Резкий спад после роста: что ждет авторынок Юга и Кавказа в 2025 г.

В 2024 году автокредитование стало единственным сегментом рынка розничного кредитования, показавшим рост. Высокий результат во многом обеспечила повышенная активность россиян, которые продолжили реализовать отложенный с 2022 года спрос.
В 2025 году автокредитование в ЮФО и СКФО, так же как и в целом в России, после пика в сентябре 2024 года, сокращается. Причинами стали рост цен на автомобили, рост рыночных ставок и введение в середине прошлого года макропруденциальных ограничений регулятором. Участники рынка полагают, что начавшееся снижение процентных ставок по автокредитам и расширение кредитов с господдержкой оживит продажи автомобилей.
По данным Национального бюро кредитных историй (НБКИ), с начала 2025 года в РФ было выдано автокредитов на 152 млрд. рублей. Это на 54,4% (или в 2,2 раза) меньше, чем было выдано в начале 2024 года.
Наибольший объем выданных автокредитов в регионах РФ в январе-феврале 2025 года был отмечен в Москве, Московской области, Санкт-Петербурге, а также Краснодарском крае, где было выдано кредитов на сумму 8,09 млрд. руб. Тем не менее, это на 46,8% меньше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В Ставропольском крае объем кредитов сократился на 50,7% до 3,1 млрд. руб., в Ростовской области — на 62,5% до 4,05 млрд. руб.
В феврале 2025 года уменьшилось и количество выданных автокредитов (на новые автомобили и автомобили с пробегом) до 60,7 тысяч, на 53,3% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По данным НБКИ, наибольшее количество автокредитов в феврале 2025 года было выдано в Москве, Московской области, Республике Татарстан и Краснодарском крае, где выдано 2,52 тыс. кредитов.
При этом именно в южных регионах отмечена и наиболее серьезная динамика сокращения выдачи автокредитов в феврале 2025 года по сравнению с предыдущим месяцем: в Ростовской области (-17,6%), Ставропольском (-14,5%) и Краснодарском (-14,2%) краях.
«Падение выдачи автокредитов в начале 2025 года по сравнению с аналогичным периодом прошлого года стало следствием роста рыночных ставок и утилизационного сбора во второй половине 2024 года. В наступившем году тенденция по сокращению выдачи автокредитов продолжилась. Помимо названных причин снижению объемов выдачи автокредитов и ее количественному сокращению способствовало введение в середине прошлого года макропруденциальных ограничений в отношении выдачи автокредитов гражданам с высоким показателем долговой нагрузки (более 50%). Таким гражданам после введения соответствующих ограничений автокредиты стали недоступны», — считает директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков.
Изменение тенденций отмечают и сами банки. Так, по итогам прошлого года ВТБ на Кубани выдал клиентам свыше 20,7 тыс. автокредитов, это в 2,6 раза превышает показатели 2023 года. Общий объем сделок достиг почти 30 млрд рублей. А в 1 квартале 2025 года количество выданных автокредитов ВТБ в Краснодарском крае сократилось в 2,8 раза по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
«На сегмент продолжают давить высокие рыночные ставки, рост цен в результате индексации утильсбора и макропруденциальные надбавки», — пояснил управляющий ВТБ в Краснодарском крае вице-президент Сергей Кадакин.
В СКФО ВТБ выдал более 9 тыс. кредитов в 2024 году на 11,8 млрд. рублей.
«Это более чем в 2 раза превосходит показатели 2023 года по числу договоров и объему выдачи. Что касается показателей 1 квартала 2025 года по отношению к аналогичному периоду прошлого года, то здесь ощущается спад в продажах: 2024 год — 2,2 тыс. кредитов на 2,8 млрд. рублей; 2025 — 1,5 тыс. кредитов на 1,2 млрд.», — рассказал управляющий ВТБ в СКФО вице-президент Александр Дыренко.
Отмечают падение продаж и автодилеры.
«Общий объем продаж по ЮФО сократился на 31%. Объем продаж новых автомобилей в доле кредитования остается практически на прежнем уровне, наблюдаем спад кредитной доли в 2025 на 5%, в первую очередь он связан с падением уровня одобрения. По авто с пробегом спад кредитных сделок составляет 9%, это обусловлено высокой процентной ставкой и лимитом полной долговой нагрузки», — сообщила руководитель отдела финансовых услуг ААА Моторс Виктория Федотова.
Начало перелома
В феврале 2025 года полная стоимость кредита (ПСК) по автокредитам составила 25,3%, сократившись до минимального значения за последние 5 месяцев.
«Во многом это стало следствием мер Банка России по приведению полной стоимости кредита к реальным рыночным значениям. Кроме того, это свидетельствует о том, что, несмотря на максимальное значение ключевой ставки и макропруденциальные ограничения регулятора, банки постепенно находят оптимальные параметры для выдачи автокредитов», — отметил директор по маркетингу НБКИ Алексей Волков.
Примеры таких оптимальных параметров в ЮФО есть. Так, Абсолют Банк в Ростове-на-Дону за год увеличил объем автокредитования на 66%, количество автокредитов выросло почти на 30%. Наибольший рост наблюдался в сегменте кредитования на покупку новых автомобилей, где суммарный объем выданных кредитов вырос на 117% за год, а количество сделок на 59,5%.
«Мы связываем значительный рост автокредитования у нас в 2024 году с запуском нового кредитного конвейера, а также с улучшением рыночной конъюнктуры и активизацией работы с партнерской сетью. Эти же причины объясняют и существенную динамику выдачи автокредитов в начале 2025 года относительно того же периода прошлого года. В марте 2025 года после снижения Абсолют Банком ставок по автокредитам (на покупку подержанных машин на 0,5 п.п., на покупку новых — на 1,2 п.п.) выдачи увеличились на 42% по количеству и на 37% по общей сумме», — сообщила руководитель Абсолют Банка в Ростове-на-Дону Елена Водяницкая.
В марте перелом на рынке автокредитования продолжился. По предварительной оценке Frank RG, рынок автокредитов в РФ в марте 2025 показывает рост объема выдач на 22,6% к февралю 2025 года, и составляют 102,9 млрд. рублей. В количественном выражении также отмечается рост (+20,3% к февралю 2025 года). Средний чек в марте 2025 показывает рост, после семи месяцев снижения (+1,9% за месяц) до 1,2 млн руб. За январь—март 2025 года было выдано автокредитов на 272,3 млрд. руб., что, отмечает Frank RG, на 48,4% меньше, чем за аналогичный период 2024 года.
Тем не менее, несмотря на некоторые подвижки, ожидать значительных изменений на рынке автокредитования при нынешней ключевой ставке не стоит.
«Если говорить о прогнозах, то на динамику автокредитов по рыночным программам существенное влияние оказывает процентная ставка. Она, в свою очередь, прямо зависит от ключевой ставки. При действующем размере ключевой ставки нет предпосылок для какого-либо значительного роста выдач автокредитов в целом по рынку», — считает Елена Водяницкая.
Господдержка в помощь
В значительной степени поддерживает авторынок программа льготного кредитования. Сейчас в категорию льготного автокредитования входят учителя, врачи, участники СВО и члены их семей, военные на пенсии и инвалиды. С льготами можно приобрести легковой автомобиль с двигателем внутреннего сгорания стоимостью до 2 миллионов рублей или электромобиль любой стоимости, собранный в России. Для участников программы предусмотрена скидка до 20% на автомобиль с ДВС, а при покупке отечественного электромобиля можно получить скидку в 35% — вне зависимости от его стоимости.
В сложившихся условиях стимулами поменять авто, помимо экстренных случаев, по мнению Сергея Кадакина, будут господдержка и привлекательные условия производителей по отдельным брендам.
«В первом квартале 2025 года доля автокредитов, оформленных по программе государственного субсидирования, в ВТБ составила более 40%. Что же касается тех заемщиков, которые не подпадают под условия госпрограммы, банк предлагает более 25-ти совместных программ с автопроизводителями, включая автокредит с отложенным залогом», — сообщил Сергей Кадакин.
А вот Ставропольский край, как и в целом регионы Северного Кавказа, всегда отличались особой приверженностью к автомобилям «Лада».
«ВТБ активно работает с различными автомобильными брендами, прежде всего китайскими Haval, Changan, Chery, Geely, Jaecoo, Omoda и, конечно, с «Ладой». В рамках этих программ возможна либо скидка на автомобиль, либо пониженная процентная ставка по кредиту. И пока есть поддержка со стороны государства в виде госпрограммы, перспективы сделать план по автокредитованию очень хорошие. Ведь доля продаж с госпрограммой в нашем регионе в начале 2025 года существенно увеличилась и достигла 76%. Для сравнения — год назад этот показатель составил 20%», — уточнил Александр Дыренко.
Чтобы улучшить ситуацию на рынке автокредитов, программу льготного кредитования могут расширить уже в апреле — на семьи с детьми. АвтоВАЗ предложил вернуть субсидии на покупку автомобиля семьям в рамках поддержки российского автопрома, сообщает РБК.
Ранее глава Минпромторга Антон Алиханов говорил, что расширение льготного автокредитования прорабатывается по поручению первого вице-премьера Дениса Мантурова. Минпромторг рассчитывает улучшить ситуацию на авторынке, расширив программу льготного кредитования.
Расширить инструментарий
Но все же — госпрограмма доступна на покупку узкого перечня автомобилей, поэтому, по мнению дилеров, она скорее поддерживает продажи, чем стимулирует и усиливает их. При этом процентная ставка по госпрограмме составляет в среднем 25%, субсидированные ставки на нее не распространяются.
«А вот субсидирование процентных ставок автопроизводителями позволяет сохранять кредитную долю на уровне 70-90%, в зависимости от бренда и стимулирует продажи авто в целом. На китайские автомобили действуют выгодные программы со сниженными процентными ставками, вплоть до рассрочки. Основные инструменты поддержания продаж — это скидочные предложения от импортеров. Китайские автопроизводители зачастую меняют программы поддержки и конкурируют между собой. Увеличить продажи поможет комплексное предложение по ценообразованию и кредитным условиям», — считает Виктория Федотова.
Оперативные новости и важная информация — в Telegram-канале РБК Ростов. Аналитика, мнения, лонгриды — в Дзен
Оперативные новости и важная информация — в Telegram-канале РБК Кавказ. Аналитика, мнения, лонгриды — в Дзен