От «соуса нартов» до джема: как работает консервный завод в РСО-Алания
С чего все начиналось
Соучредитель ООО «Карагро», которое выпускает продукцию под брендом «Просторос», Руслан Леков рассказал РБК Кавказ, что консервный завод компании располагается на базе Бесланского пищекомбината. В прошлом это одно из крупнейших предприятий по производству пищевых продуктов в СССР. Здесь выпускали консервацию, колбасные, кондитерские и хлебобулочные изделия, ликероводочную продукцию.
«Бесланский пищекомбинат был основан в 1960-е годы. На этом предприятии работал Маирбек Караев. Он начинал свою деятельность, как инженер, потом стал директором. В 90-е годы Караев приватизировал комбинат и сохранил его по профилю, как производственную площадку», — сообщил Леков.
В 2017 году Тимур Караев (сын Маирбека Караева) с друзьями Тимуром Будаевым и Русланом Лековым решили восстановить работу предприятия, занявшись выпуском плодоовощной консервной продукции.
«Мы понимали, что наиболее перспективное и приоритетное направление — это переработка овощей и фруктов. Причем у комбината оно тоже изначально было основным. На базе предприятия в советский период разрабатывали большое количество технологических карт. Лаборатория пищекомбината в свое время первой консервировала черемшу», — отметил Леков.
Для начала предприниматели перезапустили советский соус, но с современной подачей. Первая партия была сделана на старом оборудовании.
«Пилотным продуктом стал острый соус из листьев перца по технологической карте 70-х годов, подписанной замминистром пищевой промышленности СССР. Решили назвать его — «соус нартов», чтобы была связь с Осетией. Рынок очень позитивно его воспринял. Продукцию поставили в местные магазины. Сработало «сарафанное радио» и за ней начали приезжать из соседних регионов, центральной России и ближнего зарубежья», — рассказал Леков.
По данным сервиса РБК Компании, ООО «Карагро» было зарегистрировано в 2017 году в Беслане. Основной вид деятельности — прочие виды переработки и консервирования фруктов и овощей. Учредителем компании значится Руслан Леков. Выручка организации в 2021 году составила 5,54 млн рублей, прибыль — 164 тыс. рублей.
Новый виток
По словам соучредителя компании, с 2017 по 2019 годы на месте старых производственных площадок пищекомбината было возведено новое здание площадью 1,5 тыс. кв. м, где разместился современный комплекс по переработке овощей и фруктов.
«Мы увеличили складские помещения, закупили новое оборудование. В строительство и модернизацию вложили приблизительно около 100-150 млн рублей собственных средств. В 2019 году закончили все работы и начали готовиться к запуску продукции», — заявил Леков.
Чуть позже предприниматели поняли, что делать только монопродукт не получится и стали выпускать уже традиционную консервацию — соленые огурцы, помидоры, лечо, аджику, варенье, повидло, джемы, компоты. В настоящее время у консервного завода 32 наименования продукции. Мощность — 8 тыс. банок в час.
Откуда сырье?
«Первое время скупали местную продукцию у населения. В 2020 году сами посадили огурцы на площади в 15 га. Это был успешный опыт, нам удалось снизить себестоимость сырья. В 2021 году огурцы посадили уже на площади в 25 га», — рассказал Леков.
Также в прошлом году предприниматели создали сельскохозяйственный потребительский кооператив, куда вошли несколько КФХ, с которыми ведется совместное производство продукции.
«В настоящее время стратегия компании — это выращивание, переработка и реализация. У населения мы продолжаем закупать продукты, но это не те объемы, которые нам интересны. Кроме того, покупаем сырье в Волгоградской и Астраханской областях», — сообщил соучредитель компании.
География поставок и другие планы
С 2021 года продукция компании из Северной Осетии экспортируется в Германию. Консервация предприятия продается практически по всей России, но в основном это Сибирский и Центральные округа. С 2022 года продукцию под брендом «Просторос» можно приобрести в федеральной торговой сети «Азбука вкуса».
«Туристы, которые приезжают в Северную Осетию на гастрономический туризм, в первую очередь покупают «соус нартов». Для них это уже на уровне осетинских пирогов и сыра», — заявил Леков.
Также он отметил, что в 2022 году компания планировала начать выпуск овощных закусок в виде пасты, но пока руководство решило отложить запуск данного направления.
Экологичность и аутентичность
«Основные преимущества продукции ООО «Карагро» под брендом «Просторос» — экологичность и аутентичность. Этим она существенно отличается от плодоовощной консервной продукции многочисленных отечественных производителей, которые, по сути, являются лишь держателями брендов, так как основная ее часть производится в странах Юго-Восточной Азии и Южной Европы. Конечно, она несравнима с продукцией «Просторос» по качественным характеристикам, но однозначно выигрывает в цене и объемах поставок. Низкая цена и большие партии — это входной билет в торговые сети», — считает доцент кафедры менеджмента и предпринимательского права Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС, кандидат социологических наук Ирина Долгова.
По ее словам, небольшой объем выпуска продукции и практически неизвестность бренда за пределами РСО-Алания вряд ли обеспечат выход на рынок страны, хотя предприятие делает такие попытки, выставляя отдельные позиции своей продукции на маркетплейсе Ozon.
Долгова также отметила, что в настоящее время основные усилия компании необходимо направить на повышение известности продукции под брендом «Просторос». «Высокий спрос может сформироваться только на хорошо известные и имеющиеся в достаточном количестве продукты», — заключила кандидат социологических наук.
История компании «Карагро» входит в спецпроект «Герои РБК Кавказ». С остальными историями проекта можно ознакомиться здесь.