Не только деньги: что поможет развитию МСП на Кавказе
Туризм, сельское хозяйство, транспорт и промышленность — отрасли, которые являются точками роста экономики Северного Кавказа, отмечал председатель правительства РФ Михаил Мишустин в ходе первой Кавказской инвестиционной выставки в 2023 году.
«Новые курорты обеспечивают рабочие места не только на конкретных туристических объектах, но и в смежных сферах. Как известно, туризм вообще в этом смысле имеет самый высокий мультипликатор. И здесь от строительства до розничной торговли — все это начинает развиваться с развитием туризма», — сказал Михаил Мишустин.
О том, что туризм является ключевой точкой роста экономики всего Северо-Кавказского округа, также говорил и министр экономического развития РФ Максим Решетников на совещании по развитию отрасли под председательством президента России Владимира Путина.
«Занимаясь развитием Северного Кавказа, мы видим, что туризм — ключевая точка роста для экономики всего округа», — сказал министр.
Именно в этом сегменте сейчас активно идет бизнес и реализуются крупные проекты, начиная от целых туристических кластеров и заканчивая небольшими отелями.
Не только мега-проекты
Дефицит средств размещения, характерный для Северного Кавказа, стимулировал развитие не только крупных гостиниц. Заполнить нишу и оперативно удовлетворить запрос могут как раз туристические объекты малой вместимости, отмечает председатель правления Ассоциации отельеров АМОС Дмитрий Богданов.
Глэмпинг не уступает по комфорту привычным гостиницам, однако инвестиции в строительство ниже, а стоимость проживания выше из-за популярности и востребованности такого типа отдыха, отмечают эксперты. Как следствие, прогнозируется, что в ближайшем будущем доходность и инвестиционная привлекательность глэмпингов будут выше многих других рекреационных проектов.
Помимо запроса на места размещения, увеличивает спрос на подобные объекты и мода: интерес на отдых ближе к природе вырос, тогда как в девяностые годы отмечалось значительное сокращение общего количества туристических баз в России, считает Богданов.
По его мнению, мода на глэмпинги, качественные туристические базы и загородные дома отдыха будет расти в ближайшей перспективе. Развитию направления также способствуют новые инструменты, доступные на территории региона.
Комплексное решение
Несмотря на рост популярности, высокую доходность и запрос со стороны потребителей, малому бизнесу начинать такие проекты сложнее, чем крупным компаниям. Основным препятствием при низком пороге входа зачастую становятся не недостаток денег, а отсутствие компетенций. Решает этот вопрос поддержка со стороны властей, отмечают в Кавказ.РФ. В частности, корпорация разработала «коробочное решение» по созданию глэмпинг-комплекса, которое институт развития представил в феврале 2022 года. Он включает в себя бизнес-план, финансовую модель проекта с возможностью расчета на базе предпочтений инвестора со сроком окупаемости в пять лет.
«Конкурентные преимущества глэмпинга — это, во-первых, простые архитектурные решения, для которых не требуется капитальное строительство, во-вторых — сервис, ориентированный на круглогодичный формат, и, в-третьих, гибкость в выборе объектного состава для максимизации возможной выручки. В то же время капиталоемкость глэмпинг-комплекса несравнимо ниже стандартного гостиничного», — отмечал первый заместитель гендиректора компании Андрей Цемахович.
В рамках такого проекта «под ключ» заложена также административная поддержка, помощь специалистов по маркетингу, ИТ, сертификации и стандартизации.
Новые решения
Подобные схемы дадут возможность предпринимателям пережить сложный период становления и могут сыграть решающую роль в становлении небольшого бизнеса, отмечают специалисты. Использование внешних компетенций снижает число ошибок, минимизирует риски и снижает расходы на непрофильную деятельность.
«Коробочные решения» по структуре похожи на модель франчайзинга и позволяют гарантировать защиту для предпринимателя, считает президент «Южной ассоциации франчайзинга» Евгения Гертель.
«Если принять во внимание, что «коробочные решения» для бизнеса — это готовая бизнес-концепция для запуска предпринимательской деятельности, то фактически здесь речь идет о таком направлении, как франчайзинг. Достоинства этой системы взаимоотношений для франчайзи, то есть того, кто приобретает и работает по этой технологии, известны. Это и использование опыта, известности, гарантий имиджа франчайзера, и возможность начать дело с малым капиталом, и снижение риска и неопределенности, потому что успех проекта уже доказан правообладателем франшизы», — отметила Евгения Гертель.
При запуске бизнеса для предпринимателей важен доступ к информации, необходимой для запуска своего дела. Получая ее, люди быстрее решаются на открытие бизнеса, считает эксперт компании Franshiza.ru Анна Рождественская,
«У них есть поддержка со стороны государства, какой-то орган, который в случае возникновения вопросов поможет, подскажет и направит. Это очень важно», — пояснила Рождественская.
Нефинансовые меры поддержки для открытия бизнеса часто играют не менее важное значение, чем финансовые, считает директор практик дивизиона «Технологии и предпринимательство» Агентства стратегических инициатив (АСИ) Светлана Рацеева.
«Имея понятное готовое решение, как в случае с «коробочными решениями» Кавказ.РФ, начинающему предпринимателю проще сделать первый шаг по открытию бизнеса. Именно страх неудачи является главным барьером на этом пути. Франчайзинг как модель, основанная на успешном многократно «обкатанном» опыте других предпринимателей в разных регионах страны и даже за рубежом — лучшая гарантия удачного начала бизнеса. Статистика отрасли говорит, что более 86% бизнесов во франчайзинге успешно работают через 5 лет после запуска, в отличие от 5-10% «выживших» из запущенных без франшиз», — сказала Светлана Рацеева.
В то же время, поясняет эксперт, для опытных предпринимателей франчайзинг и коробочные меры поддержки — это отличный способ быстро, эффективно диверсифицировать свои инвестиции в различные отрасли, оперативно масштабироваться и развиваться не только внутри одного муниципалитета, но за его пределами, при этом платя налоги в регионе своего основного присутствия.
Не только туризм
Благодаря диверсифицированной экономике и сочетанию ряда факторов, как природных и географических, так и локации и сырьевой базе, в макрорегионе есть ряд направлений, которые могут стать будущими точками роста, отмечают в Кавказ.рф. В зависимости от этого планируется корректировать программы поддержки и разрабатывать новые решения.
В частности, вторым «коробочным решением» от Кавказ.РФ стало открытие кафе по франшизе «Крошка картошка». В пакет проекта включено оценка местоположения, анализ трафика, целевой аудитории и торговой зоны, финмодель, пошаговый план открытия кафе, проработка логистики, обучение, бизнес-поддержка и индивидуальный маркетинговый план продвижения. Третий вариант — это типовой проект по организации очистки воды.
Упор в перспективе планируется сделать на те решения, которые формируются из потребностей региона и логики успешного встраивания в существующую инфраструктуру.
Этот и другие материалы читайте в первом номере журнала РБК+Кавказ