Что будет с рынком б/у автомобилей в ЮФО и СКФО в 2022 году
По оценкам «Автостата» (на основе данных АО «Электронный паспорт»), на Северном Кавказе в июне 2022 года продажи легковых автомобилей с пробегом снизились на 26,6% до 25 тыс. машин по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
За I полугодие 2022 года в СКФО реализовали 173,8 тыс.машин с пробегом, что на 10% меньше, чем в таком же периоде 2021 года.
Больше всего продажи за указанный период упали на Ставрополье (-18,9%, до 41,7 тыс. машин), в Северной Осетии (-18,5%, до 12,8 тыс.) и в Ингушетии (-16,6%, до 8,3 тыс.).
В свою очередь самыми популярными марками авто с пробегом на Северном Кавказе являются Lada (спрос упал на 6% по сравнению с соответствующим периодом прошлого года), Toyota (-14,8%), Hyundai (-14,3%), Mercedes-Benz (-11,1%) и Ford (-16,9%).
Наибольшую долю на рынке поддержанных машин на Северном Кавказе на данный момент занимают отечественные авто. Показатель в округе по данным на 1 июля 2022 года составляет 55,6%.
Как обстоят дела со спросом в ЮФО и СКФО
Представитель автобизнеса Николай Слонов считает, что по сравнению с предыдущими кризисами 2022 год характеризуется кардинальным падением продаж. В первом полугодии они сократились на 60% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
О том, что спрос на б/у автомобили в соседнем Краснодарском крае в марте 2022 года упал практически на 100%, рассказал РБК Краснодар Виталий Савинов, генеральный директор ООО «Тонари Джапан», специализирующейся на продаже авто из Японии. При этом, по его словам, в мае продажи начали восстанавливаться.
Представитель компании, занимающейся доставкой машин из США и ОАЭ (есть филиал в Ставрополе) сообщил, что в их организации продажи идут стабильно, даже не смотря на некоторое снижение спроса.
«В нашей компании дела обстоят хорошо, есть некоторое снижение спроса, но это не потому, что люди перехотели покупать машины, а потому что скачет курс доллара. То есть все зависит ни от сезона, ни от месяца, а от курса», — говорит он.
Некоторые участники рынка также заметили, что на фоне общего снижения спроса, вырос интерес покупателей к автомобилям более дорогого сегмента.
«Сегодня в пределах одной марки или модели покупатели берут комплектацию намного богаче. Раньше могли брать автомобиль с пробегом 50-60 км с незначительными повреждениями, а сейчас покупают с пробегом 10-15 тыс. км и максимальной комплектации, а не средней. Модельный ряд тоже изменился. Вырос интерес к европейским моделям из Японии. Раньше они были неинтересны из-за цены. И не было никакого смысла брать авто с правым рулем для езды по российским дорогам, если есть возможность купить с левым. Но благодаря подешевевшему курсу валют, они стали гораздо меньше стоить», — рассказал Виталий Савинов.
При этом другие не фиксируют такой тенденции. В компании с филиалом в СКФО говорят о том, что у них как был, так и остается высоким спрос, как на класс «эконом», так и на «комфорт» и «престиж».
Основные каналы поставок и удорожание логистики
Участники рынка отмечают, что сегодня, как и до кризиса, возможно приобрести любой автомобиль из любой части света. Вопрос не столько в цене, сколько в сроках доставки заказчику. По оценкам игроков рынка, сегодня средние показатели по ожиданию авто увеличились по разным оценкам в 2-5 раз.
Директор компании «Мега-Авто» (Краснодар) Дмитрий Демкин отмечает, что если раньше автомобиль из США ждали 1,5-2 месяца, то сейчас срок может занять до 5 месяцев. С Лос-Анджелеса автомобиль придется подождать более 3-х месяцев, говорит Демкин и связывает такие сложности с перегрузкой морских портов.
Представители бизнеса сообщают, что сегодня основные каналы поставки б/у автомобилей проходят через Белоруссию, Ростов-на-Дону, Армению и Грузию, Дальний Восток.
«С Германии очень много идет перевозок через Белоруссию. Там возникают сложности из-за таможни. Если привести где-то напрямую, то это Ростов. Через Новороссийск — вряд ли. И очень много разных нюансов теперь нужно учитывать, что влечет за собой дополнительные расходы, например, просто для того, чтобы получить ПТС», — говорит представитель автобизнеса.
По оценкам Виталия Савинова, занимающегося доставкой автомобилей из Японии, логистика сильно подорожала с февраля 2022 года, и возникли дополнительные препятствия для перевозки. Так бизнес сегодня, с одной стороны, испытывает давление со стороны банковской системы, с другой — не справляется со спросом из-за выхода с рынка крупных транспортных перевозчиков.
Он также подчеркнул, что существует проблема с переводами в недружественные станы. «Банки пытаются избавится от валюты всеми возможными способами. Некоторые совсем не переводят средства в Японию, поскольку это недружественная страна. И так делают очень многие. Сегодня чтобы выполнить перевод в Японию, нужно побегать по банкам и постараться это сделать. Переводы в Японию в последний раз шли месяц. Очень большие задержки с переводами. Это осложняет процесс», — говорит Савинов.
Цены на старте
Смещение спроса на рынок премиум, сложности в отгрузке и долгая логистика, по словам игроков рынка никак не сказались на итоговой стоимости автомобилей. Цену нивелирует падение курса доллара. Несмотря на это, желающих приобрести автомобиль все меньше, рассказали РБК Краснодар представители регионального автобизнеса.
Директор компании «Мега-Авто» Дмитрий Демкин считает, что с падением курса доллара автомобили сегодня стоят так же, как и до кризиса, возможно, немного дешевле, отметил Демкин. По его словам, сегодня машину можно купить по цене от 3 млн рублей до 1 млн долларов. Речь идет о таких марках как, Dodge Challenger, Dodge Ram, Toyota Tundra, Toyota Tacoma, Toyota Sienna, Toyota Camry, Toyota Land Cruiser, Ford Raptor.
В то же время цена на новые модели 2020-2021гг. пока еще не вернулась до тех пределов, какой была до начала спецоперации, — говорит другой представитель автобизнеса в регионе. И по его словам они выросли в первом полугодии в два раза.
По мнению еще одного представителя бизнеса, в данный момент цена на автомобили варьируется от 800 тыс — до 1 млн рублей. Речь идет, например, о моделях KIA и Hyundai.
«Когда цены на машины поднялись, мы просто убавили свою прибыль, чтобы для клиентов ценник остался прежним. Мы держим стабильный ценник на автомобили в сегменте «комфорт» и «эконом», — отмечает представитель компании с филиалом в СКФО.
По мнению представителей кубанского рынка, из-за активности параллельного импорта, цена в ближайшее время на подержанные авто могут вырасти.
«Машины уже подорожали. Так в Германии были одни цены, пока русские туда не поехали, теперь цены начинают расти. Спрос рождает предложение», — говорит один из них.
Логистика как важная составляющая итоговой стоимости авто, по словам Виталия Савинова, сегодня уже подорожала в 3 раза и до конца 2022 года будет еще больше дорожать, что в последующем так же скажется на итоговой цене машины.
«Если тенденция с банками и переводами сохранится, и деньги будет отправлять все сложнее, то скоро совсем не останется банков, через которые можно будет отправлять средства. Тогда машины подорожают», — уверен Савинов.
Кроме того, бизнесмен подчеркнул, что, если проблема с переводами сохранится, то он планирует повышать цены на парк автомобилей из наличия.
Интерес к б/у импорту стимулирует в том числе и ситуация на рынке новых авто отечественного производства — там наблюдается большой дефицит предложения, отмечают эксперты.
Напомним, работа заводов в России практически остановлена. Эпизодическая сборка продолжается на заводах АО «АвтоВАЗ», ООО «УАЗ» и Haval. Остальные предприятия в России не производят легковые автомобили. В данных условиях, считают эксперты, единственным источником наполнения рынка авто в России станет импорт, в том числе автомобилей с пробегом.
Оперативные новости и важная информация — в Telegram-канале РБК Кавказ