Деньги из праздника: как Олимпиада повлияла на событийный туризм в Сочи
После Олимпиады Сочи продолжает развиваться и привлекать гостей со всего мира. По официальным данным администрации города-курорта, за последние 10 лет Сочи принял 64 млн туристов. Турпоток в 2014 году составлял 5,6 млн человек, а в 2023 году уже на 40% больше — 7,6 млн.
Еще до 2014 года в Сочи проводились форумы, фестивали и мероприятия различного уровня. Как отмечают эксперты, оставшаяся после проведения XXII Олимпийских зимних игр инфраструктура позволила увеличить количество и масштаб таких мероприятий. Важную роль в этом сыграли расширение дорожной сети, строительство новых современных площадок и кратное увеличение номерного фонда.
10 лет спустя
«Достижение этого периода — Красная Поляна задала нам новые стандарты горнолыжного отдыха. Это вполне европейский курорт. Многие люди, которые катались в Европе сейчас с удовольствием едут кататься на Красную Поляну и чувствуют себя почти как в Европе. Важно, что за эти 10 лет сформовался формат летнего отдыха в горах. Если раньше Красная Поляна не воспринималась как летняя локация, то теперь мы видим, что загрузка отелей летом превышает загрузку тех же отелей зимой», — рассказывает вице-президент Ассоциации туроператоров России (АТОР) Сергей Ромашкин.
Объекты, построенные к Олимпийским играм в Сочи, стали главными достопримечательностями и популярными местами для проведения различных мероприятий, многие из которых были преобразованы и адаптированы под концерты, фестивали, выставки, спортивные соревнования и другие события, говорит вице-президент Российского союза туриндустрии (РСТ) Юрий Барзыкин. Это позволяет привлекать как местных жителей, так и туристов, которые приезжают специально для посещения таких мероприятий, уверен эксперт.
«Уникальную базу инфраструктуры и в Сочи, и в Сириусе сегодня можно рассматривать, как единый туристический кластер. Он наиболее востребован. Мы это видим. В марте здесь пройдет крупнейшее международное мероприятие — Всероссийский фестиваль молодежи. До ковида мы были свидетелями Чемпионата мира по футболу, Формулы-1. Как спортивные, так и деловые мероприятия нашли прописку на Юге России, для этого здесь есть все условия», — сказал Барзыкин.
Современные и технологичные транспортные объекты, гостиничный фонд, спортивные объекты — все это позволяет сегодня проводить спортивные, развлекательные и MICE события мирового уровня, считает исполнительный директор Ассоциации операторов индустрии развлечений и событийного туризма (АИРИС) Дмитрий Анфиногенов.
«В Сочи появилось 11 крупных олимпийских объектов, которые сами по себе стали местными достопримечательностями. И это, не считая выросшего объема средств размещения, сети транспортной инфраструктуры и рекреационных зон. Спортивные комплексы используются как тренировочные базы, на стадионе «Фишт» и во Дворце Спорта регулярно проходят соревнования различного уровня. Не забудем про период проведения в России Чемпионата Мира по футболу в 2018 году, когда олимпийская инфраструктура Сочи снова была задействована для проведения спортивных мероприятий мирового уровня», — сказал председатель комитета Госдумы РФ по туризму и развитию туристической инфраструктуры Сангаджи Тарбаев.
В 2024 году власти Сочи намерены закрепить статус города как столицы событийного туризма страны, курорт примет масштабные музыкальные и молодежные фестивали.
«Полным ходом идет подготовка к знаковым для нашего города мероприятиям — в феврале вместе со всей страной отпразднуем десятилетие Зимних Олимпийских игр в Сочи, а в марте состоится Всемирный фестиваль молодежи. Наш курорт продолжим и дальше развивать как крупный центр событийного туризма в России», — комментировал мэр Сочи Алексей Копайгородский.
Больше всего выиграли отели
Эксперты отмечают, развитие событийного туризма в Сочи особенно сказалось на развитии гостиничного бизнеса. При объявлении каких-то крупных мероприятий выигрывают не сами олимпийские объекты, а прежде всего, отели, считает председатель экспертного совета Ассоциации отельеров АМОС Дмитрий Богданов.
По данным администрации Сочи, в период 2007-2014гг. номерной фонд города-курорта вырос с 53,6 тыс. человек до 94,7 тыс. (в 1,7 раз), в период 2014-2024гг. — до 200 тыс. (более чем в 2 раза).
«Когда мы говорим об инфраструктурном наследии Олимпиады-2014, это, прежде всего, отели и дороги», — уверен Сергей Ромашкин.
Мероприятия — это один из наиболее эффективных инструментов стимулирования турпотока, особенно в межсезонье, считает заместитель генерального директора по маркетингу и продажам горного курорта «Роза Хутор» Рушан Сабиров.
«Это позволяет увеличить загрузку отелей и инфраструктуры, значительно повысить средний чек, в целом раскрыть потенциал курорта и сформировать его положительный имидж. Во время этих мероприятий рост среднего чека составлял от 2,92% до 116,92%, а заполняемость отелей увеличивалась до почти 90%, что для межсезонья довольно высокий результат», — прокомментировал Рушан Сабиров.
По словам Сабирова, число фестивалей и число их участников растет. Так осенью 2022 года на курорте впервые прошел Фестиваль New Star Weekend. В 2022 году в нем участвовали 2,3 тыс. человек, в 2023 году — уже 7 тыс. человек.
«Ежегодно у нас проходит более 200 различных MICE мероприятий и их количество также растет минимум на 50% в год. Курорт очень популярен среди российского бизнеса, а также является постоянной локацией для таких крупных отраслевых мероприятий как: Форум «Движение», Фестиваль «Новый сезон», Форум «Этажи», Фестиваль «Протанцы», Фестиваль «От винта» и других. Большую популярность набирает и формат Bleisure — сочетание бизнеса и отдыха в рамках корпоративных мероприятий», — рассказал Сабиров.
Как рассказали в пресс-службе курорта «Красная Поляна», MICE вносит весомый вклад в общий турпоток курорта: развлекательные и деловые мероприятия посещают более 100 тыс. человек ежегодно. Выручка от событийных мероприятий на курорте, по словам директора по продажам курорта «Красная Поляна» Анастасии Молочковой, в 2023 году выросла в 1,5 раза к прошлому году и составила полмиллиарда руб.
Дмитрий Анфиногенов подчеркнул, трендом последних лет является круглогодичная заполняемость курортов горного и прибрежного кластеров, на что, главным образом, влияют события, организованные на курорте.
«Вне зависимости от месяца, туристы находят себе занятие. Следствием этого становится увеличение среднего чека на развлекательные услуги и питание. Чем больше ярких и разнообразных событий проходит, тем больше туристов стремится в локацию их проведения. Можно обратить внимание на успешный кейс Red Arena. В списке мероприятий арены уже есть: ледовые шоу, турниры ведущих бойцовских промоушенов, концерты звезд эстрады, а также деловые мероприятия, такие как: Форум туристических территорий, встреча «Клуба 500», Urban форум и многие другие», — сказал Анфиногенов.
Событиям не хватает дорог и места
По словам Богданова, развитие событийного туризма в Сочи спустя 10 лет после Олимпиады продолжает активно развиваться и привлекать туристов различных возрастных групп. Это, в свою очередь, требует решения новых задач, связанных с транспортной доступностью курорта.
«Сейчас возможности аэропорта, вокзала или автомобильных дорог не позволяют обеспечить стопроцентную заполняемость тем объектам, которые существуют. В ближайшие 1-2 года прибавится много новых объектов размещения. И, соответственно, логистику необходимо подтягивать, а с этим пока большие сложности. Это процесс не быстрый, а отели нужно заполнять уже сейчас», — отметил председатель экспертного совета АМОС.
Кроме того, по мнению Богданова, сегодня событиям в Сочи и Сириусе элементарно не хватает конференц-залов.
«Не хватает конференц-залов, хороших, грамотных, когда есть общая площадка, залы для занятий по группам, когда есть большая зона для кофе-брейка и когда все это по нормальной доступной цене. Когда есть парковками и возможность смонтировать хорошую сцену или, наоборот, убрать ее. Хорошее освещение, хороший, звук, хорошая шумоизоляция — вот таких качественных площадок Сочи и Сириусу сильно не хватает. Те, что есть загружены, или нуждаются в масштабной серьезной реновации», — отметил эксперт.
Переоценка ценности событий
Олимпиада подтолкнула развитие массового туризма в регионе, но он не связан с событиями, считает вице-президент АТОР Сергей Ромашкин.
«Наши туристы, когда едут в Сочи, никогда не интересуются, будет ли там что-то происходить в это время. Они едут просто отдыхать. Но если случайно так совпадет, что в городе будет какая-то активность, то они могут стать участниками этого события, но не наоборот. Российские туристы не выберут какие-то события, чтобы специально поехать в Сочи. То же самое относится и к другим городам. В Москве, например, мега-событие — это день города. Оно очень близко москвичам, но совершенно не близко туристам. Они избегают приезжать в Москву в день города, потому что заполнены улицы, это поражение движение транспорта, невозможность попасть в какие то интересные локации без очереди, музеи переполнены», — пояснил Ромашкин.
По мнению эксперта, в России в целом не существует сегодня таких событий, которые бы привлекали значительный поток туристов.
«Нет такого события, который бы заставил туриста прилететь, например, из Владивостока в Сочи. Проблемы не в локации и не в инфраструктуре, а в том, что супер-события невозможно поставить на поток. Сегодня таким событием может стать, например, концерт Мадонны. Такое событие привлекает, и люди готовы потратили 30 тыс. руб. на билеты в Сочи, чтобы посетить концерт Мадонны. Вопрос только, почему Мадонна должна приехать в Сочи», — рассуждает эксперт.
По мнению Ромашкина, властям для привлечения туриста нужно отталкиваться от его интересов и того, что заставит специально приехать в город.
«Участников туристической отрасли нужно регулярно информировать о событиях, которые происходят в городе, вести календарь событий. Я такой календарь не видел года три, при том, что являюсь активным участников этого рынка. Если администрация Сочи хочет развивать событийный туризм, то нужно информировать население и формировать афишу, планировать ее. Если нет информации, то туристам трудно спланировать свой отдых именно в этом городе», — заключил Ромашкин.
Неспортивные
Объекты спортивной инфраструктуры, в отличие от отелей, загружены по-разному, говорит Богданов.
«Где-то в режиме нон-стоп. Но главный стадион «Фишт» работает не так часто, как потенциальным зрителям хотелось бы. Спортивные объекты, такие как санный комплекс, например, не сильно загружены, керлинг переформатировали под другие виды активностей. Ситуация гибкая и подстраивается под события, которые быстросменяемы. Но спортивных мероприятий хотелось бы больше. Причем и зимой и летом», — сказал Богданов.
Несмотря на усилия заполнить спортивные объекты мероприятиями, они все равно остаются не задействованными и становятся финансовым и пространственным бременем для города, считают эксперты.
«Если мы говорим о спортивных объектах, то конечно судьба их довольно печальна. Что-то происходит в Ледовом дворце и на стадионе «Фишт», но событий не хватает. Нельзя сказать, что эти спортивные объекты в полной мере освоены. Все-таки большую часть года они пустуют. Да, наверное, экономика этих объектов не очень хороша. В условиях какого-то стабильного развития можно было бы попытаться наполнить их событиями, но сначала ковид подорвал все выставочные мероприятия по всему миру, потом СВО сократила спрос со стороны компаний на такие события», — сказал Сергей Ромашкин.