Перейти к основному контенту
PROВино⁠,
0
Эксклюзив

С юга на север: продажи вин ЮФО и СКФО в России растут на фоне ярмарок

Виноделы Дагестана наращивают поставки продукции в невинодельческие регионы РФ
Виноделы Юга и Кавказа увеличивают поставки продукции в невинодельческие регионы РФ. У отдельных дистрибьюторов рост продаж достигает 30%. Повышению интереса потребителей способствуют винные ярмарки, узнал РБК Краснодар
Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

Популярность отечественных вин сегодня растет, свидетельствуют данные министерства промышленности и торговли России. В 2023 году без учета общепита российский рынок вина составил 786 млн л, что на 20% выше показателей 2022 года. В сетевом ретейле доля игристых вин к апрелю 2024 года составила в натуральном выражении более 68%, тихих вин — 52%.

Предприятия ЮФО и СКФО, где производят основную долю отечественных вин, активно продвигаются на рынке. Одним из основных инструментов для местных хозяйств в условиях запрета рекламы алкоголя являются винные ярмарки. Такие мероприятия не просто способствуют повышению продаж в краткосрочной перспективе, но и обеспечивают рост узнаваемости южных брендов. Также ярмарки помогают наладить стабильные каналы продаж в невинодельческие регионы, рассказали игроки рынка.

Как растут южные вина

Флагманами ЮФО являются традиционно «винные» Краснодарский край, Республика Крым и город федерального значения Севастополь, рассказал исполнительный директор Ассоциации виноградарей и виноделов России Алексей Плотников.

«За последние два года на рынок вышло порядка 10 новых амбициозных проектов из этих регионов, но и традиционные лидеры рынка не собираются сдавать свои позиции, причем во всех сегментах — от индустриальных гигантов до авторских виноделен. Но особенно хочется отметить развитие виноградарства и виноделия в Республике Дагестан. Возможно, это эффект «низкой базы» в сравнении, но трудно отрицать, что Дагестанские, прежде всего Дербентские вина, бывшие экзотикой каких-то три года назад, теперь нетрудно встретить на полках большинства федеральных и региональных розничных сетей», — рассказал Алексей Плотников.

По данным оптово-розничной компании ООО «Грейп», которая занимается торговлей алкогольной продукции на территории Новгородской области, рост реализации южных вин составил в этом году составил 20-30%.

«В первом полугодии 2024 года мы реализовали около 30 тыс. дал винодельческой продукции российских производителей с юга страны. Это на 20-30% превышает результаты аналогичного периода прошлого года», — рассказал РБК Краснодар заместитель генерального директора по развитию ООО «Грейп» Олег Бородулин.

Представитель компании пояснил, что сегодня в число поставщиков ООО «Грейп» входят «Абрау-Дюрсо», «Цимлянские вина», «Инкерман», «Фанагория», «Сухая гора», «Винодельня Аскери», «Агролайн» и др.

Торговая компания ООО «Дитрейд» только с июня по август 2024 года поставила в Псковскую и Новгородскую область около 10 тыс. бутылок от производителей ЮФО и СКФО. В число поставщиков компании входят «Цимлянские вина», «Симферопольский винодельческий завод», «Массандра», «Новый Свет», «ВинГород», а также «Дербент вино».

В пресс-службе компании «Кубань-Вино» отметили рост продаж в 2023 году. По данным винодельческого предприятия, которое поставляет свою продукцию во все регионы России, в 2023 году реализация вин выросла с 81,8 млн бутылок до 94,1 млн бутылок.

«Планы по расширению представленности в регионах, конечно, есть. Есть регионы, которые необходимо подтянуть в плане продаж — это СЗФО, СФО, ДФО, новые территории РФ. Планируем также далее развивать направление HoReCa», — отметили в компании.

Пришел, попробовал, купил

По словам директора ООО «Дитрейд» Людмилы Егоровой, для торговой компании большую роль в расширении ассортимента сыграла одна из винных ярмарок, прошедших в Пскове.

«В какой то степени и для нас позиции вин некоторых производителей стали открытием, и точно могу сказать, что они могут составить конкуренцию популярным итальянским винам, типа Пино Гриджио», — отметила Людмила Егорова.

По мнению Олега Бородулина, ярмарки — важный индикатор для торговых сетей, алкомаркетов, кафе и ресторанов о спросе и интересе к российскому вину со стороны потребителя.

«По итогу ярмарки мы сделали анализ предпочтений наших жителей и по производителям, и по видам продукции, и по ценовым факторам. И уже сейчас мы гибко меняем свою ассортиментную политику по российским винам, расширяя представленность и в собственной розничной сети и в предложениях отдела оптовых продаж», — рассказал Бородулин.

Исполнительный директор Ассоциации виноградарей и виноделов России Алексей Плотников рассказал, что за последние три года в России прошло более 30 ярмарок.

«Винная ярмарка — это мероприятие, где дегустация вин совмещена с продажей, а, значит, посетитель получает сразу все, о чем мечтал — и встречи с виноделами, и возможность сравнительной дегустации, и замечательное коммьюнити таких же энтузиастов, идеальное для обмена опытом, и, в конечном итоге, возможность приобретения лучших из понравившихся вин», — отметил Плотников.

Руководитель Национального агентства маркетинга российского вина («НАМ российского вина!») Павел Майоров считает, что ярмарка «Виноград», которую организует агентство, является более эффективным инструментом популяризации, чем баннерная и телевизионная реклама.

«Я считаю, что такого уровня погружения и близости знакомства с продуктом не может дать ни баннерная реклама, ни даже телевизионная, потому что на нашей ярмарке продукт можно пощупать, попробовать и запомнить какие-то сценарии его потребления, например, с определенными блюдами, ведь гастрономия тоже на таких мероприятиях представлена», — пояснил Майоров.

«Виноград» виноделов до Уфы доведет

Винная ярмарка «Виноград», организованная «НАМ российского вина!», является одной из крупнейших в России сегодня. «Виноград» направлен на популяризацию винной культуры, отечественного продукта, осознанного потребления, на развитие науки, отраслей, связанных с виноградарством и виноделием. Идеолог и организатор ярмарки — НИЦ «Курчатовский Институт», мероприятия проводятся при поддержке Ассоциации виноградарей и виноделов России.

В текущем году ярмарка уже прошла в Анапе, Великом Новгороде, Пскове. Ярмарка в Уфе стартует 24 августа и традиционно продлится девять дней. Мероприятие включает четыре тематические площадки «Кубань», «Дон», «Кавказ» и «Крым», которые представляют вина и гастрономию своих регионов. Также предусмотрена семейная зона и образовательная площадка «Винология».

«У нас на каждой ярмарке больше 100 тыс. посещений, максимум был в этом году в июне в Великом Новгороде, там зафиксировано 230 тысяч посещений. В августе у нас ярмарка в Уфе, там мы ждем миллионного гостя «Винограда». Только в Великом Новгороде в этом году за девять дней реализовано 22 711 бутылок вина. Такой объем сопоставим с тем, сколько 30 универсамов в год продают, а мы — за 9 дней. Это доказывает эффективность такого способа продвижения российского вина», — рассказал руководитель «НАМ российского вина!» Павел Майоров.

По словам автора Youtube-канала «МинВин» («Министерство вина»), блогера Юлии Макаровой, для вин Юга ярмарка имеет долгосрочный эффект.

«Ярмарка как возможность контакта с потребителем. Для больших игроков — это возможность повысить розничные продажи за счет повышения узнаваемости собственных брендов. Для малых хозяйств, которые не представлены в магазинах, в целом появляется возможность заявить о себе и рассчитывать на приток гостей на винодельни в сезон отпусков», — пояснила Юлия Макарова.

В качестве примера влияния ярмарок на рынок, Макарова рассказала о том, что в Пскове после проведения фестиваля выросли продажи российского вина в рознице.

С прицелом на HoReCa

В основном, южные производители поставляют вина в торговые сети, супермаркеты, гипермаркеты. Однако, такие торговые партнеры нацелены, в первую очередь, на крупные поставки. Поэтому мелким винодельням сложнее занять свое место на полке супермаркета, растет интерес производителей к направлению HoReCa (от англ. Hotel, Restaurant и Cafe или Catering, то есть «отель», «ресторан» и «кафе» или «кейтеринг» — сфера гостинично-ресторанного бизнеса).

«Для нас основная доля — это, конечно, федеральные торговые сети. Но и направление HoReCa развиваем очень активно. Например, по итогам 2024 года «Кубань-Вино» среди всех российских винодельческих компаний является абсолютным лидером продаж в данном канале. Еще пять лет назад, когда мы двигались в направлении HoReCa, это казалось всем странным и малоперспективным. Но сейчас цифры говорят сами за себя. Продукция компании сегодня охватывает 16,7 тыс. точек продаж HoReCa», — рассказали в компании «Кубань-Вино».

ООО «Грейп», продающая южные вина через собственную розничную сеть, также рассматривает сегмент HoReCa как один из перспективных.

«Мы уже в это лето успешно заводим в бокальные позиции меню кафе и ресторанов вина наших российских производителей. С повышением качества российского вина и снижением индекса доступности, возможно в ближайшие годы и бутылочные позиции в меню ресторанов смогут успешно конкурировать с импортными винами», — отметил Олег Бородулин.

В то же время, Юлия Макарова пояснила, что в сегмент HoReCa, в основном, идут дорогие вина, в том числе из новых виноделен, потому что начинающие производители не могут удерживать низкую себестоимость и низкую цену напитков. Они вкладывают большие деньги в запуск, а продукта производят мало. Продать его на полке обычного магазина не получается, зато в HoReCa их продвинуть проще.

«При этом нужно отметить, что сегодня появляется все больше собственных и эксклюзивных торговых марок. Крупные торговые сети, и рестораны, когда они взаимодействуют с виноделами, они хотят не просто уже выпускаемые вина, а именно эксклюзивные напитки для собственных брендов. В дальнейшем такие вина продаются только через этот основной канал — конкретный ресторан или сеть», — дополнила Макарова.

Олег Бородулин подчеркнул, что несмотря на то, что население северных территорий России более склонно к крепким напиткам, в последние годы ситуация меняется.

«Тенденция роста продаж российских вин на северо-западе может быть усилена производителями благодаря росту стабильного качества российских вин, разумной ценовой политике и активности «амбассадоров российских вин» в части продвижения. Ярмарки и фестивали — один из ярких инструментов этого продвижения», — резюмировал Олег Бородулин.

Чем поможет ИИ от Сбера?

Попробуйте новую функцию «ГигаЧат» — общаться голосом

Какое вино подать к ужину, если не знаешь предпочтения гостей

Как приготовить говядину в вине по-бургундски                         

Чем занять детей, пока взрослые общаются за столом

Как легко завести разговор в компании, где все только что познакомились

О чём надо позаботиться, если собираешься позвать много гостей

Из каких сыров и ветчин собрать тарелку закусок к вину

Что делать, если пролил красное вино на белую скатерть

Какие есть правила классической сервировки стола

Какие игры можно предложить для взрослой компании дома

Как легко запомнить имена людей, которых тебе представили

Авторы
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Курс евро на 6 декабря
EUR ЦБ: 88,7 (-1,2)
Инвестиции, 04:05
Курс доллара на 6 декабря
USD ЦБ: 76,09 (-0,88)
Инвестиции, 04:05
Все новости Кавказ
Поужинать и не потерять партнеров: тест на китайский этикет РБК и ВТБ, 03:52
Венгрия пообещала блокировать запрет ЕС на импорт нефти и газа из России Политика, 03:48
В Нигерии сообщили об освобождении 100 похищенных боевиками школьников Общество, 03:38
Трамп выразил уверенность в поддержке Россией мирного плана США Политика, 03:34
Аэропорт Внуково приостановил прием и отправку рейсов Политика, 03:13
Экспорт каких товаров из России вырастет сильнее всего. Инфографика Экономика, 03:02
Трамп заявил о разочаровании тем, что Зеленский не прочитал мирный план Политика, 02:44
Курс Мини-MBA: рост для лидеров
Старт потока 8 декабря
Присоединиться
Пятый российский аэропорт за ночь приостановил полеты Политика, 02:41
Италия отправит Украине генераторы «в ближайшие недели» Политика, 02:15
Год с падения Асада: как режим в Сирии рухнул за 12 дней. Видео Политика, 02:00
Кадыров заявил, что Киев «заплатил очень дорого» за атаки мирных объектов Политика, 01:38
Минск объяснил участие сыновей Лукашенко во встрече в Омане Политика, 01:13
Доходность выше ставки: почему фонды денежного рынка так популярны #всенабиржу!, 01:00
Обломки дронов упали в Волгограде в районе жилых домов Политика, 00:42