Новый вектор: эксперты и бизнес СКФО – о потенциале экспорта на Восток
Ориентация транспортных и грузопотоков в восточные страны — перспективное направление, однако перед предпринимателями Северного Кавказа стоят сразу три масштабные проблемы. В их числе нестабильность на валютном рынке, долгие сроки получения соответствующих сертификатов, дорогая логистика. Такое мнение озвучили эксперты и игроки рынка, опрошенные РБК Кавказ.
По мнению генерального директора Российского экспортного центра Вероники Никишиной, отечественный бизнес очень быстро адаптировался под новые условия в период санкций и сменил вектор в сторону стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС), Ближнего Востока, Азии, Африки, Латинской Америки.
Руководитель центра поддержки экспорта Дагестана Руслан Абаскулиев в комментарии РБК Кавказ назвал рынок стран Азии перспективным и отметил, что сегодня ряд республиканских компаний уже имеют опыт поставок своей продукции на прилавки дальневосточных стран.
В качестве примера он привел алкогольную продукцию (вино, коньяки), которые уже не первый год поставляются в Китай.
При этом он отметил, что Дагестан в два раза в 2023 году нарастил экспорт продовольствия в страны Ближнего Востока: Азербайджан, Узбекистан, Казахстан, Киргизию.
Три ключевые проблемы
Рынок восточных стран сегодня имеет большие перспективы и российские экспортеры заинтересованы в его освоении. Тезис озвучила руководитель Российского экспортного центра Вероника Никишина. Причем, как считает глава РЭЦ, заинтересованность сторон обоюдная.
«Тем не менее освоение новых рынков — не мгновенный процесс. Сразу найти покупателей, наладить логистику, поставку и операционные процессы непросто. К тому же, приходится адаптировать продукцию под требования новых рынков. Есть проблемы с выходом на новые рынки: они касаются логистики, платежей, операционной деятельности», — пояснила руководитель РЭЦ.
Схожее мнение выразил и руководитель дагестанского Центра поддержки экспорта Руслан Абаскулиев, подтвердивший, что Дагестану сложно осваивать рынки Востока из-за существенной удаленность региона и, как следствие, дорогой логистики.
В комментарии РБК Кавказ директор по развитию компании ООО «АскорАгроТрейд» Шамиль Сайпулаев сообщил, что перед бизнесом в новых реалиях возникли три очень серьезные проблемы: удорожание логистики, сложности взаиморасчетов и волатильность валюты, получение новых сертификатов для выхода на иные рынки.
«Важно понимать, что для выхода на каждую страну сопровождается получением соответствующего сертификата. И в этой ситуации возникает парадокс — получение этого документа — процесс затяжной, а клиенты хотят получить товар здесь и сейчас. Потому ряд экспортеров отмечают это проблему как одну из ключевых. Хотя, насколько мне известно, на федеральном уровне уже прорабатывается вопрос перевода многих подобных процедур «в цифру» для ускорения и упрощения получения сертификатов», — пояснил собеседник РБК Кавказ.
Другим немаловажным аспектом он назвал сложности с взаиморасчетами, поиски контрагентов и иные риски: «Речь идет о том, что для проведения оплаты с импортерами из стран Азии приходится подбирать несколько банков-операторов, это сроки, новые договора, расчет в новой валюте», — отметил директор по развитию компании ООО «АскорАгроТрейд».
С этим тезисом согласился и начальник отдела продаж ООО «Евроснек» Нариман Султанбеков. По мнению спикера, доля международного экспорта в их компании (на экспорт поставляются кукурузные палочки и иные сладости) составляет порядка 15-20%.
«Мы в основном поставляем в Казахстан и Азербайджан. Конечно, основная доля рынка для нас — внутренний. Только по Дагестану наша торговая сеть распространена почти на всей территории. Что касается экспорта, то это очень тяжелый процесс: выход на торговые сети, получение сертификатов, соответствие товара внешнему виду. Мы работаем на экспорт с 2017 года, и самые прибыльные периоды приходятся тогда, когда иностранная валюта находится, так сказать, «на подъеме», — сообщил Султанбеков, пояснив, что экспорт — это всегда трудности поиска проверенных банков-операторов для бесперебойных взаиморасчетов.
Фокус на аграрный сектор
Именно в аграрном секторе у регионов СКФО есть большие перспективы для увеличения поставок в страны востока. Такое мнение озвучил заместитель министра сельского хозяйства РФ Сергей Левин.
«Сельскохозяйственная продукция Северного Кавказа пользуется большим спросом на зарубежных рынках, особенно в странах Ближнего Востока. Это способствует стабильному росту объемов поставок и увеличению роли аграрного экспорта в развитии экономики регионов. К ключевым торговым позициям относятся зерновые культуры, мясная, молочная и другие виды продукции отечественных производителей», — отметил Левин.
Дагестан в этом аспекте, как пояснил глава регионального минсельхоза Мухтарбий Аджеков, стоит особняком. Он напомнил, что только по итогам неполного 2023 года регион экспортировал почти 100 тыс. голов домашнего скота, а также такие виды продовольствия, как рис, виноград, урбеч и др.
К тому же, та же дагестанская баранина в ОАЭ считается продуктом люкс-качества. Руководитель центра поддержки экспорта Дагестана Руслан Абаскулиев отметил, что сегодня арабские партнеры просят поставлять «дагестанскую баранину».
«Там сложился уже некий бренд нашего мяса, которое, к слову, не попадает в супермаркеты или общепит. Наша баранина выступает именно как люкс-качество и подается в самых дорогих ресторанах или же отелях мирового уровня», — сказал Абаскулиев.
Он также считает, что Дагестан может найти свою нишу в дальневосточных странах в сегменте мясной продукции, товаров из переработанного сырья, а также кондитерских изделий.
Важен диалог
Для выстраивания качественного партнерства и экспортных связей очень важно работать с потенциальным клиентом, понять его запрос и адаптировать под него свой товар. Такое мнение выразила депутат Народного собрания Дагестана Зульгимар Ибрагимова. Она привела тезис, когда в рамках прошедшего бизнес-форума в Шанхае обсуждался вопрос запуска совместных турмаршрутов российских туристов в Китай и обратно.
«Мы увидели большую заинтересованность китайских коллег, озвучили наши возможности, услышали их запрос и планы. Потому следующим этапом уже должно стать выстраивание каких-то коробочных решений для туристов и их отдыха в регионе», — пояснил парламентарий.
Причем, по словам первого замминистра промышленности и торговли РФ Василия Осьмакова, зарубежные партнеры уже хорошо знакомы с продукцией химических, строительных и парфюмерно-косметических предприятий СКФО, которые вносят существенный вклад в развитие округа в целом.
«Тем самым регионам нужно работать лишь над выстраиванием взаимовыгодных экспортных связей, наращивать товарооборот, развивать производства и находить новые рынки сбыта», — отметил замминистра.