Шкурный вопрос: филолог из Ставрополя пожаловалась в ФАС на рекламу VIZIT
Филолог из Ставрополя Елизавета Лопатина подала жалобу в Федеральную антимонопольную службу на рекламу презервативов Vizit, которую она сочла оскорбительной для женщин.
В августе 2019г. на странице Vizit в соцсети «ВКонтакте» была опубликована серия рекламных публикаций, посвященных контрацепции и безопасному сексу. Один из постов со слоганом «Не забывай о защите, даже если меняешь шкуру раз в год» вызвал резкую критику со стороны российских феминисток.
В частности, авторка Telegram-канала «Женская власть» Залина Маршенкулова рассказала, почему негативно отнеслась к рекламе.
«Я написала не один пост о том, почему нельзя называть женщин «шкурами» — никаких и никогда. Если кто-то считает, что этим словом называют каких-то других, плохих девушек, то вы, скорее всего, кое-что не учитываете. Вы тоже «шкура», вас тоже имеют в виду. Все мы шкуры, понимаете? Даже если у вас был всего один мужик за всю жизнь. Мужикам-то можно [иметь половые отношения] все, что хочется и когда хочется, а нам нельзя. Для нас придумывают специальное обесценивающее всю нашу личность слово, чтобы это подчеркнуть», — прокомментировала она.
После этого выпускница Северо-Кавказского федерального университета Елизавета Лопатина обратилась в ФАС с жалобой на рекламу Vizit. Девушка считает, что компания-производитель должна удалить пост с оскорбительной рекламой и принести публичные извинения.
Предварительно совместно с коллегами-филологами она провела лингвистическую экспертизу, чтобы доказать, что слово «шкура» является бранным и не должно использоваться в рекламе.
«Я привлекала экспертов при составлении заявки. Помимо моего исследования, был еще комментарий психолога. Сейчас я жду ответа — дальнейшие действия будут предпринимать в ФАС, процедура может длиться до 3 месяцев», — рассказала Лопатина РБК Кавказ.
Девушка отметила, что верит в положительный результат рассмотрения.
«В законе сказано, что бранные слова в рекламе использовать нельзя. По результатам социологического опроса, более 6000 человек согласились, что в данном случае слово «шкура» было употреблено в оскорбительном значении. Надеюсь, мои требования удовлетворят и рекламу удалят», — пояснила она.
По словам Лопатиной, в будущем она может продолжить борьбу с оскорбительными рекламными материалами.
«Если встречу ненадлежащую рекламу, неуместность которой смогу доказать с помощью лингвистического исследования, то обязательно буду подавать заявления в ФАС», — сказала она.
В пресс-службе ФАС рассказали РБК Кавказ, что жалоба Елизаветы Лопатиной поступила в ведомство 19 августа и в настоящее время находится на рассмотрении.
«В соответствии с действующим законодательством обращение может рассматриваться один месяц с правом продления», — добавили в ведомстве.
Со своей стороны, Залина Маршенкулова отметила, что считает жалобы в «карательные органы» излишними.
«Достаточно общественного порицания — с учетом того, как у нас берутся всех неистово карать», — прокомментировала она РБК Кавказ.
Ранее представители Vizit заявили, что не ставили своей задачей оскорбление девушек.
«Ни в одном нашем посте нет целей оскорбить кого-то, нет никакого злого умысла и никаких скрытых смыслов. Мы максимально нейтральны и поддерживаем все гендеры и интересы. Но всем нельзя угодить и почти на каждый наш пост находятся те, кто посчитал его своим оскорблением», — заявили авторы публикации.