Сладкое послевкусие: эксперты — о перспективах виноделия на Юге России
Непростым выдался 2023 год для российского виноделия, основная доля которого представлена винами, произведенными на Юге России. По данным министерства сельского хозяйства Краснодарского края, объем ввезенного на территорию региона импортного алкоголя в 2023 году вырос на 30% (по итогам первого квартала). При таком объеме поставок из-за рубежа, российскому вину все еще сложно конкурировать на торговой полке с импортом. В то же время, по данным Роскачества, популярность зарубежного вина в России достигла рекордно низкого значения за последние два года — лишь 17% граждан считают, что оно значительно качественнее отечественного.
«Россияне стали значительно реже оценивать зарубежное вино как превосходящее по качеству российское. Если в конце 2022 года 29% россиян отвечали, что вино зарубежного производства гораздо более качественное, чем российское, то сейчас с таким мнением готовы согласиться 17%. За последние два года (с июня 2021 года) это самый низкий показатель популярности зарубежного вина», — сообщали в ведомстве.
В 2 раза вырастет число российских винных предприятий к 2028г.
Игра вдолгую
В перспективе 7 лет такой виноделие как вид бизнеса станет более популярным и позволит отечественным инвесторам значительно увеличить доход от денежных вложений в вино, считают в Роскачестве, основываясь на данных аналитиков Россельхозбанка.
«Отрасль демонстрирует привлекательную для инвестиций рентабельность благодаря высокому спросу на отечественную винную продукцию. Так, в среднем доходность отрасли по EBITDA составляет от 20 до 30% («Золотая Балка» — 22%, «Абрау-Дюрсо» — 30%). К примеру, в масложировой отрасли, производстве мясных или молочных продуктов рентабельность лидеров отрасли находится на уровне 7-8%», — говорят аналитики.
По мнению вице-президента Simple Group Анатолия Корнеева, в ближайшие два года, темпы производства качественного российского вина будут только наращиваться, а через 5 лет число российских винных предприятий увеличится минимум вдвое.
«Сейчас на рынке около трех десятков сложившихся качественных предприятий из 196, полагаю, что за 5 лет мы удвоим это число. Будет 50–60 — это уже немало, это уже какая-то сила, через них будет двигаться все виноделие, а государству их надо сильно беречь и всячески поддерживать», — сказал Корнеев.
Депутат Госдумы от Краснодарского края Сергей Алтухов считает, что у российских производителей в ближайшие 10 лет есть все шансы, что заявить о себе, как о «лучших на свете».
«Думаю, у нас всегда останутся премиальные и ультрапремиальные проекты, которые будут использовать сырье, оборудование и комплектующие по принципу «лучшее на свете», без оглядки на страну происхождения. Но вот то, что у российских производителей появился шанс, в течение ближайшего десятилетие войти в перечень «лучших на свете», хотя бы в отдельных номинациях, — неоспоримый факт. А массовые производители, уверен, все шире будут применять российские саженцы и технологии с каждым годом. В то же время они развивают и лимитированные линейки — ищут купажные сочетания автохтонных сортов винограда с зарубежным лозами, смело ведут селекцию», — прокомментировал Алтухов.
По словам вице-президента компании, российские виноделы полностью закрывали потребности рынка. По его данным, сегодня в общем объеме около 65% представлено российскими винами и только 35% — импортными. Чтобы нарастить долю российского вина потребуется около 10 лет и грамотная экономическая поддержка государства, считает эксперт.
«Мое мнение — и к этому мы должны двигаться очень системно и методично — нам надо лет 10 для того, чтобы увидеть золотые виноградники, правильно сформированные и экономически обоснованные. Это методически долгая работа. И, к сожалению, здесь нет одного учителя, который придет и скажет — я сейчас здесь всех научу, проконсультирую, и все полетит. И, тем более, каждый винодел мечтает свою модель построить самостоятельно, и поэтому он вынужден совершать ошибки», — пояснил Леонид Корнеев.
Другое мнение у руководителя российской исследовательской компании Ratingtelling Алексея Соловьева. Он считает, что главная сложность российских виноделов сегодня — это нерегулярные объемы ассортимента, которые мешают говорить о стабильности рынка.
«Кто-то произведет меньше вина, кто-то перепродаст по дешевке, кто-то будет искать новые каналы сбыта, кто-то вообще уйдет с рынка на время (например, сейчас шесть виноделен на продаже), кто-то переориентируется на других инвесторов и так далее», — прокомментировал Соловьев.
От 20% до 30% составляет доходность винной отрасли по EBITDA
Вино есть, доверия нет
По мнению Корнеева, на формирование доверия российского потребителя к национальному вину потребуется гораздо больше времени, нежели на наращивание темпов производства.
«Перспективы рынка сейчас — это падение потребления, в связи с дороговизной, и это уже факт, мы видим сокращение на 15%. Остановить этот процесс может послабление в законе о рекламе и дистанционной торговле, это коллективная работа и коллективная ответственность всех вместе, всем фронтом надо налегать — государством, импортерами, дистрибьюторами, производителями», — рассказал Корнеев.
Отрасль будет развиваться, но главный вопрос не в перспективах рынка, а перспективах потребителя, считает Алексей Соловьев.
«У конечного потребителя пока перспективы выглядят так: ему придется за гораздо большую цену покупать российский вино. И это не совсем приятная история. Здорово, что хороших российских вин становится больше, но давайте все же развивать науку и стимулировать производство, чтобы помогать снижать цену на отечественное вино», — сказал он.
Пролонгированные запреты
Несмотря на заградительные меры властей по отношению к импорту, в ближайшем будущем нельзя будет говорить о российском виноделии без привязки к конкурирующим рынкам. Вопрос, что будет с южнороссийским вином в ближайшие 2 года полностью зависит от того, что происходит и что будет происходить с конкурирующими странами, которые все еще определяются со степенью дружественности или недружественности к России, считает руководитель исследовательской компании.
«Сейчас все винные байеры нацелились на страны, которые можно возить напрямую, и всё равно будут еще переориентироваться. Потому что их вино будет стоить дешевле российского, и что им дальше делать — непонятно. Потому что сначала надо продать остатки прошлых лет, и это займет какой-то период, соответственно, ряд байеров не будут понимать, что им делать с текущим годом», — рассказал Соловьев.
Как прокомментировал президент компании LADOGA Вениамин Грабар, развитие рынка будет полностью зависеть от ситуации в экономике в целом, а также от тех мер поддержки российского виноделия, которые будут приняты, и того, как на них будут реагировать наши виноделы.
«Недавнее повышение пошлин на импортное вино из недружественных стран в долгосрочной перспективе может существенно вырастить долю отечественного вина на полке при правильной ценовой и маркетинговой политике самих хозяйств. Но это в любом случае произойдет не сегодня и не завтра. Если в крепком алкоголе мы можем нарастить объем производства при необходимости довольно оперативно, то в виноделии производители связаны ограниченной сырьевой базой — недостаточным количеством виноградников и не всегда пока надлежащего качества», — рассказал Грабар.
Напомним, долгожданным решением для поддержки отрасли стало введение с 1 июля таможенной пошлины с 12,5% до 20%, но не менее $1,5 за бутылку, что поставило существенный заслон для доступа дешевого импортного вина на российский рынок.
Дальнейшей реализации комплексных мер по защите российского винного рынка ожидает исполнительный директор Ассоциации виноградарей и виноделов России Алексей Плотников.
Отечественные виноделы рассчитывают и на пролонгацию, и на расширение защитных мер. По мнению президента «Абрау-Дюрсо» Павла Титова в ближайшей перспективе необходимо не просто продлить уже принятые меры, но и ввести квоты на ввоз зарубежного алкоголя, субсидировать затраты на закладку питомников, а также сохранить формулу компенсации за повышенные акцизы.