«Тайна второй Луны»: как развивают астротуризм на Северном Кавказе
«Лучший бизнес — это всегда хобби»
В 2018 году Кирилл Лазоренко зарегистрировал ИП с основным видом деятельности «туристическое агентство». Сейчас компания называется Travel Caucasus Group и является основной по направлению астротуризма.
Как рассказал РБК Кавказ директор компании Кирилл Лазоренко, изначально наблюдение за звездами было его хобби, которое он превратил в бизнес-идею.
«Лучший бизнес — это всегда хобби. Я сколько себя помню, любил астрономию, изучал ее, ждал каких-то научных открытий. При этом 10-15 лет назад нельзя было скачать приложение, навести его на небо и увидеть созвездия. Я работал, откладывал деньги и купил свой первый телескоп. Даже хотел поступать в астрошколу при МГУ, но там скорее шла речь об изучении астрофизики, это направление было не так интересно», — прокомментировал он.
В 2017 году Лазаренко совместно с друзьями организовал в Ставропольском крае первый астровыезд для знакомых. Именно после этого мероприятия, по его словам, он понял, что это может приносить прибыль.
«Направление астротуризма пока еще достаточно молодое в России, но его популярность нарастает с каждым годом. В 2017 году в число школьных предметов вернули астрономию, что также положительно повлияло на количество людей, которым оно интересно. Более того, астротуризм сейчас развивается вплоть до частных полетов в космос», — добавил он.
Для кого и как проводят астроэкскурсии
По словам Кирилла Лазаренко, решение развивать астротуризм именно на Ставрополье было обосновано еще и географическими особенностями региона. Именно там существуют зоны с самым темным небом в Европе. Там же расположено несколько крупных обсерваторий.
Как отметил директор Travel Caucasus Group, у астротуризма на данном этапе достаточно широкая целевая аудитория.
В арсенале турагентства на данный момент имеется несколько проработанных маршрутов. Основным и первым является экскурсия «Тайна второй Луны», которая в 2021 году стала лучшим туром выходного дня в стране по версии премии «Маршруты России».
«Мы никогда не ограничиваемся только просмотром звездного неба. Всегда стараемся объединить астротуризм с другими видами туризма. В наших программах есть и дегустация нарзанных источников, и посещение природных памятников. Во время прогулки по Пятигорску мы также говорим об интересных местах города», — говорит Лазаренко.
Рынок, стоимость и конкуренты
По словам директора Travel Caucasus Group, объем вложений в запуск компании в сфере астротуризма достаточно невысок — 2-3 млн рублей. Средства необходимы в первую очередь для закупки оборудования. Как отметил Лазаренко, именно от качества выбранных телескопов и тд зависит качество наблюдения за небесными телами. Он также отметил, что с момента открытия компании вложения уже окупились.
По оценке руководителя компании, на данный момент Travel Caucasus Group занимает 30-40% рынка астротуризма в России.
«Не могу сказать, что у нас на Юге и Северном Кавказе есть какие-то серьезные конкуренты. Да, есть те, кто организует многодневные выезды в Архыз, но не более. Наши конкуренты — это чаще наши клиенты, которые посетили маршруты, и на любительском уровне стали делать нечто подобное», — говорит Лазаренко.
По словам директора Travel Caucasus Group, фирма также развивает направление по продаже оборудования для наблюдения за звездами. Здесь организации принадлежит доля в 10-15% на российском рынке.
Куда двигаться дальше
Как отметил Кирилл Лазаренко, в планах туристической фирмы сейчас выход в другие регионы России. В частности в 2021 году Travel Caucasus Group запустила астроэкскурсии в Крыму.
«Сейчас наша цель — Карелия. После этого мы думаем двигаться в сторону Заполярья, чтобы показывать желающим северное сияние. Эти места набирают популярность, там определенно есть перспективы развития», — говорит он.
Пока руководство компании прорабатывает финансовые модели, в рамках которых можно было бы осуществить подобный выход в регионы. В числе прочих рассматривается и возможность продажи франшиз.
«Наша основная точка роста — это развитие глэмпинга. Можно ставить экоотели в самых темных местах России, чтобы люди могли не только смотреть на звезды, но и оставаться на ночевку», — добавил он.
Перспектива развития астротуризма и популяризация северного направления
Вице-президент Альянса туристических агентств России, и глава сети турагентств «Розовый слон» Алексан Мкртчян считает, что на данном этапе чистое астронаправление уже вряд ли сможет привлечь туристов.
«Астротуризм может быть интересным при совмещении с другими видами туризма. Потому что особого смысла человеку, живущему в северном полушарии ехать в другую точку северного полушария, чтобы увидеть такое же звездное небо, я не вижу. Интереснее, конечно, лететь за несколько тысяч километров, чтобы увидеть небо звездного полушария, но это далеко не всем по карману. Как правило, такие поездки очень дорого стоят», — говорит эксперт.
Он также отметил, что перспективой развития астротуризма может стать популяризация северного направления: выезды в Карелию и Заполярье для наблюдений за северным сиянием.
«Северное сияние — это диковинка. При этом человек приезжает на неделю в непривычные для него условия. Но здесь должно также совпасть несколько условий, в том числе, чистое небо, чтобы облака не помешали просмотру», — добавил он.
История Travel Caucasus Group входит в спецпроект «Герои РБК Кавказ». С остальными историями проекта можно ознакомиться здесь.