Перейти к основному контенту
Кавказ ,  
0 

Своя рубашка ближе к телу: точки роста легпрома Юга и Кавказа в 2023 году

Несмотря на сложности прошлого года, легкая промышленность Юга и Кавказа демонстрирует рост производства. Эксперты и игроки рынка рассказали, какие проблемы в отрасли существуют сейчас и чего ждать в 2023 году
Фото: freepik.com
Фото: freepik.com

На Юге и Кавказе в 2022 году предприятия легкой промышленности зафиксировали положительную динамику производства. Так, в ЮФО отгрузили товары на 65,5 млрд рублей, что на 30,2% больше показателей годом ранее. Из указанной суммы на производство кожи и изделий из нее пришлось 6,6 млрд рублей, на производство одежды — 33,1 млрд рублей. Наибольший рост показало производство текстильных изделий — 25,7 млрд рублей (+36,2% к 2021 году), сообщили в Минпромторге РФ.

В СКФО же по итогам 2022 года отгрузка товаров местного легпрома составила 10,1 млрд рублей, что на 19,3% больше прошлогоднего показателя. На производство текстильных изделий пришлось 1,35 млрд рублей, на изделия из кожи — 1,44 млрд рублей. При этом на Кавказе наибольшую динамику показало производство одежды — 7,26 млрд рублей (+34,5%).

Основной объем отгрузки и на Юге, и на Кавказе обеспечивает швейная промышленность — 50,6% и 72% соответственно. Товары легпрома ЮФО занимают 8,7% от общего объема отгруженной продукции в России, а СКФО — 1,34%.

При этом, по данным Минпромторга РФ, важной особенностью Кавказа является выпуск импортозамещающей пряжи полного цикла. В частности, речь идет о реализации инвестпроекта предприятием «Вулкам», который позволит не зависеть от внешних поставщиков крашеного акрила, топса, проблем с логистикой и резкими скачками цен на рынке. Помимо этого, на территории СКФО инициирован крупный стратегический проект «Город обувщиков», в рамках которого предусмотрена реализация инвестиционных проектов по строительству новых и модернизации действующих обувных фабрик.

Экспертная оценка

Несмотря на сложную геополитическую ситуацию в минувшем году, предприятия легкой промышленности успешно прошли этот период. Об этом свидетельствует не только динамика отгрузки товаров. Так, директор ОАО «Инновационный научно-производственный центр текстильной и легкой промышленности» Константин Бандорин поделился, что в 2022 году предприятия Юга и Северного Кавказа столкнулись с теми же проблемами, что и все компании России. Трудности коснулись четырех самых главных направлений. Первое — производственное оборудование, второе — программное обеспечение, третье — малотоннажная химия, четвертая — сырье. Однако указанные сложности не оказались непреодолимыми.

«Эти проблемы стали вызовами, которые предприятия вынуждены были решать. Надо сказать, что на сегодняшний день многие компании с трудностями справились. По части оборудования, российские компании начали изготавливать собственные запчасти, не ориентируясь на китайскую технику. Что касается софта, сильно возрос спрос на IT-сферу. Программы, которые раньше обслуживали зарубежное оборудование, ушли, а наши русские программисты начали создавать необходимое ПО. Сферы малотоннажной химии и сырья были замещены продукцией из дружественных стран. Поменялись логистические цепочки с Европы на Азию и Ближний Восток. В целом многие предприятия прошли бугор и сейчас развиваются дальше», — рассказал Бандорин.

С экспертом согласилась и президент Палаты текстиля и моды Светлана Мельниченко. По ее словам, в 2022 году на фоне происходящих событий у отечественных производителей появилась возможность выхода на массовый рынок.

«Я считаю, что 2022 год не был годом трудностей, он стал периодом возможностей. При этом одно из главных изменений — логистика. В меньшей степени, конечно, это отразилось на поставках на Юг России, так как местные предприниматели закупали сырье из Турции и Китая. Тут не должно было возникнуть каких-то проблем, потому как логистические цепочки из этих стран не изменились», — пояснила Мельниченко.

Она также добавила, что на сегодняшний проблема предприятий легкой промышленности, Юга и Кавказа в частности, связана не с производством. Эта проблема состоит в сложностях выхода предпринимателей на потребительский рынок.

«С одной стороны, есть все возможности, а с другой — многие предприниматели не очень грамотны в маркетинге и не понимают, что товарный знак и бренд, которые необходимо присваивать производству, помогают продавать. Многим фирмам нужно работать именно над продвижением своего бренда. На Юге есть много интересных производителей, но о них еще не знают. Российский ретейл — самая инновационная и автоматическая часть отрасли, все продажи настроены автоматически. Его главная проблема — в продвижении», — подчеркнула эксперт.

О чем говорят швеи

Аналогичные проблемы производства выделили и игроки рынка на Юге России. Среди крупнейших трудностей — перестройка логистических цепочек, подорожание сырья и поиск оборудования. Однако указанные факторы не помешали наращиванию показателей производства и росту продаж. Так, выручка компании «Глория Джинс» из Ростовской области выросла на 15%, до 70 млрд рублей. Увеличились продажи и у донского бренда G’n’K.

Как рассказала исполнительный директор бренда детской верхней одежды G’n’K Ольга Кабаргина, на данный момент наиболее острым вопросом для компании остается логистика, так как ранее на перевозки уходило 1-1,5% суммарной выручки. Сейчас на эти расходы направляется 6% от суммы.

Председатель совета директоров «Глория Джинс» Владимир Мельников добавил, что вызовы фэшн-индустрии в 2022 году не сильно отличались от проблем других отраслей. «В первую очередь усложнение логистики и деградация технологических процессов, в том числе из-за прекращения доступа к передовым IT-технологиям и международной экспертизе. Наконец, мы можем столкнуться со снижением покупательской способности населения из-за санкций и увеличения финансирования ВПК», — рассказал Мельников.

В свою очередь генеральный директор швейной фабрики «Александрия» Людмила Садовская заявила, что логистические проблемы и дефицит сырья не являлась ключевой проблемой для предприятия в Краснодарском крае. Однако это было связано с небольшими объемами производства.

«В 2022 году у нас не было проблем с сырьем, потому что компания работает как через российское представительство турецких и китайских фирм, так и с ними напрямую. Также мы не почувствовали дефицита, так как не создавали большие коллекции. Однако в прошлом году увеличился срок поставки сырья. Выросли и цены — в среднем до 20%. Главной трудностью стала проблема еще с оборудованием, так как европейские поставки прекратились, а техника из дружественных стран менее выгодна. Сейчас мы начинаем работу в этом направлении, уже купили несколько единиц техники», — рассказала Садовская.

По ее словам, с 2018 года предприятие работало в убыток. В 2021 году на заводе провели оптимизацию мощностей и численности. Первый показатель сократился вполовину, численность сотрудников уменьшили на 170 человек. Уже с 2022 года фабрика начала работать, полностью загрузив действующие мощности.

«Главный ориентир сейчас — стабилизация объемов производства и финансовых результатов. В 2023 году будем работать на то, чтобы финансовые показатели улучшились, а также росли объемы продаж», — подчеркнула гендиректор фабрики «Александрия».

С Кавказа по нитке

С уменьшением объемов производства и ростом цен на готовую продукцию столкнулись и предприятия Кавказа. Как сообщили в министерстве промышленности и инвестиций Республики Северная Осетия — Алания, такая ситуация сложилась на заводе «АрТекс», который занимается производством нетканых иглопробивных материалов. Причиной стали обострившаяся ситуация в стране и удорожание сырьевой базы.

При этом в целом индекс промышленного производства республики оказался положительным — 19,4%. Объем отгруженных товаров по производству одежды за 2022 год сложился в сумме 263,6 млн рублей, что в 2,3 раза больше показателя годом ранее. Как пояснили в региональном минпроме, это связано с ростом спроса и, соответственно, увеличением реализации продукции предприятиями отрасли легкой промышленности.

По данным ведомства, в настоящее время основной проблемой отрасли является дефицит кадров, в частности швей. При покрытии этой потребности руководители предприятий готовы развивать и расширять производства.

Еще в одном кавказском регионе, на Ставрополье, также была зафиксирована положительная динамика производства легкой промышленности. По итогам 2022 года объем отгруженной продукции в текстильном производстве составил 621,6 млн рублей (+17,4%), производстве одежды — 3, 4 млрд рублей (+7,6%). А в производстве кожи и изделий из кожи показатель снизился на 19,3% — до 767,3 млн рублей, сообщили в министерстве энергетики, промышленности и связи Ставропольского края.

На сегодняшний день предприятия Ставрополья выпускают товары в соответствии с рыночной потребностью. При этом производственные мощности предприятий позволяют обеспечить потребность региона в случае увеличения объема, подчеркнули в ведомстве. Сырьевая база, используемая при производстве изделий легкой промышленности ставропольскими предприятиями, сосредоточена в основном в Белоруссии и Китае, а также частично используется сырье, производимое в других регионах России.

Свободные площади и точки роста

С марта 2022 года треть международных брендов приняли решение об уходе из России, почти столько же еще не определились с порядком дальнейшей работы в стране, сообщает РБК. В их числе оказались и компании, производящие одежду. После их ухода и освобождения торговых площадей некоторые отечественные компании решили заполнить пустующие метры. В частности, об этом сообщала донская компания «Глория Джинс».

Директор ОАО «Инновационный научно-производственный центр текстильной и легкой промышленности» Константин Бандорин пояснил, что российские производители не смогут заменить ушедшие бренды, однако они предложат качественную альтернативу.

«Заменить бренды нельзя, на то они и бренды. За ними стоят десятки лет работы многотысячным коллективом. Сказать, что мы сейчас их заменим, нельзя. Но мы можем предложить достойную альтернативу для нашего покупателя — российский легпром, дизайнер и производитель. Год назад рынок освободился, и нашим дизайнерам сейчас становится проще предлагать свою продукцию производителям. Явная конкуренция со стороны мировых брендов просто ушла. По поводу площадей, их освободилось несколько миллионов по всей России. Сказать, что на эти площади сейчас очень легко прийти иностранным компаниям, тоже нельзя. Вход в страну — это минимум трехлетний инвестиционный план. На данный момент наши российские дизайнеры и бренды начинают потихоньку занимать эти площади, расширяя ассортимент, метры. Это небыстрый процесс, но тенденция для него была заложена в прошлом году», — подчеркнул Бандорин.

При этом в компании «Глория Джинс» прокомментировали, что в 2023 году бренд планирует открыть 130 магазинов. Это будут как новые точки, так и переезд уже существующих магазинов. В свою очередь другой донской бренд — G’n’K — не нацелен на расширение собственных торговых площадок.

«В России и странах СНГ наш бренд есть в торговых точках более чем у 500 игроков рынка. В настоящее время мы смотрим не на освободившиеся места в торговых центрах, а на увеличение глубины географии. В 2022 году мы увеличили представленность бренда G’n’K в России на 10,8% благодаря сотрудничеству с клиентами, ранее работавшими с иностранными брендами», — пояснила исполнительный директор бренда детской верхней одежды G’n’K Ольга Кабаргина.

В Северной Осетии же, по данным регионального минпрома, в 2022 году не зафиксировали проблем по вопросу освобождения торговых площадей из-за ухода с российского рынка иностранных компаний. Это связано с отсутствием указанных организаций в республике. В ведомстве также отметили, что у ряда местных предприятий имеются свои торговые точки для реализации производимой продукции. Кроме того, в 2023 году республика ожидает небольшой рост производства легкой промышленности — 5-10%.

В целом, по оценке директора ОАО «Инновационный научно-производственный центр текстильной и легкой промышленности», в отрасли легкой промышленности есть два направления развития. «Первое — креативное, связанное с дизайном, брендингом, развитием предпринимателей за счет предложения своих товаров массовому потребителю. Второе направление — это технический текстиль и все, что связано с развитием агросегмента, космической отрасли, энергетики, атомной энергетики, сфер, где используется технический текстиль. Эти две точки, которые кажутся противоположными, могут оказаться драйверами роста. С одной стороны — потребительский рынок и дизайнеры, с другой — технологические материалы», — заключил Бандорин.

Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.


 

Лента новостей
Курс евро на 29 января
EUR ЦБ: 101,6 (-1,15)
Инвестиции, 18:43
Курс доллара на 29 января
USD ЦБ: 97,97 (+0,83)
Инвестиции, 18:43
Все новости Кавказ
Депутаты запретят иноагентам «ёрничать» и проводить мастер-классыПолитика, 20:04
Путин заявил о крушении прогнозов «кончины» АвтоВАЗаПолитика, 20:01
«Цифра брокер» дал прогноз по акциям двух российских компаний из сферы ИИИнвестиции, 19:56
Патрушев назвал терактом подрыв и затопление судна Ursa MajorПолитика, 19:53
Путин назвал проблему c пересаживанием чиновников на российские машиныОбщество, 19:45
В НАТО обвинили Россию в подготовке убийства главы RheinmetallПолитика, 19:39
Правящие партии Румынии потеряли голоса после отмены результатов выборовПолитика, 19:37
Скидка 55% на подписку РБК Pro
Успейте оформить годовой доступ до 29 января
Купить со скидкой
Как Дания готовит Европу к битве с Трампом за ГренландиюПолитика, 19:31
Нассим Талеб назвал распродажу акций NVIDIA началом падения рынка ИИИнвестиции, 19:26
Стелла Маккартни выкупила долю своего бренда у LVMHБизнес, 19:24
Кокорин заявил о нежелании возвращаться в РоссиюСпорт, 19:18
Два «стратега» Ту-160 совершили полет над Северным Ледовитым океаномПолитика, 19:16
Как менялось время на часах Судного дня. ИнфографикаПолитика, 18:52
Медленная продуктивность: как достигать успеха без выгоранияРБК и Dar, 18:46