В ожидании цены: что происходит с реализацией зерна в ЮФО и СКФО
Институт конъюнктуры аграрного рынка (ИКАР) повысил прогноз по урожаю зерна в России в 2022 году до 150–152 млн тонн, в том числе по пшенице — до 99–100 млн тонн.
При этом Союз экспортеров зерна со ссылкой на материалы аналитического центра «Русагротранса» сообщал о том, что снижение экспортного спроса и цен на внутреннем рынке привело к сокращению темпов продажи пшеницы со стороны сельхозтоваропроизводителей, несмотря на рекордное производство. В частности, продажи пшеницы со стороны сельхозтоваропроизводителей с начала сезона (июль-август) на 7% ниже, чем за аналогичный период 2021 года (8,7 млн тонн против 9,4 млн тонн).
По данным Росстата, запасы пшеницы на сельхозпредприятиях (без малых форм) на 1 сентября 2022 года находились на рекордно высоком уровне — 31,8 млн тонн, что на 38% больше, чем на аналогичную дату 2021 года, и выше предыдущего рекорда сентября 2020 года (23,8 млн тонн). В первую очередь, отмечают аналитики, такие объемы получены за счет рекордных урожаев пшеницы на Юге, в Центре и на Волге.
В режиме ожидания
Представитель ФГБУ «Российский сельскохозяйственный центр» по Ставрополью на агропромышленной выставке «МинводыАгро» отмечал тот факт, что весь урожай зерновых, который убрали в регионе, был размещен в хранилище.
«Весь урожай, который мы убрали, его храним, сегодня мы ожидаем цены, так как вопрос реализации сейчас деликатный», — говорил он.
К примеру, по оценке властей Кубани, стоимость зерна в 2022 году снизилась почти на треть и оказалась на уровне 2017 года. Вице-губернатор Краснодарского края Андрей Коробка сообщал в августе о том, что цена на зерно при продаже на месте составляла 12 рублей за кг, при приемке в Новороссийском морпорту — 14 рублей за кг. Вместе с этим себестоимость производства выросла с 8,5 до 10 рублей за кг из-за удорожания сельхозтехники, минеральных удобрений. В свою очередь повышение себестоимости и низкая цена на рынке может поставить под угрозу урожай зерновых следующего года в регионе.
Среди ключевых сложностей в части экспорта Коробка называл затоваривание всех терминалов, логистическую проблему, ряд вопросов с оборотом финансов. При этом проблем с хранением рекордного в этом году урожая зерна в крае не было.
Критичность ситуации с экспортом зерна отмечал президент Зернового союза Аркадий Злочевский. «Наши потенциальные объемы грузов сильно выросли, а отгрузки сильно уменьшились, это создает очень высокое давление запасов на внутреннем рынке и приводит к обвальному снижению цен. Мы уже уходим в убыточную зону по многим регионам. Очень плохо это сказывается на производстве. Уже сейчас это чувствуется по озимому севу, денег катастрофически не хватает у крестьян именно по этой причине», — рассказывал РБК ТВ Кубань президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский.
О снижении темпов экспорта в текущем году в сравнении с прошлым говорит и генеральный директор аналитического центра «ПроЗерно» Владимир Петриченко. По мнению экспертов, на экспорт в том числе влияет текущая экономическая ситуация.
«Экономическая ситуация, безусловно, оказывает влияние, но фундамент — это скрытые санкции. У нас достаточно серьезный ущерб по нашим отгрузкам возникает при фрахтовании судов, страховании грузов и платежах. Отсюда и снижение темпов отгрузок и по объему отставание», — добавляет Злочевский.
С перечисленными проблемами сталкиваются и в ГК «Концерн «Покровский». Как рассказала коммерческий директор предприятия Екатерина Кравченко, в новом сезоне хозяйства концерна уже собрали более 800 тыс. тонн зерна — пшеницы и ячменя, сейчас продолжается уборка кукурузы, масличных и сахарной свеклы. Валовый сбор сельхозпродукции группы компаний — более 2,5 млн тонн в год, большая часть реализуется на внутреннем рынке. Также группа компаний активно развивает экспорт.
«Поставки осуществляем по графику и в плановом режиме выполняем все свои обязательства по перевалке и доставке своей продукции по заключенным международным контрактам. Сразу после уборки мы разделили потоки: часть урожая отправили на элеваторы для хранения и переработки, а часть сразу направляли в порты для отправки покупателям. В связи со скрытыми санкциями в отношении российского продовольствия мы сталкиваемся с рядом проблем — с поступлением платежей, фрахтованием судов, это увеличивает сроки доставки и усложняет логистику, но в целом поставки продолжаются, хотя сейчас и в меньших объемах, чем годом ранее», — отметила Кравченко.
Под влиянием пошлин
Эксперты в числе причин, влияющих на цены на зерно на внутреннем рынке, называют экспортные пошлины, дисконты, а также курс доллара.
«В среднем пшеница 4 класса стоит 11–12 тыс. рублей за тонну с НДС по России, а год назад в сентябре она стоила 16 тыс. рублей за тонну. На Кубани цены выше, чем в среднем. Здесь пшеница 3 класса стоит 15 тыс. рублей за тонну, 4 класс — 12–14 тыс. рублей за тонну, но все равно это дешевле, чем было год назад», — сообщил РБК ТВ Кубань Петриченко.
Злочевский также отмечает, что на Юге России ситуация с низкими ценами на зерно не самая критичная в стране. По его словам, на Кубани себестоимость пониже, а цены повыше. Кроме того, край близок к портам. Что касается других регионов, в том числе Северного Кавказа, то чем дальше от порта, тем хуже обстоит ситуация.
«После введения экспортной пошлины зерно стоило от 12,5 руб. (в начале года) до 14,6 руб. (сейчас). Пошлина в долларах сильно сказалась на стоимости пшеницы, снизив ее практически до себестоимости. После перерасчета в рублях она уже не так критично давит на рентабельность растениеводов и поддерживает на рынке средний уровень цен, позволяющий окупить все затраты и получить прибыль на дальнейшее развитие. Сейчас мы видим уже скорректированный уровень, по нашим прогнозам, цена будет оставаться в этом стабильном коридоре +/- 15 рублей», — считает коммерческий директор концерна «Покровский».
Ждать ли роста цены?
Директор Института конъюнктуры аграрного рынка Дмитрий Рылько на форуме «Причерноморское зерно и масличные 2022/23» в Ростове говорил о том, что в сентябре цены на зерно из-за снижения пошлины и ослабления рубля немного «подернулись вверх». Петриченко также отметил, что, судя по мониторингу ситуации на внутреннем рынке и по тенденциям, которые складываются на мировом рынке, на данный момент идет небольшой подъем. «Мы будем видеть более высокие и более приличные цены как на мировом рынке, так и у нас, если курс рубля не укрепится», — сказал он. Председатель совета Национального рисового союза Игорь Лобач на выставке «МинводыАгро» также высказал мнение о том, что цены на зерно будут подрастать, «надо просто иметь терпение».
Что касается получения прибыли от продажи зерна сельхозтоваропроизводителями в текущем году, то президент Российского зернового союза Аркадий Злочевский считает, что «если правительство не предпримет активных мер по спасению отечественного крестьянства», то вряд ли прибыль будет.
«По параметрам доходности у нас очень специфический сектор, и для того чтобы обеспечить простое воспроизводство, в нынешних условиях требуется минимум 40% рентабельности. Получение 40% рентабельности на продажу зерновых ресурсов, которые получены с прошлого сезона, дает достаточно денег, чтобы поддержать на достигнутом уровне производственные показатели. Для того чтобы получить развитие, требуется больше 40%. То есть все, что меньше 40% по рентабельности, ведет к сокращению производственной базы. А сейчас однозначно меньше 40%. Даже если вытянем по итогам сезона на 3–5%, то это будет только с учетом господдержки и субсидий. Это не позволит поддержать достигнутый уровень производственных показателей», — говорит Злочевский.
Оперативные новости и важная информация — в Telegram-канале РБК Кавказ