Воскресное вино: как на Юге меняется спрос на кагор в преддверии Пасхи

Кагор является одним из самых популярных типов крепленых вин, уступая в объеме производства в России только портвейнам. По итогам 2024 года в РФ произвели более 10 млн л крепленых вин, из них порядка 25% приходится на кагоры. Эти вина традиционно выпускают во всех основных винодельческих регионах страны — Крыму, Краснодарском крае, Ростовской области и Дагестане.
По данным Роскачества, большая часть выпущенных в России кагоров относится к категории ординарных вин, которые производятся без длительной выдержки в бочках и бутылках. Самый широкий выбор кагоров в розничной торговле и основной спрос на них ежегодно приходится на апрель в преддверии Пасхи.
По словам генерального директора «Фанагории» Петра Романишина, продажи кагора имеют ярко выраженный сезонный характер — примерно 80% вина этого типа продается накануне Пасхи и только около 20% продаж распределяются на остальной год.
«У кагора есть настоящие почитатели, которые регулярно покупают именно это вино в течение всего года. Конечно, все же большая часть потребителей приходится на Пасху, ведь по традиции этот праздник православные христиане отмечают именно с кагором», — сказал Романишин.
В пресс-службе «Кубань-Вино» подтвердили, что спрос на кагор значительно возрастает в канун Пасхи, когда отгрузки могут составлять до 50% от годового объема. Первый заместитель главного винодела «Массандры» Любовь Тарчинская также отметила, что «пить кагор — это праздничная традиция», поэтому на предприятии стараются выпускать больший объем этих крепленых вин в преддверии Пасхи. Между тем, производство не прекращается в течение всего года и находит своего потребителя.
«Кагор нельзя назвать только церковным напитком, его относят к категории лечебных вин. Он идет в состав рецептуры с медом и алоэ — такой народный рецепт, который повышает иммунитет и содержание гемоглобина», — подчеркнула Тарчинская.
Мнение о популярности кагора в сезон церковных праздников поддержала и руководитель «НАМ Российского вина!» Екатерина Топорищева. По ее словам, особенно повышенный спрос приходится на апрель.
По словам бренд-амбассадора винодельни «Солнечная Долина» (Крым), спрос на это вино отмечается в течение всего года, но пик спроса происходит во время Пасхи.
«Какую-то часть вина у нас покупают в течение года церковные епархии для причастия. Обычные потребители тоже берут его не только в период праздника, и это не обязательно всегда возрастные потребители. Кагор — сладкое крепленое вино, и многие его любят», — отметил Александров.
Вместе с тем, аналитики дистрибьютора Luding Group, который сотрудничает с южными производителями, отмечают, что продажи кагора не зависят от сезонности, а также снижаются каждый год. Так, если в ЮФО в 2021 году с марта по май ежемесячно продавали 144-166 дал кагора ежемесячно, то в 2024 году — 85-87 дал.
В компании отмечают, что в СКФО продают меньше этого винного напитка. В 2021 году в регионе в весной было продано 92-99 дал кагора ежемесячно, в аналогичный период 2024 года — 48-50 дал.
«В СКФО продажи кагора значительно ниже, чем в ЮФО. Они ожидаемо не зависят от Пасхи, так как процент православного населения в СКФО не велик. Динамика роста в этих регионах хаотичная, поэтому утверждать, что продажи кагора растут в апреле-мае в связи с Пасхой, не стоит», — отметили в пресс-службе компании.
По словам Екатерины Топорищевой, изначально кагор должен производиться из «мальбека» — красного сорта винограда. Однако сейчас не у всех производителей достаточно насаждений данного сорта, поэтому допустимы замены на другие красные сорта.
Оперативные новости и важная информация — в Telegram-канале РБК Краснодар. Аналитика, мнения, лонгриды — в Дзен