Перейти к основному контенту
Журнал РБК+Кавказ ,  
0 

В пользу регионов: как развитие МТК «Север-Юг» повлияет на экономику СКФО

Проект МТК «Север-Юг» обсуждается уже более 20 лет. Разворот на Восток сделали развитие этой артерии приоритетной задачей для России. Эксперты и власти рассказали, как коридор способен повлиять на экономику СКФО
Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Долгоиграющий проект

Международный транспортный коридор «Север-Юг» представляет собой путь длиной более 7 тыс. км, пролегающий от Санкт-Петербурга до портов Индии и Ирана. Он включает в себя три маршрута: западную и восточную ветку, а также — транскаспийский мультимодальный участок. Его реализация позволит в два раза сократить сроки доставки грузов по сравнению с Суэцким каналом.

В перспективе, помимо того, что эта транспортная артерия обеспечит качественно иную взаимосвязь с близлежащими странами, реализация проекта окажет значительный мультипликативный эффект на экономику регионов РФ, примыкающих к Каспию. Речь идет не только о повышении транзитного потока грузов и строительстве инфраструктуры, но и об увеличении объемов производства, а также — о новых возможностях для особых экономических зон, располагающихся в регионе.

Большое будущее

О строительстве транспортного коридора речь идет уже несколько десятилетий. Идея его создании возникла в начале 90-х прошлого столетия, а в «нулевые» было подписано соглашение между Россией, Ираном и Индией. Его ратифицировали в 2002 году.

Но пока что грузопоток через МТК «Север-Юг» существенно уступает по объемам Азово-Черноморскому направлению, отмечал в рамках Кавказской инвестиционной выставки в 2023 году Артур Карлов, директор департамента стратегического развития Минтранса России. По итогам 2022 года показатель составил 14,5 млн т грузов, за тот же период через Черное море было отправлено только сухих грузов более 121 млн т. В перспективе эти объемы будут не только расти, но и качественно изменятся по составу.

«Согласно прогнозу Минэкономразвития России, в 2023 году рост грузопотока по МТК «Север-Юг» по сравнению с 2022 годом увеличится на 35% — до 19,5 млн т, а к 2030 году — увеличится до 31,7 млн т», — давал прогнозы заместитель министра экономического развития Российской Федерации Дмитрий Вольвач.

От сырья — к переработке

Артерия в перспективе может стать одним из крупнейших в мире транспортных каркасов, который не только обеспечит быструю доставку грузов и станет альтернативой Азово-Черноморскому направлению, но и положительно повлияет на многие сферы экономики прилегающих регионов — во многом благодаря крупным инфраструктурным проектам, которые требуется реализовать на их территории.

«Развитие коридора «Север-Юг» для России — это работа для своей собственной экономики. Строительство портов Махачкалы, Астрахани дадут значительный эффект, позволят изменить номенклатуру и перевозить грузы с большей добавленной стоимостью, в первую очередь речь идет о контейнерных перевозках», — комментировал Карлов.

В перспективе рост грузооборота по МТК «Север-Юг» может простимулировать производство в прилегающих к Каспию регионах России. Пока что основную долю экспорта через транспортный коридор из СКФО занимает химическая продукция, на втором месте АПК, отмечал Александр Исаев, генеральный директор АНО «Дирекция международных транспортных коридоров». Основными странами-партнерами, если оценивать объемы поставляемой продукции, являются Азербайджан, Грузия и Иран. В стоимостном отношении лидировали Китай, Турция и Грузия.

В пользу регионов: как развитие МТК «Север-Юг» повлияет на экономику СКФО

Логистика как основа

Для реализации проекта и увеличения добавленной стоимости необходимо создавать транспортно-логистические полигоны, накопительные площадки контейнерного типа — в том числе и на территории регионов Северо-Кавказского федерального округа.

«Север-Юг» потребует не только реализации ряда масштабных инфраструктурных проектов, призванных снять ограничения, но и развитие производства на территории регионов России, тяготеющих к транспортному коридору, отмечают в минэкономразвития РФ.

«Перспективно взаимодействие в сфере особых экономических зон. Если эти хабы, где происходит производство и накопление партий товаров, научатся координировать работу по предоставлению преференций, это создаст синергетический эффект», — комментировал Дмитрий Вольвач.

Ключевой порт

Из всех регионов СКФО наибольшее влияние транспортный коридор окажет на Дагестан, сходятся во мнении эксперты. В частности, Махачкалинский морской торговый порт является одним ключевым связующим звеном Транскаспийского маршрута коридора «Север — Юг». В настоящее время он уже становится крупным хабом, рассказала руководитель Дагестанского союза промышленников и предпринимателей Патимат Гамидова.

«Грузопоток морского порта в Дагестане растет с каждым днем, и развитие транспортного коридора становится все более актуальным в связи с антироссийскими санкциями. К 2030 году наша страна рассчитывает удвоить поток грузов. Иран готов провести транспортный коридор через Махачкалу для импорта товаров из третьих стран в Россию и экспорта российской агропродукции. Кроме того, Иран и Азербайджан уже подписали меморандум об упрощении транзитных перевозок», — отметила она в интервью РБК Кавказ.

Основной рост потоков груза за счет развития коридора «Север-Юг» ожидается в сегменте зерна, овощей, стройматериалов, а также — минеральных удобрений.

В пользу регионов: как развитие МТК «Север-Юг» повлияет на экономику СКФО

«За счет строительства зернового терминала мы сможем достичь перевалки до 1,5 млн т зерна ежегодно с действующих 500 тыс. т. Для этого в аренду порту переданы два причала, уже ведутся проектно-изыскательные работы. Кроме того, мы видим перспективы ускорения обработки и перевалки грузов за счет строительства новой подъездной дороги к порту в виде ответвления от федеральной трассы. Ее протяженность составит порядка 7 км», — отметил Абашилов, подчеркнув, что существуют планы по строительству железнодорожного сортировочного парка в порту, в том числе для наращивания контейнерных грузов.

Инфраструктурные ограничения

В представительстве Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) Дагестана отмечали, что главная задача, которую необходимо оперативно решить — сокращение «узких» мест и барьеров, затрудняющих и сдерживающих транспортный поток.

«Объемы перевозок грузов автотранспортом по автодорогам, входящим в международный транспортный коридор «Север-Юг», за последнее время возросли в 2,5 раза. В настоящее время до 80% от общего объема грузов в рамках данного маршрута доставляется автотранспортом. В перевозках грузов в рамках МТК участвует более 700 российских транспортных компаний, что само собой подтверждает тезис высокой заинтересованности отечественных перевозчиков в работе на данном направлении», — пояснили в Ассоциации.

В частности, речь идет о федеральной трассе Р-217. Она проходит по территории семи субъектов России, шесть из которых — регионы СКФО. По ней идет транзитный поток в страны Закавказья, отмечал руководитель ФКУ Упрдор «Кавказ» Александр Лукашук.

«Сейчас с двух до четырех полос движения расширяют почти 80 км трассы. Капитальный ремонт ведут на семи наиболее загруженных участках. После завершения работ 140 км магистрали на территории республики будут четырехполосными», — сообщил начальник ФКУ Упрдор «Кавказ».

Этот и другие материалы читайте в первом номере журнала РБК+Кавказ

СберПро Медиа Туризм

Барометр отрасли: развитие внутреннего туризма

СберПро Медиа Промышленность

Рекордная цена: 
как развивается золотодобыча на фоне растущего спроса

СберПро Медиа Транспорт

В поисках баланса. Как развиваются контейнерные перевозки в России и мире

СберПро Медиа Интересное

Как технологии помогают бизнесу повысить эффективность в разных отраслях

СберПро Медиа Интересное

Особенности внедрения искусственного интеллекта в бизнес-процессы

СберПро Медиа Промышленность

Барометр отрасли: химическая промышленность

СберПро Медиа Финансы

Эволюция банкинга. Как и почему крупный бизнес переходит на Open API

СберПро Медиа Интересное

Вместе к успеху. Как выстраивать коммуникации 
в команде

СберПро Медиа Промышленность

Сплав технологий: 5 трендов цифровизации в металлургии

СберПро Медиа Интересное

Нейро-, микро- и лайфстайл. Тренды российского онлайн-образования

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.

*

Лента новостей
Курс евро на 24 мая
EUR ЦБ: 97,88 (-0,02)
Инвестиции, 23 мая, 16:31
Курс доллара на 24 мая
USD ЦБ: 90,25 (+0,06)
Инвестиции, 23 мая, 16:31
Все новости Кавказ
На Ставрополье возбудили дело о сговоре вокруг «Ставэлектросеть» Кавказ, 10:24 
Путин поздравил патриарха Кирилла с именинами Общество, 10:22
IVA Technologies проведет IPO на Мосбирже в первой половине июня Инвестиции, 10:19
На конференции ЦИПР «Ростелеком» представил проект «Территория» Events, 10:16
Курс биткоина упал до отметки в $67 тыс. Крипто, 10:15
Россиянин отметился голевой передачей в полуфинальном матче плей-офф НХЛ Спорт, 10:14
ФСБ назвала целью теракта в «Крокусе» план нанести ущерб отношениям с СНГ Политика, 10:11
Онлайн-курс Digital MBA от РБК
Объединили экспертизу профессоров MBA из Гарварда, MIT, INSEAD и опыт передовых ИТ-компаний
Оставить заявку
В районе Внуково появится комплекс индустриальных зданий и общежитий Город, 10:10
Орбан заявил о подготовке Европы к конфликту с Россией Политика, 10:08
Потолок — 500 тыс. руб. в месяц: как стать программистом 1С Pro, 10:04
Авто замминистра обороны Иванова сняли с продажи Общество, 10:01
Шить на Юге: как местные бренды одежды выходят на российский рынок Кавказ, 10:00 
Байден пропустит саммит по Украине из-за поездки в Голливуд Политика, 09:53
Генералу Попову предъявили обвинение Политика, 09:47