Система «Электронная путевка» в ЮФО и СКФО может увеличить цены на 1,5%
Государственная информационная система (ГИС) «Электронная путевка» была запущена в конце мая 2022 года для мониторинга деятельности туроператоров, оценки состояния туристического рынка. О том, какие затраты понесут региональные туроператоры по внутреннему туризму, на сколько увеличатся цены на путевки, рассказали РБК Ростов эксперты по туризму.
Что изменится
Ранее вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Георгий Мохов сообщал о том, что для туроператоров по внутреннему и въездному туризму 1 сентября заканчивается отсрочка ответственности за нарушения при работе с «Электронной путевкой». Если они не будут передавать данные в информационную систему, к ним может быть применена санкция в виде исключения из федерального реестра, то есть фактически запрет на ведение туроператорской деятельности. При этом на середину августа к системе подключились не более 10-15% туроператоров.
По правилам функционирования единой информационной системы электронных путевок, в случае заключения договора о реализации туристского продукта с турагентом последний обязан в течение пяти рабочих дней со дня заключения договора (но не позднее 10-го числа месяца, следующего за истекшим календарным месяцем), направить туроператору уведомление о заключении договора. Оно должно содержать в себе все данные, необходимые туроператору для внесения в ГИС «Электронная путевка».
Туроператоры — это компании, которые создают и оказывают услуги. Турагенты продают эти услуги и служат посредниками между туристами и туроператорами.
Как отметил президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Илья Уманский, единственное, что может измениться для турагентов, которые работают в легальном поле и не формируют турпродукт вместо туроператора, — это ужесточение контроля за передачей данных со стороны туроператора. Поскольку даже если потенциальное нарушение произойдет по вине турагента, ответственность все равно будет нести туроператор.
«С 1 сентября 2024 года туроператоры должны только подключиться к системе и вносить в нее данные о реализуемом турпродукте. При этом у предпринимателей остается еще почти два месяца на проведение аттестации рабочих мест и информационных систем. Этот процесс должен завершиться к 1 ноября текущего года. Отсрочка была мотивирована необходимостью подготовки, в том числе финансовой, к подключению к системе», — сказал он.
Финансовые затраты
В пресс-службе туроператора «Интурист» заявили, что они передают все данные в ГИС «Электроная путевка» с осени 2023 года.
«Если другие туроператоры не могут подключиться к системе, вероятно, это связано с необходимостью финансовых затрат и инвестиций в ИТ (информационных технологиях — прим. РБК Ростов)», — прокомментировали в организации.
Вице-президент «Альянса туристических агентств» Алексан Мкртчян также подчеркнул, что есть определенные трудности с затратами, которые понесут небольшие туроператоры. По его словам, введение ГИС является избыточным фактором давления на бизнес, так как необходимо покупать программное обеспечение в среднем за 200 тыс. руб. Кроме того, нужно платить за его обслуживание, потому что в штате должен появиться специалист, работающий с системой. Соответственно, на 1 сентября свыше 80% небольших туроператоров оказались не готовы к переменам.
При этом, по прогнозам РСТ, новые правила работы туроператоров по внутреннему и въездному туризму не скажутся прямо или косвенно на объеме турпотока.
«Мы ожидаем, что количество подключившихся туроператоров в период август—сентябрь значительно увеличится в связи с распространением на туроператоров по внутреннему и въездному туризму ответственности за нарушения предоставления сведений в систему «Электронная путевка», — прокомментировал Уманский.
По мнению экспертов, часть операторов будут пытаться заложить затраты на подключение к ГИС «Электронная путевка» в стоимость турпродуктов, но в конечном итоге спрос отрегулирует стоимость. Мкртчян отметил, что цены на путевки на юге и Северном Кавказе из-за внедрения системы вырастут незначительно — примерно на 1,5%.