Эксперты: налоговая реформа не увеличит доходы в бюджеты регионов СКФО
Налог на доходы физических лиц (НДФЛ) должен повыситься для граждан, чьи доходы превышают 2,4 млн руб., и составить от 15 до 22%. Налог на прибыль юридических лиц будет увеличен с 20 до 25%. Также изменится порядок уплаты по упрощенной системе налогообложения (УСН) — предприниматели, чей годовой доход превысить 60 млн руб., могут стать плательщиками НДС.
По мнению экспертов, опрошенных РБК Кавказ, планируемые изменения не принесут значительного увеличения поступления доходов в региональные бюджеты.
Повышенный НДФЛ перестанет быть «благотворительным»
Председатель Общественного совета при УФНС по КЧР, директор Северо-Кавказского института — филиала РАНХиГС Азамат Тлисов считает, что в целом в России есть опыт изменения ставки по налогам, но установленная ставка в 13% долгие годы была неизменна. И дополнительные 2% для физлиц, чьи доходы превышали 5 млн руб. в год, воспринимались гражданами с относительно высоким уровнем доходов как некий элемент благотворительности.
«Предлагаемая сейчас, по сути, прогрессивная шкала, затронет несколько большую часть населения, так как распространяется на граждан, чьи доходы превышают 2,4 млн руб. в год. Это по-прежнему ниже, чем в большинстве развитых экономик мира, даже с учетом платежей в фонды, которые производит работодатель», — заявил собеседник.
Преподаватель Дагестанского госуниверситета, доктор экономических наук Магомед Сулейманов выразил мнение, что налоговые изменения не существенно повлияют на бюджеты регионов СКФО, поскольку уровень доходов основной части граждан этих субъектов и размер получаемой прибыли организаций находятся на низком уровне.
«Поскольку большая часть налога на прибыль организаций поступает в региональные бюджеты, незначительное увеличение доходов бюджетов субъектов РФ, несомненно, произойдет. В то же время необходимо понимать регулирующую функцию налога на прибыль организаций: как правило, ставка данного налога должна снижаться по мере развития экономики. Об этом свидетельствует и зарубежный опыт. Грядущие изменения могут повысить риски ухода налогоплательщиков в тень», — считает Сулейманов.
В то же время, если учесть, что дополнительные поступления от введения прогрессивной шкалы будут направлены на социальные цели, это позитивно скажется на социально-экономическом развитии регионов, считает политический и экономический обозреватель из Дагестана Эдуард Уразаев. При повышении налога на прибыль компаний с 20% до 25% у ряда предприятий станет меньше возможностей для инвестиций и распределения дивидендов.
«Повышение налога на прибыль более чувствительно для Дагестана, так как в регионе мало предприятий стратегических отраслей или функционирующих в особых экономических зонах и на территориях опережающего развития, для которых либо вводят инвестиционные налоговые стимулы в виде вычетов, либо сохраняется прежняя ставка. В тоже время планы направить дополнительные доходы от налога на прибыль для поддержки технологических и инфраструктурных проектов, скорее всего, в положительном контексте коснутся и Дагестана», — сказал Уразаев.
По его словам, введение платы НДС малому и среднему бизнесу с доходами выше 60 млн руб., не затронет почти 97% таких предприятий.
«В Дагестане преобладают малые предприятия, и поэтому это нововведение мало повлияет на возможности предпринимателей развивать свои бизнесы, которые больше зависят от разных форм господдержки и снижения давления на них», — считает политолог.
Изменение НДФЛ не принесет увеличения бюджетов
Если говорить об изменении в шкале НДФЛ, которая коснется 3% россиян, то мнения экспертов едины — значимого увеличения доходов в бюджеты регионов СКФО ждать не стоит.
«Регионов СКФО и ЮФО изменения коснутся в меньшей степени с учетом среднего уровня доходов в этих округах. В рамках решения задач, на которые будут направлены средства из дополнительных сборов, планируется распределение в субъекты с меньшими доходами. Именно об этом президент говорил в своем послании Федеральному Собранию, о необходимости социального выравнивания и поддержке малоимущих. В целом данное предложение укладываются в общую логику развитие социальной сферы, поддержки многодетных семей, решения вопросов демографии и так далее», — сказал Азамат Тлисов.
Среди регионов ЮФО и СКФО наибольшую выгоду от изменения шкалы НДФЛ могут получить Ростовская и Волгоградская области, где развиты промышленные предприятия, считает Уразаев.
«Дело в том, что 3% доля россиян, попадающих под действие повышенных ставок НДФЛ, в основном проживает в богатых регионах России. Это Москва, Санкт-Петербург, а также нефтедобывающие регионы и те, где много предприятий металлургии и оборонного комплекса. В СКФО и ЮФО, если не считать Ростовскую и Волгоградскую области, таких предприятий мало, а потому доля жителей, имеющих зарплаты более 200 тысяч рублей в месяц меньше, чем 3%. Так что рассчитывать на значимое увеличение доходов в бюджеты от новой шкалы НДФЛ, кроме Ростовской и Волгоградской областей, не приходится», — считает Эдуард Уразаев.
Дополнительные поступления от новой шкалы НДФЛ пойдут в федеральный бюджет, а в региональные бюджеты сохранятся прежние ставки от поступлений по этому налогу, добавил политолог.
«Вместе с тем, есть опасения, что из-за инфляции порог в 2,4 млн рублей зарплаты за год, после которого начнут применять ставку 15 и более процентов к сумме превышения, затронет уже не 3% работников, а значительно больше людей. Поэтому, вероятно, надо предусмотреть индексацию этого порога в соответствии с уровнем инфляции», — сказал он.
Повышение налогов может привести к росту цен
Говоря об увеличении налога на прибыль и последующем возможном увеличении стоимости товаров, Азамат Тлисов отметил, что часть издержек будет перераспределена на конечного потребителя.
«Вместе с тем, возможность сократить выплаты по налогам «в обмен на инвестиции», тоже является действенным механизмом по развитию производства и созданию новых рабочих мест, а также запуску предприятиями программ модернизации и повышения производительности. Что, на мой взгляд, имеет существенный позитивный потенциал. При этом, наверное, имеет смысл отметить, что для крупных предприятий могут использовать разницу в налогообложении высоких зарплат и налогообложении дивидендов, и перенаправлять часть выплат через этот инструмент. Напомним, что налоги с дивидендов сохранят на уровне 13-15%», — выразил мнение Тлисов.
В свою очередь Эдуард Уразаев утверждает, что увеличение налога на прибыль организаций с 20% до 25% приведет к попыткам предпринимателей компенсировать снижение своих доходов путем повышения цен на свои товары и услуги.
«Это вновь будет мотивироваться необходимостью инвестировать в современные технологии и новые проекты для общего блага в будущем. При этом таких попыток будет меньше, если будут расширены формы господдержки бизнеса и станет меньше проверок», — сказал политолог.
Магомед Сулейманов считает, что за счет перераспределения средств может произойти так, что государство окажется более активным инвестором, в результате чего в целом по экономике будет обеспечен прирост инвестиций.
«Обычно увеличение налоговой нагрузки предприниматели стараются компенсировать через рост цен на свою продукцию и услуги. Так, например, о возможном росте цен на товары и услуги уже предупредили представители IT-сектора, налог на прибыль для которых планируется увеличить до 5% с нулевого уровня. В современных условиях повышение цен не всегда и не везде возможно в силу ограниченности спроса, финансовых ресурсов у потребителей, высокой конкурентной среды, поэтому влияние увеличения налога на прибыль на инфляцию вряд ли будет существенным», — сказал собеседник РБК Кавказ.
По его словам, если компании попытаются переложить эффект от повышения налога на прибыль в цены, это будет «игра с нулевой суммой». Налог на прибыль увеличится у всех. И если все компании попытаются его перенести в цены, то цены вырастут на столько же, на сколько и издержки, и в итоге получится нулевой эффект.
Уходу бизнеса «в тень» должны противостоять власти
Говоря об изменении налогообложения малого и среднего бизнеса, Азамат Тлисов выразил мнение, что в целом общая культура предпринимательства в стране за последние десятилетия существенным образом изменилась. Бизнесу становится комфортнее работать прозрачно. Система анализа, основанного на многокритериальных данных и оценке рисков, существенно уменьшила количество проверок и иных контрольных мероприятий, в случае если предприятие работает без нарушений.
«Прозрачная отчетность, публичность и понятность для потенциальных инвесторов делает привлечение дополнительных ресурсов более эффективным, что, в свою очередь, позволяет предприятиям наращивать объемы, выходить на новые рынки и участвовать федеральных программах. А издержки и возможные риски несопоставимо выше возможной, весьма иллюзорной экономии от «ухода в тень», — утверждает общественник.
Эдуард Уразаев напомнил об обещании президента РФ Владимира Путина поддержать тех, кто вернется или перейдет к легальной деятельности, в виде амнистии для некрупных компаний без штрафных санкций, профилактических мер вместо временных мораториев на проверки бизнеса с начала 2025 года, а также других мероприятий.
«Но законопроект об этих изменениях в налоговой системе содержит и предложение о введении налога на добавленную стоимость для малого и среднего бизнеса с доходами выше 60 миллионов рублей в год. В ответ также будут попытки раздробить бизнес или увести его в тень. Но многое будет зависеть от региональных и местных властей, а также действий правоохранительных и контрольных органов», — считает политолог.
Он привел в пример Дагестан, где созданы 4 зональные рабочие группы, в которые входят представители органов власти и правоохранительных структур. Они совместными усилиями добились увеличения доходов республиканского бюджета во многом благодаря легализации теневого сектора экономики.
«И, насколько я понимаю, эта практика будет продолжена. В тоже время результаты более существенно зависят от решений на федеральном уровне власти», — заключил собеседник РБК Кавказ.