Перелить границы: что будет с винами Юга РФ при росте пошлин на импорт
Крупнейшие в России импортеры алкогольной продукции ПАО «Белуга Групп», ООО «Лудинг» и ООО «Компания «Симпл» направили письмо в адрес председателя правительства РФ Михаила Мишустина с просьбой не повышать действующую ставку 12,5% ввозных таможенных пошлин в отношении импортных вин. Об этом говорится в письме, направленном на имя Мишустина 12 июля. Копия документа имеется в распоряжении РБК Краснодар.
Компании предупредили, что инициатива грозит ростом цен на локальные вина и негативным образом скажется на бизнесе российских дистрибьютеров. Они предложили в качестве альтернативы, например, отказаться от нулевой пошлины на популярные вина из Грузии, а также предусмотреть нулевую ставку налога на прибыль, нулевой налог на имущества виноделен и другие меры, которые способны поддержать национального производителя вина.
Российские виноделы выступают за заградительные меры для импортеров, указывая на растущие объемы производства, которые не удается реализовать из-за отсутствия мест на полке торговых сетей. «Фанагория» уже отказалась от планов по высадке новых виноградников из-за отсутствия гарантий защиты со стороны регулятора. Отечественная отрасль выступает за повышение таможенных пошлин вплоть до полного запрета на ввоз иностранных вин, ссылаясь на подобную практику других государств, производящих вино.
Как утверждают эксперты, полный запрет на ввоз навредит и рынку, и потребителям. Большинство из них выступает за решения, которые будут учитывать интересы обеих сторон рынка, но, в то же время, они говорят о необходимости повышения пошлин на все вино, которое импортируется в страну. Плюс к этому нужны объемные программы поддержки российского виноделия и системная программа работы с потребителем, считают аналитики. Главной интригой, на сегодняшний день, остается размер ставки ввозных таможенных пошлин, которую должны скорректировать российские власти.
Позиция импортеров
В компаниях считают, что сегодняшний избыток импортных вин в России является временным и исчезнет до конца 2023 года за счет распродажи стоков и колебаний курсов валют. В то же время повышение ввозных таможенных пошлин (ВТМ) на импортные вина даже на 5% повлечет за собой ряд неблагоприятных последствий для рынка, а именно: приведет к росту цен на российские вина, потерям бюджета в сумме до 12 млрд рублей, поставкам более дешевого, а, следовательно, более низкокачественного вина, частичной утрате культуры потребления высококачественной винодельческой продукции. Кроме того, учитывая текущую экономическую ситуацию, повышение ВТП будет иметь критически отрицательный характер и для рынка, и для российских потребителей, а достижение целей таможенно-тарифного регулирования и ВТП могут оказаться под угрозой.
В качестве альтернативных стимулов для российского виноделия импортеры предлагают, например, нулевую ставку налога на добавленную стоимость, нулевую ставку налога на имущество винодельческих предприятий и сельхозземель, занятыми виноградниками. Также они предложили отказаться от нулевой пошлины для вин Грузии, которая не является членом ЕАЭС, а значит, по своему статусу грузинские вина ничем не отличаются от вин ЮАР или Чили.
РБК Краснодар направил запрос компаниям-подписантам. В ПАО «Белуга Групп» отказались от комментариев. В Luding Group рассказали, что постарались донести свою позицию как ключевые игроки рынка, чтобы принимаемое решение было максимально объективным.
«Для экономики важно, чтобы бизнес двигался, развивался, сложностей внешних хватает. Повышение таможенных пошлин на импортные вина несущественно повлияет на спрос на российские вина. Причем это вызовет в целом повышение цен и на российские вина, пострадает конечный потребитель в сегменте до 500 рублей. В условиях «идеального шторма» на фоне девальвации рубля и так происходит рост цен на импортную продукцию. Это двойной удар по конечной цене. Все это может вызвать переключение потребителей на альтернативные напитки на безвиноградной основе, а также на пиво или более крепкие категории», — прокомментировал исполнительный директор Luding Group Эрнест Хачатурян.
Он подчеркнул, что ценообразование отечественного вина должно быть выгодно для всех участников рынка. Что касается протекционизма, то при развитии производства вина в России необходимо, по мнению Хачатуряна, инвестировать в создание питомников, в технологии, в развитие локальных производителей отраслевого оборудования, взращивать кадры в винной отрасли, популяризировать российское вино, повышать информированность граждан о брендах российских производителей.
Что стало с импортом алкоголя
Напомним, в 2022 году антироссийские санкции, введенные после начала специальной военной операции на Украине, осложнили закупки и поставки товаров в Россию и кардинально изменили в том числе рынок импорта вина. Поставки алкоголя в Россию запретили США, запрет на экспорт винодельческой продукции ввела Австралия, а страны ЕС ограничили поставки в Россию дорогих вин (запрет коснулся товаров дороже €300). Крупнейшие мировые производители объявили о приостановке поставок или постепенном полном выходе с российского рынка.
Несмотря на сложности с импортом вина в 2022 году, Россия по итогам года завезла его больше, чем в 2021-м на 10%. В январе-феврале 2023 года импорт вина и крепких напитков в Россию вырос на 23% в годовом выражении, до 79 млн литров, что стало рекордным показателем ввоза за последние 5 лет.
Что думают российские виноделы
Российские виноделы считают, что в сегодняшних условиях однозначно требуется переосмысление правил игры для всех участников российского алкогольного рынка. Владелец и основной акционер ГК «Абрау-Дюрсо» Борис Титов говорит, что повышение ставки ВТМ позволит решить проблему затоваривания рынка некачественным дешевым вином. По его мнению, если раньше запас такого вина на складах был обеспечен на 2-3 месяца, то сегодня запаса хватает на 8-9 месяцев. Из этих вин, названия которых звучат на итальянском и французском языках, формируется сегодня торговая полка, утверждает Борис Титов.
Слова Титова-старшего дополняет президент «Абрау-Дюрсо» Титов-младший. Отечественные производители сейчас обладают большими запасами продукции, которые хотели бы отгружать в торговые сети, но пока такой возможности не имеют — ключевые торговые сети перезагружены импортным вином, говорит Павел Титов.
«Когда мы приняли № 468 ФЗ и начали делать вино только из вина, выращенного в России, мы примерно 10-15% полки освободили импортерам. Это та полка, на которой мы продавали вина, произведенные из виноматериалов других стран. Они не конкурировали, просто получили подарок от государства за счет российских производителей. Теперь, воспользовавшись этим, они продолжают наращивать поставки вина», — прокомментировал директор Всемирной организации винного туризма по России (GWTO) Леонид Попович.
Игроки отрасли считают, если государство не отрегулирует ситуацию, российский рынок вскоре может лишиться национального вина. Так, по словам Леонида Поповича, отсутствие механизма балансировки рынка вынуждает крупных инвесторов, которые могли бы вложиться в развитие виноделия в России, откладывать свое решение.
По мнению игроков рынка, любые заградительные меры — увеличение пошлин, акцизов, запрет на ввоз вин из недружественных стран — станут стимулом для российских виноделов.
«Меры по балансировке рынка должны быть комплексными и носить постоянный характер. И это не должно касаться какой-то одной страны, так нулевые пошлины на ввоз существуют не только для Грузии, а существующий сейчас размер пошлины в 12,5% недостаточен, чтобы предотвратить заполнение рынка ввозным вином. Он никак не мешает импорту продукции, например, из европейских стран. <…> Исходя из неурегулированности рынка «Фанагория» в следующем году впервые за 25 лет не планирует высаживать новые виноградники», — сказал генеральный директор винодельни «Фанагория» Петр Романишин.
В «Кубань-Вино» пока не готовы делать какие-либо прогнозы относительно решений по высадке. Пока в планах у компании ежегодно высаживать по 500 га. Там готовы обеспечить объемы для российского потребительского рынка, но при этом ожидают, что покупатель будет отдавать предпочтение российскому вину.
«Вложены огромные деньги в виноградники, сейчас они начинают вступать в плодоношение. С каждым годом качественного вина будет все больше и нужно будет постепенно освобождать рынок от импорта так, как это делают абсолютно все страны производящие вино», — прокомментировал глава Союза сомелье и экспертов России Артур Саркисян.
Бренд-амбассадор крупнейшего донского хозяйства «Цимлянские вина» Алексей Матвеенко считает, что сегодня на российском рынке, безусловно, должна соблюдаться приоритетность российских вин и в этом помогут любые меры, принятые регулятором. Однако, считает эксперт, необходимо объективно оценивать объемы производства российских вин.
«Если мы предположим массовый отказ от импортного алкоголя, то на данный момент отрасль не готова заполнить существующие рыночные объемы. Соответственно, мне кажется, направление развития и мысли правильные, но их реализация должна быть плавной, с замерами результатов, более постепенной. Повышение этих пошлин должно быть чувствительным, но не сильно», — отметил Матвеенко.
Сколько будет стоить российское вино
Борис Титов не видит никаких причин для поднятия цен на российское вино. На итоговую стоимость продукта будут влиять другие факторы, связанные с проседанием общих макроэкономических показателей, но эти факторы будут иметь влияние на весь рынок, а не только на винную отрасль, говорит владелец винного дома.
Исполнительный директор АВВР Алексей Плотников говорит, что даже увеличение таможенной пошлины не может привести к росту цен более чем на 10%. Об этом говорит и Петр Романишин. По его словам, у российских виноделов очень весомый сток нераспроданных вин, поэтому роста цен в течение ближайшего времени он не ожидает.
По мнению Леонида Поповича, в случае если ВТМ вырастет с 12,5% до 85%, тогда это даст определенный стимул для отрасли, но даже в этом случае не приведет к значительному росту цен на вино, произведенное из российского винограда, и составит не более 10%, что соответствует темпам инфляции.
Директор Центра исследований международной торговли РАНХиГC Александр Кнобель прогнозирует: либо цены будут поддержаны на текущем уровне и будут расти вместе с инфляцией, либо увеличатся пропорционально росту пошлины.
Как защищают вино в мире
Сегодня барьеры стран Евросоюза для входа на рынок (пошлины и процедуры длительной сертификации) выглядят более внушительными, нежели в России, считает Алексей Плотников. Как рассказал Александр Кнобель, защита внутреннего винного рынка, в том числе с помощью таможенно-тарифных мер, является широкой практикой в странах-производителях вина.
«Практика стандартная. Действительно, зачастую пошлины либо просто в виде повышения, если страна не находится в режиме наибольшей благоприятствования, либо общее повышение таможенных барьеров для всех партнеров. Это делается для того, чтобы ценовые преимущества для отдельных производителей были более явными», — сказал Александр Кнобель.
Винодел проекта «Николаев и Сыновья» в Долине Лефкадия (Краснодарский Край) Михаил Николаев-младший считает, что заградительные пошлины для импортного вина — это базовые правила рынка, которыми пользуется большинство винопроизводящих стран.
«До начала СВО мы экспортировали в Европу вино в несколько стран, потом в Скандинавию, во Францию и Германию, но поставки были совсем небольшие. Тогда нам стоил минимум €1-2 на бутылку только сертификация, которая ничего особенного не добавляла, это такая скрытая пошлина Евросоюза. То, что я видел сейчас в проекте пошлин это ровно такое же по сути. Это попытка уравновесить те реалии, которые есть в рынке», — сказал глава компании.
По словам Бориса Титова, Россия сегодня уже значительно продвинулась в вопросе развития национального виноделия. В перспективе она может стать одним из самых быстро растущих рынков и одной из лидирующих винодельческих провинций в мире даже при малых средствах защиты рынка, но в целом РФ сильно отстает от других стран в плане развития заградительных мер, уверен собственник российского винного дома.
«Многие страны сегодня значительно в большей степени защищают свой рынок, в том числе и те которые производят собственное вино. В Турции импортные вина обкладываются пошлинами больше 60%, а сегодня уж не говорю об Индии, где сотнями процентов исчисляются импортные пошлины», — добавил Титов.
Член комитета Госдумы по экономической политике Сергей Алтухов, считает повышение пошлин действенной мерой для защиты внутреннего отраслевого рынка, как и запрет на продвижение импортных вин. Что касается аналогичных мер поддержки за рубежом, то, как говорит Алтухов, они связаны больше с поддержанием сбыта продукции в рамках Евросоюза.
«Так как покупательский спрос там сильно просел, введены рыночные меры для устранения текущего дисбаланса в некоторых регионах ЕС. Например, они разрешил дистилляцию излишков вина в кризисных ситуациях. Есть программы софинансирования по сбору нового урожая и продвижения вин отдельных регионов. Если в целом оценивать политику развития отрасли, у нас разные треки с европейскими странами: мы находимся в стадии бурного роста, они стараются удержать позиции, поэтому мы субсидируем закладку виноградников, продвижение вин России внутри страны, они наращивают экспорт в поисках новых рынков», — прокомментировал член комитета Госудумы.
Леонид Попович считает, что у российского государства сегодня очень много вариантов защиты национального производителя вплоть до запрета торговли импортом, и, по словам эксперта, игроки отрасли сегодня находятся в позиции ожидания любого из таких решений.