Хобби или профессия: писатели Юга раскрыли гонорары в издательствах
Путь к читателю
Сегодняшний рынок предлагает множество вариантов издания своих книг как уже состоявшимся, так и начинающим авторам. При этом, по словам самих писателей, каждый из них несет свои трудности и не гарантирует высоких заработков.
Как рассказал председатель Союза писателей Чеченской Республики, лауреат Государственной премии Российской Федерации в области литературы и искусства Канта Ибрагимов, появление различных интернет-ресурсов существенно упростило издание книг для авторов. Это возможность заявить о себе, найти аудиторию. Престижной по-прежнему остается публикация в литературных журналах. Также существует возможность издания книг за собственные деньги, но в таком случае автор берет все риски на себя.
«Если писатель издает свою книгу сам, гарантий, что она будет продаваться, нет, потому что магазины не всегда берут книги на продажу. Это дело очень рискованное. И для начинающего писателя малоперспективное», — отметил Ибрагимов.
Несмотря на риски, самиздат сегодня выбирает большинство писателей Юга. Так, по словам председателя правления Краснодарского регионального отделения Союза писателей России Светланы Макаровой, в Краснодарском крае 95% авторов издают свои книги сами. Причина в том, что с крупными издательствами заключить договор автору весьма сложно, но именно через них лежит путь в сетевые книжные магазины, которые являются практически монополистами на рынке.
«Мы, авторы, пытались сами зайти в крупные книжные сети, это оказалось невозможно сделать. Какое-то время на Кубани существовали независимые книжные магазины, но крупные сети и их задавили», — рассказала Макарова.
В то же время небольшие региональные издательства не готовы вкладываться в продвижение авторов из-за возросшей конкуренции с тяжеловесами рынка. Председатель правления отделения Союза писателей России отмечает, что сейчас на Кубани после издания книги ее некуда сдать: нет площадок для продаж.
Донской писатель, журналист и телеведущая Анна Глебова, напротив, отмечает, что в Ростовской области по-прежнему существуют небольшие книжные магазины, готовые брать на свои полки местных авторов. Но в этом случае самиздат требует от автора максимальной включенности в продвижение своего творчества, а при высокой конкуренции с сетевыми магазинами и крупными издательствами это весьма дорогостоящий путь для писателя.
«Я пробовала путь по максимально упрощенной системе. Просто заказывала печать тиража, а распространяла самостоятельно. Сложность в том, что для этого нужно быть хорошим продажником. Те, у кого есть такие способности, действительно зарабатывают. Правда, это тоже тогда выходит за рамки хобби и становится сложной, тонкой и постоянной работой. Сказки про то, что ты просто фотографируешь свои книги, прогреваешь аудиторию, сидя на Мальдивах, а деньги сами текут рекой, не имеют никакого отражения в реальности», — рассказала Глебова.
Автор исторических романов, литературный редактор, обладатель премии «Русский детектив» Лиза Лосева отмечает, что самым надежным для писателя является сотрудничество с крупным издательством. И здесь задача автора — найти способ обратить внимание на свою работу в огромном потоке рукописей.
«Мой личный пример. Еще до того, как я стала издаваться, я была знакома как журналист с писателем Николаем Свечиным — это известный автор исторических детективов. В начале своего пути я использовала это знакомство и попросила его написать аннотацию на мою книгу. Это всегда работает, когда для книги есть аннотации известных людей. Хорошие и добрые отношения с мастерами жанра — это хороший нефинансовый капитал и актив, который можно использовать», — поделилась опытом Лосева.
Одним из способов пробиться в печать она назвала занятия на литературных курсах, которые проводят питчинги с крупными издательствами, а также участие в различных литературных конкурсах.
Невыгодные условия
Заключение договора с издательством вовсе не означает, что теперь автор сможет жить исключительно писательским трудом. Все зависит от тех условий, которые издательство предусмотрело для конкретного автора. Чаще всего, это договор, который предусматривает единовременную выплату.
«Есть договор, который подразумевает выплату «роялти» — процента от продаж. Могут быть условия, предусматривающие выплату фиксированной суммы авторского гонорара плюс роялти. Но поскольку львиную долю расходов на себя берет издательство, рынок устроен таким образом, что не может начинающий писатель, продав свой первый роман, сразу же купить себе лофт и дорогую спортивную машину. Так не сработает дело. Хорошо можно почувствовать финансовую отдачу от текстов, если будут права на экранизацию. Там суммы выше, все очень индивидуально», — говорит Лосева.
При этом автор отмечает, что именно в литературной сфере очень часто решающую роль играет психологический фактор. В начале пути писатель просто мечтает быть опубликованным и не думает о тех условиях, на которых издательство согласилось заключить с ним договор.
Как рассказал поэт, издатель, главный редактор журнала Prosodia Владимир Козлов, жить исключительно писательским трудом сегодня удается лишь единицам успешных авторов, которые выпустили несколько заметных работ, при условии что они постоянно переиздаются. Так устроен рынок не только на Юге, но и в России в целом.
«Можно сказать, что сегодня сложились максимально неблагоприятные условия для того, чтобы автор мог зарабатывать своим писательским трудом. Оптимальными они могут быть для тех писателей, у которых есть 5-10 успешных книг, если они постоянно переиздаются, переводятся, на них покупают права на экранизацию. Если автор до этого дошел, он может зарабатывать, и то желательно, чтобы он еще работал где-нибудь в жюри одной из ключевых премий по литературе и имел зарплату. В России есть такие авторы, но их единицы. В текущих условиях дойти до этого уровня очень непросто, и таланта для этого мало. Это большое испытание, большой путь, в котором значительную роль играет элемент удачи. В ином случае автора ждет совмещение между видами деятельности», — рассказал Владимир Козлов.
По словам Козлова, «выживание в качестве писателя» — непростая задача, требующая определенного фанатизма от автора. В этой ситуации писатель должен постоянно думать о том, как продвигаться. При этом сами издательства предпочитают идти легким путем — это переиздание уже популярных зарубежных книг на русском языке и сотрудничество с известными личностями, блогерами, которых они готовы превратить в писателей.
«Издательства готовы называть авторами тех, кто сформировал свою достаточную аудиторию в сети. Один из критериев оценки автора — это то, насколько у него развиты социальные сети, а писатель этот человек или нет, часто не интересует никого. Если у него есть тысячи подписчиков, он автоматически получает шанс стать хоть певцом, хоть писателем», — говорит Владимир Козлов.
По словам писателей, в такой ситуации коммерческая индустрия не способствует тому, чтобы автор сосредоточился на творчестве, на самом произведении.
«Работа с крупным издательством превращается в доход, только если ты профессиональный писатель и пишешь то, что нужно читателю, с периодичностью, которая нужна издательству. А это очень много. В любом другом случае это гигантские инвестиции в свое хобби либо имидж», — резюмирует Глебова.
С этим частично соглашается и Канта Ибрагимов, по словам которого, гонорар скорее зависит не от писательского мастерства автора, а от его известности и раскрученности.
«Если писатель неизвестный, нераскрученный, то, конечно, гонорар будет небольшой. Если это сильный писатель, то суммы могут определяться значительные, наверное. Мне 63 года, я поделюсь своим опытом. Я в жизни получал, наверное, два-три раза гонорары, и это были, по сути, небольшие деньги <...>. Вот с издателями у меня всегда было очень туго, и меня «не баловали», скажем так», — поделился Ибрагимов.
Сломать систему
Изменить систему, по мнению писателей, могли бы литературные агентства, которые бы выступали на стороне автора при заключении договора с издательством, а также способствовали открытию новых имен.
«У нас нет института литературных агентов, как это устроено за рубежом. Существует литературный агент — это продюсер, который продает автора и беспокоится о его интересах. Первые попытки уже появились. С некоторыми авторами уже работают литагенты, они пристраивают рукопись, а доходы делят пополам. Но, как мне кажется, российские бюро литагентов пока больше акцентируются на рецензиях, на какой-то редакторской помощи текстам, и в основном это их источник дохода», — рассказала Лиза Лосева.
Постепенно меняется и отношение к тем, кто печатается только на электронных площадках.
«Автор может вообще нигде не печататься. Он может быть сетевым, и сейчас отношение к этому термину меняется. Раньше это не воспринималось серьезно, сейчас ситуация изменилась, и есть сильные авторы, которые очень популярны и зарабатывают в сети», — считает Лосева.
Чтобы рынок стал выгодным для авторов, должно пройти время. Отчасти этому может поспособствовать сложившаяся политическая ситуация. В частности, российские издательства вынуждены отказываться от сотрудничества с некоторыми зарубежными писателями и не могут переиздавать их книги. Это, по словам Лосевой, освобождает ниши и дает шансы российским авторам на более высокие гонорары.
«Чтобы ситуация изменилась, должно измениться отношение к российским авторам — ясно, что в них надо было бы вкладывать гораздо больше, создавать гораздо больше возможностей, чтобы условия для работы как минимум не были такими унизительными. Но для этого надо поверить в эту тему, за которой на самом деле культурный потенциал собственной страны. И поверить в нее должна вся система, начиная с издательств и СМИ, заканчивая культурными властями», — резюмирует Владимир Козлов.