Половина препаратов у косметологов ЮФО и СКФО могут быть контрафактными
В регионах Юга и Северного Кавказа 50% косметологических препаратов в ассортименте у косметологов являются контрафактом. Взрывной рост «серого рынка» косметологии спровоцировали западные санкции и уход из России косметических брендов. Об этом РБК Ростов сообщила председатель комитета по развитию предприятий индустрии красоты ростовского областного отделения «Опоры России», а также учредитель и гендиректор ООО «ДНК» Екатерина Шибакова.
Рынок разделился пополам
«По моим оценкам у нас рынок сейчас официальных и неофициальных препаратов делится ровно 50 на 50. Это касается Ростовской области, Краснодарского края, Северного Кавказа. В основном используются подделки дорогих европейских, реже — американских брендов, упаковка которых стоит от 10 тыс. руб.», — сказала Екатерина Шибакова.
ООО «ДНК» было зарегистрировано в Ростове-на-Дону в 2018 г. Отрасль деятельности — оптовая торговля парфюмерными и косметическими товарами. Компания занимается дистрибуцией препаратов для специалистов эстетической медицины и гинекологии. По итогам 2023 г. доходы компании составили 33,4 млн руб., чистая прибыль — 2,26 млн руб.
Схожие оценки дают и в Госдуме РФ. Так, депутат Ирина Филатова в докладе на ПМЭФ-2024 заявляла, что 50% препаратов и расходников на рынке российской косметологии относятся к «серому» сегменту. По данным «Ъ», оборот незарегистрированных в России или поддельных лекарств и медицинских изделий в сфере косметологии оценивается не менее чем в 100 млрд руб. на середину 2024 г.
По словам Екатерины Шибаковой, подделки везут, в основном, из Китая через соседние с Россией страны. Некоторые препараты «разливают» на базах в нашей стране. Лазейка для контрафакта, уверена представительница «Опоры России», появилась из-за параллельного импорта.
«Санкции однозначно способствовали росту серого рынка. Те бренды, которые официально ушли из России, стали везти через параллельный импорт. Возят препараты бренда «Ювидерм» и другие. За границей их продают за наличные. Российские бренды, к счастью, пока не подделывают», — объяснила Шибакова.
Контрафактом признается продукция, находящаяся в обороте с нарушением гражданского законодательства. Контрафакт — это не обязательно подделка, это может быть нелегально ввезенная в страну продукция или товары с незаконно нанесенными на них товарными знаками или фирменными обозначениями. Однако контрафактная продукция всегда одновременно является и фальсифицированной, а фальсифицированная продукция может не являться контрафактной.
Выбор косметологов
По словам Шибаковой, часть ввезенных препаратов является именно поддельными, часть — только незаконно ввезенными. Официальной статистики по данному вопросу нет. Однако часто косметологи оказываются просто обмануты поставщиками.
«Косметологи выбирают такие препараты, потому что думают, что это те же лицензированные препараты, но дешевле. Многие не проверяют поставщиков, не работают с официальными магазинами, а покупают препараты у физлиц. К тому же, часто подделки сложно отличить от оригинала. Отличаться могут, например, только тексты в инструкции или что-то внутри коробки», — подчеркнула представительница «Опоры России».
Вторым важным моментом выбора контрафакта является, как утверждает Шибакова, желание больше заработать. Например, клиентам ставят более дешевый контрафактный филлер в губы вместо дорогого оригинала. Выгода с таких уколов — 3-5 тыс. руб.
Пока «серый рынок» вне зоны внимания
«Серый рынок» косметологии, уверена Екатерина Шибакова, сейчас контролируется крайне слабо. Этому способствуют и недостаточные проверки со стороны надзорных органов, и сами получатели услуг.
«Клиенты часто не проверяют врачебную лицензию у косметологов, не проверяют наличие медобразования. Многие согласны колоть филлеры и ботокс у кого-то дома на диване. Поэтому они сами дают пищу для серого рынка и для того, чтобы косметологи не боялись покупать дешевый контрафакт», — объяснила эксперт.
Надзорные органы обращают внимание на косметологов и контрафакт только в случае поступления тревожных сигналов: тяжелых осложнений после уколов, смерти клиентов или подтвержденного причинения вреда здоровью.
Шибакова уверена, что необходимо усиливать контроль за серым рынком косметологических препаратов как можно скорее. В первую очередь, в регулировании нуждаются каналы продаж подобных товаров. Для этого необходима кооперация таможенных органов, Роспотребнадзора, правоохранительных органов и, возможно, Роскачества.
Недавно РИА Новости сообщали о том, что в Госдуме готовят проект по регулированию серой сферы косметологии. В число лиц, подконтрольных с точки зрения защиты прав потребителей, хотят включить самозанятых, оказывающих косметологические услуги на дому.
Оперативные новости и важная информация — в Telegram-канале РБК Кавказ.