целом по России затраты на общепит по итогам апреля-июня 2022 года увеличились на 15,3% — до 1,7 тыс. рублей; на сладости, алкоголь и табак стали тратить 3,5 тыс. рублей (+18,6%). Затраты на культурные мероприятия сократились на 26,6% — до 1,9 тыс. рублей.
«Общие расходы российских домохозяйств за год выросли в номинальном выражении на 9,8%, что, конечно же, в первую очередь связано с подорожанием всех товаров и услуг. Однако траты на сладости, алкоголь и табак, а также ресторанную еду, в основном фастфуд, включая онлайн-доставку, увеличились заметно сильнее, в то время как на посещении кино, театров, концертов и спортивных мероприятий россияне решили экономить. Произошел своеобразный возврат к пандемийной модели потребления, на этот раз продиктованный негативными экономическими ожиданиями населения», — прокомментировал член совета директоров FinExpertiza Агван Микаелян.
Он отметил, что в ситуации неопределенности россияне идут по достаточно стандартному пути: готовы несколько увеличить расходы на вредную пищу и алкоголь — дешевые заменители развлечений, помогающие скрасить досуг и заесть стресс, но при этом предпочитают сократить траты на досуг вне дома и другие излишества, а также в целом переключаются на более дешевый ценовой сегмент и отказываются от дорогостоящих покупок — к примеру, расходы на бытовую технику упали сразу на 27%.
Оперативные новости и важная информация — в Telegram-канале РБК Кавказ