Перейти к основному контенту

Как сочетать вино и еду:
документальный фильм

Гармония вина и еды

Виноделы Кубани

Шефы и их блюда

Путешествие по краю

Спасти море⁠,
0

Год спустя: хроника ликвидации последствий ЧС с разливом нефтепродуктов

15 декабря 2024 года в Керченском проливе после крушения двух танкеров произошел разлив нефтепродуктов. Редакция РБК Краснодар вспомнила основные события ликвидации последствий к первой годовщине экологической катастрофы
Фото: Оперативный штаб Краснодарского края
Фото: Оперативный штаб Краснодарского края

15 декабря 2024 года танкеры «Волгонефть-212» и «Волгонефть-239» потерпели крушение у Керченского пролива во время шторма, один член экипажа судна «Волгонефть-212» погиб. «Волгонефть-212» получил пробоину, после чего его корпус разломился пополам, и судно начало тонуть. «Нос» судна «Волгонефть-239» затонул, а корма села на мель у мыса Панагия.

Среди предварительных причин крушения называли ошибку экипажа в сложных метеоусловиях и избыточную штормовую нагрузку на корпуса танкеров. После завершения расследования весной 2025 года основной причиной признали невыполнение капитанами судов и судовладельцами ограничений по сезону плавания в морских акваториях Азовского моря и Керченского пролива. Кроме того, экипажи танкеров не были укомплектованы квалифицированными кадрами в требуемом количестве.

Первые недели после происшествия

В день крушения танкеров по поручению президента России Владимира Путина была создана рабочая группа для координации работ по ликвидации последствий, ее возглавил вице-премьер РФ Виталий Савельев.

Суммарно потерпевшие крушение судна перевозили 9,2 тыс. т мазута. В ходе прямой линии 19 декабря Владимир Путин назвал происшествие в Черном море «экологической бедой» и заявил о том, что при крушении танкеров в море вытекло около 40% топлива.

Утром 17 декабря на пляжи Черноморского побережья Краснодарского края начало выносить мазут. После обнаружения пятен нефтепродуктов в населенных пунктах Анапы и Темрюкского района был введен муниципальный режим ЧС и развернут оперативный штаб. 20 декабря после обнаружения течи мазута с затонувшего «Волгонефть-212» оперштаб Кубани сообщил о повторных выбросах нефтепродуктов.

Фото: Оперативный штаб Краснодарского края

Уже 25 декабря власти Краснодарского края приняли решение о введении режима чрезвычайной ситуации краевого масштаба. Региональный штаб возглавил первый вице-губернатор Кубани Игорь Галась. На следующий день уровень ЧС на территории региона переквалифицировали в федеральный.

После обнаружения выбросов мазута в границах Керчи и Ленинского района режим ЧС регионального характера ввели в Крыму. Позднее соответствующий режим ввели в Севастополе, в конце января он был переквалифицирован в федеральный.

Это предоставило регионам возможность привлечь дополнительные силы и средства федеральных органов исполнительной власти и госкорпораций, а также оказать помощь пострадавшим субъектам из резервного фонда правительства РФ.

Очистка пляжей

Первые активные действия по привлечению волонтеров и техники в Анапу и Темрюкский район начались с 16 декабря. К 20 декабря в пострадавших зонах работали более 6 тыс. человек, включая спасателей, казаков и волонтеров из разных муниципалитетов Краснодарского края и других регионов.

Фото: Пресс-служба администрации Краснодарского края

Замазученный песок самосвалы перевозили в пункт временного накопления загрязненного грунта в хуторе Воскресенском, который начал свою работу 28 декабря. Вместимость полигона составила 200 тыс. т. Запуск этой площадки позволил ускорить очистку пляжей. Весь собранный песок проходил сортировку на установке «Грохот». Менее загрязненный песок направляли на полигон ООО «Терра-Н» в Новороссийск для использования в качестве инертных материалов, сильно загрязненный — на спецпредприятия «Биопотенциал» и «Ртутная безопасность» для утилизации.

В январе власти и ученые Краснодарского приступили к разработке методов рекультивации пострадавших пляжей. Позднее министр природных ресурсов и экологии Александр Козлов сообщил, что песок, который вывозят для очистки от мазута, не вернут на пляжи Анапы, и материал найдет применение в других отраслях.

В конце января на пляжах начали возводить защитные насыпи и специальные валы, чтобы уберечь пляжи от штормов и новых выбросов мазута. К началу февраля в Анапе и Темрюкском районе установили 21,2 км защитных сооружений. В июле оперативный штаб Кубани принял решение о демонтаже конструкции, так как повторного загрязнения береговой линии не прогнозировалось.

По информации правительственной комиссии на 12 декабря 2025 года, всего за период ликвидации последствий ЧС собрано 185 тыс. т мазута в смеси с грунтом и песком, из которых 160 тыс. т уже утилизированы. Площадка в хуторе Воскресенском продолжит работать до полной ликвидации ЧС.

Для защиты пляжей от выбросов мазута также применялась установка специального вала. Сооружение протяженностью 21,2 км было возведено в феврале вдоль побережья от Центрального пляжа Анапы до поселка Веселовка. В июле оперативный штаб принял решение о демонтаже конструкции. Однако к 26 октября 2025 года, после получения данных Морского гидрофизического института РАН о дрейфе возможных пятен нефтепродуктов в сторону Бугазской косы, специалисты восстановили вал для защиты пляжей в осенне-зимний период.

Защитный вал в Анапе
Защитный вал в Анапе

По последним данным оперативного штаба Краснодарского края, с 4 по 10 декабря 2025 года новых выбросов мазута в Анапе и Темрюкском районе не зафиксировано.

17 ноября 2025 года губернатор Кубани подписал постановление, согласно которому из бюджета края в 2026-2027 годах направят 440,2 млн руб. бюджетам Анапы и Темрюкского района на разработку проектно-сметной документации по восстановлению пляжных территорий.

Работы на глубине

С первых дней к ликвидации последствий разлива мазута также привлекли сотрудников МЧС, специалистов Морспасслужбы и аварийно-спасательного отряда «Кубань-СПАС» — их задействовали в обследовали затонувших частей танкеров и очистке акватории и морского дна.

19 сентября 2025 года оперативный штаб Кубани сообщил о завершении очистки морского дна от мазута на участках прибрежной зоны. За все время работ водолазы собрали более 2 тыс. т замазученного грунта, совершив более 21,5 тыс. погружений.

Очистка проводилась на 19 участках. Специалисты собирали мазут в прибрежных зонах Анапы, поселке Джемете, селе Витязево, а также поселках Веселовка, Волна и Артющенко. Мазут, осевший на дне в 50–200 м от берега, собирали вручную лопатами и с помощью эжекторных установок, чтобы предотвратить его выброс на пляжи.

В настоящее время водолазы продолжают обеспечивать подводные работы в районе затонувших частей танкеров. По последним данным правительственной комиссии, в ходе осмотра затонувших фрагментов утечек нефтепродуктов не зафиксировано.

План подъема и утилизации фрагментов танкеров

Согласно плану правительственной комиссии, в первую очередь необходимо было завершить работы по утилизации кормы «Волгонефть-239». Так, к разделке кормовой части танкера, севшего на мель у мыса Панагия, приступили 31 января. Перед утилизацией, в период с 19 по 25 января, из танкера откачали более 1,4 тыс. т мазута и топлива. 7 марта Минтранс РФ сообщил о досрочном завершении демонтажа — изначально на это закладывали два месяца.

Фото: Telegram-канал Минтранса РФ

План по подъему затонувших частей танкеров утвердили 21 марта. На демонтаж надстроек судов и разработку проектной документации по производству и установке коффердамов правительство выделило 1,09 млрд руб.

Проект разделили на четыре этапа. В рамках первого этапа в августе 2025 года специалисты завершили демонтаж надстройки и выступающих частей корпусов затонувших частей. Второй этап предполагает погружение трех коффердамов на дно моря для локализации фрагментов — один из них уже установили в октябре, работа над вторым и третьим продолжается.

Третий этап включает в себя полную откачку мазута из-под защитных «куполов». По данным правительственной комиссии, в октябре-ноябре был удален основной объем мазута из носовой части «Волгонефть-239». На четвертом этапе со дна полностью будут подняты фрагменты судов и коффердамы. Все работы планируется завершить в 2026 году.

Спасение птиц и дельфинов

Одним из серьезных последствий разлива нефтепродуктов стало отравление и гибель птиц и дельфинов. С 15 по 22 декабря массовый выброс азовок зафиксировали на пляже Алексино в Новороссийске, в нескольких десятках километров от Анапы. Тогда среди возможных причин отмечалась острая интоксикация парами мазута. В конце января число обнаруженных мертвых дельфинов выросло до 49. В весенний период факты гибели дельфинов фиксировались все реже. По сведениям оперативного штаба, последний раз мертвых дельфинов обнаруживали на пострадавших пляжах в мае.

В текущем году научно-экологический центр спасения дельфинов «Дельфа» планировал завершить строительство временного стационара для дельфинов в Анапе. Помимо этого, на федеральной территории «Сириус» велось строительство постоянного стационара.

В большей степени от разлива мазута пострадали птицы. Для их спасения были организованы пункты, где их отмывают и лечат, после чего перевозят в центры реабилитации, в том числе в другие регионы. С января 2025 года в Анапе работали два основных центра — селе Витязево на ул. Жемчужной и на Пионерском проспекте в санатории «Полярные зори».

Фото: Виктория Давыдова/РБК Краснодар

За первые три недели после ЧП более 5,5 тыс. птиц получили помощь специалистов. В январе ущерб популяции птиц от ЧС с разливом нефтепродуктов оценивался как незначительный. Как отмечали специалисты, ущерб будет восстановлен за счет других птиц этой же популяции и естественного воспроизводства. Уточнялось, что около 90% пострадавших птиц — это чомга.

Весной число пострадавших птиц заметно снизилось. Согласно прогнозам орнитологов, резкого увеличения количества испачкавшихся в нефтепродуктах пернатых не ожидается. С учетом сложившейся ситуации один из центров (на Пионерском проспекте) был законсервирован в мае. Пункт на ул. Жемчужной продолжит работать, пока всех пострадавших птиц не выпустят в естественную среду обитания после реабилитации.

Оценка ущерба и судебные разбирательства

Глава Росприроднадзора Светлана Радионова 4 апреля сообщила о том, что суммарный ущерб от крушения танкеров «Волгонефть» составил 84,9 млрд руб. Сумму исчисленного вреда в отношении владельца танкера «Волгонефть-212» — ООО «Кама Шиппинг» — оценили в 49,4 млрд руб., в отношении ЗАО «Волгатранснефть» (собственник «Волгонефть-239») — в 35,4 млрд руб. Поскольку ущерб не был возмещен добровольно, ведомство обратилось в суд, оценив как непосредственный экологический ущерб, так и длительный вред от затопления обломков судов.

Параллельно с иском федеральной службы, к владельцам танкеров был подан еще ряд исковых заявлений. Так, мэрия Анапы подала иск к судовладельцам на 211 млн руб. за ликвидацию последствий загрязнения. В ноябре сумма по иску была увеличена до 669,2 млн руб. Администрация Темрюкского района подала иск 10 июня — власти муниципалитета намеревались взыскать 28 млн руб.

В Арбитражный суд Краснодарского края с иском к компаниям «Каматрансойл», «Кама шиппинг» и «Волгатранснефть» обратилась и «Морспасслужба». Ведомство оценило расходы на ликвидацию последствий разлива мазута в 485,1 млн руб.

Еще одно судебное разбирательство коснулось права на подъем и удаление носовой части судна «Волгонефть-239». В марте владелец танкера заявил о намерении самостоятельно поднять из акватории Черного моря носовую часть за счет собственных средств. Однако по решению суда это право осталось за властями Республики Крым, поскольку судовладелец в установленный срок не предоставил в ФГБУ «Администрация морских портов Азовского моря» необходимую документацию.

Кроме этого, в отношении «Кама шиппинг» и «Волгатранснефть» были направлены три иска от Новороссийской транспортной прокуратуры по ч. 2 ст. 14.43 КоАП (нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов).

Ревизия танкерного флота после ЧС в Черном море

В связи с чрезвычайной ситуацией, вызванной разливом нефтепродуктов в результате крушения танкеров, президент РФ Владимир Путин поручил провести ревизию танкерного флота на предмет соблюдения технических регламентов по перевозке нефтепродуктов.

6 мая специалисты министерства транспорта России завершили проверку танкерного флота вместимостью до 5 тыс. т. Всего сотрудники ведомства обследовали 1,3 тыс. судов, в результате чего нарушения были выявлены на 230 судах.

Серия внеплановых проверок танкерного флота была продолжена. Так, 20 августа Ространснадзор приостановил деятельность пяти терминалов, осуществляющих перевалку нефтепродуктов в Азово-Черноморском регионе РФ. По итогам проверки возбудили 25 административных дел. В целом по России ревизию провели в 516 компаниях, в их ходе выявили 682 нарушения обязательных требований.

Восстановление экосистемы Черного моря

В декабре 2024 года кандидат биологических наук, ведущий научный сотрудник Института биологии Южных морей им. А.О. Ковалевского Алексей Петров заявлял, что для стабилизации экосистемы Черного моря потребуется около 1,5-2 лет.

В первых числах марта 2025 года сотрудники Института океанологии (ИО) им. П. П. Ширшова РАН провели первую экспедицию для исследования последствий разлива нефтепродуктов и отобрали необходимые пробы. По результатам исследований, проведенных ИО РАН весной 2025 года, концентрации загрязняющих веществ в грунте, донных отложениях и придонных водах, появившихся после разлива мазута, снизились в среднем вдвое, что свидетельствовало об успешном восстановлении экосистем.

Фото: Оперативный штаб Краснодарского края

В июне-июле ученые Института океанологии провели еще одно исследование прибрежных донных сообществ северо-восточного побережья Черного моря. Специалисты обнаружили большое количество морских обитателей и отметили восстановление экосистемы.

Поддержка туристической отрасли Кубани

18 апреля глава Роспотребнадзора Анна Попова выступила с заявлением, что 141 пляж Анапы и девять пляжей Темрюкского района не соответствовали санитарно-гигиеническим нормам и не могли быть использованы для летних оздоровительных кампаний и рекреационных целей. На территории Кубани от Новороссийска и далее на восток загрязнений обнаружено не было. Зону Крыма и Севастополя признали пригодной для организации летнего курортного сезона в 2025 году.

Тогда же оперативный штаб Краснодарского края объявил о том, что курортный сезон в Анапе состоится без использования пляжей и купания в море. В Темрюкском районе для посещения и отдыха предложили свыше 130 км берега в Таманском заливе и побережье Азовского моря.

Для организаций, оказывающих туристические услуги в зоне ЧС, определили ряд мер поддержки. В феврале администрация края ввела дополнительную меру, с помощью который средства размещения могут получить микрозайм до 5 млн руб. сроком до трех лет по ставке 2% годовых.

В конце мая в Анапе и Темрюкском районе приостановили сбор туристического налога на срок с 1 января по 31 декабря 2025 года. Кроме этого, до конца 2025 года для предприятий санкура ввели отсрочки по налогам и страховым взносам. Также на год продлен срок действия всех лицензий на розничную продажу алкоголя.

Курортный бизнес также получает поддержку федерального уровня. Так, 11 июня Госдума одобрила поправки к федеральному бюджету, согласно которым госкорпорация Туризм.РФ получила право оказать поддержку организациям Анапы и Темрюкского района в размере 1,7 млрд руб.

В ходе прямой линии 5 декабря Вениамин Кондратьев заявил, что курортный сезон в Анапе 2026 году должен состояться. Глава региона ожидает, что работы по купированию мазута в Черном море должны завершиться до старта сезона или еще раньше. Кроме этого, решение об отмене сбора турналога в двух пострадавших муниципалитетах предложили распространить и на 2026 год.

Оперативные новости и важная информация — в Telegram-канале РБК Кавказ. Аналитика, мнения, лонгриды — в Дзен

Подготовка к Новому году

Коллаборация в стиле après-ski

Новогодний базар в Стокманн

Зимняя распродажа в Стокманн

Модные подарки в Стокманн

Праздничная сервировка в Стокманн

Авторы

Как сочетать вино и еду:
документальный фильм

Гармония вина и еды

Виноделы Кубани

Шефы и их блюда

Путешествие по краю

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
00 часов : 00 минут : 00 секунд
00 дней

Считаем дни
до Нового года

Реклама ООО “БОРК Импорт”

Лента новостей
Курс евро на 13 декабря
EUR ЦБ: 93,56 (+0,62)
Инвестиции, 16:25
Курс доллара на 13 декабря
USD ЦБ: 79,73 (+0,39)
Инвестиции, 16:25
Все новости Кавказ
Приднестровье снова вводит режим ЧП в экономике из-за дефицита газа Политика, 16:40
Как устроена экономика Ирана РБК и РЭЦ, 16:37
Какие машины до 160 л.с стали покупать россияне. Ответы продавцов Авто, 16:30
В США подали иск к Roblox из-за недостаточной защиты детей от педофилов Политика, 16:25
FT узнала подробности перепрофилирования завода Volkswagen в Дрездене Экономика, 16:22
Как импортозамещение влияет на облачную стратегию финансового сектора Отрасли, 16:22
Изменение проверок или запрет. Что будет с праворульными машинами в России Авто, 16:16
Какой у вас стиль управления?
Узнайте его риски и возможности
Пройти тест
Названы причины расторжения аренды земельных участков в Подмосковье Недвижимость, 16:13
Глава «Альпины» предупредил о росте цен на книги
РАДИО
Технологии и медиа, 16:00
Главный актив года: стратегии ведущих управляющих на рынке ОФЗ #всенабиржу!, 16:00
В окружении Зеленского рассказали о новой «пост-ермаковской» политике Политика, 15:59
Зачем бизнесу страховка от цифровых рисков 15:54
МИД рассказал, какую помощь Россия оказывает Венесуэле Политика, 15:54
Простота и отсутствие вычурности: каким будет новый жилой дом от TATE РБК и TATE, 15:51