Новые горизонты: сможет ли Дагестан освоить грузопотоки МТК «Север-Юг»
К 2025 году грузооборот транспортного коридора «Север-Юг» должен вырасти в два раза — не менее чем до 30 млн т, а к 2030 году — до 35 млн т. Это на 155% больше по отношению к 2021 году, отмечал ранее зампред Марат Хуснуллин.
«Развитие транзитных маршрутов на направлениях Каспийского региона, Южной и Юго-Восточной Азии, стран Персидского залива является приоритетом для России. Мы постоянно работаем над повышением товарооборота между дружественными странами и, безусловно, заинтересованы в развитии коридора «Север — Юг», — заявлял Хуснуллин.
По словам главы Дагестана Сергея Меликова, в расширении международного транспортного коридора заинтересованы как представители соседних Азербайджана, Грузии, Армении, так и потенциальные партнеры из Турции, Ирана, Пакистана, Индии, Китая.
По данным руководителя ФКУ Упрдор «Кавказ» Александра Лукашука, важная часть коридора «Север — Юг» — федеральная трасса Р-217. Она проходит по территории семи субъектов России, шесть из которых — регионы СКФО. По ней идет транзитный поток в страны Закавказья. Это главная транспортная артерия Дагестана, связывающая все крупные населенные пункты республики.
«Сейчас с двух до четырех полос движения расширяют почти 80 километров трассы. Капитальный ремонт ведут на семи наиболее загруженных участках. После завершения работ 140 километров магистрали на территории республики будут четырехполосными. Направление загруженное — в сутки по дороге проезжает 35 тыс. автомобилей. Наша основная задача — повысить уровень безопасности дорожного движения и увеличить пропускную способность трассы. Для жителей и гостей республики это означает сокращение времени в пути почти в два раза, а для владельцев транзитного транспорта — своевременную доставку грузов», — сообщил начальник ФКУ Упрдор «Кавказ».
Скорость зависит от качества
Главным фактором, который сегодня препятствует не только росту, но и скорости доставки грузов, как отметили ряд опрошенных РБК Кавказ экспертов и представителей бизнес-сегмента, связан с несоответствием дорожной инфраструктуры.
За счет расширения действующих участков федеральных трасс и строительства обходных дорог в рамках международного транспортного коридора «Север-Юг» в Дагестане сроки доставки грузов могут сократиться почти вдвое. Такое мнение озвучил генеральный директор транспортной компании ООО «Круиз» Магомедзапир Гаджиев.
В настоящее время, по его мнению, сеть федеральных дорог в Дагестане не в полной мере отвечает требованиям возросшего потока грузов.
«От южной границы региона с Азербайджаном до Махачкалы, расстояние в 200 км, перевозчики преодолевают минимум за четыре часа. Связано это с несколькими перегруженными участками, в том числе в Дербенте, транспортном кольце в Карабудахкентском районе. Безусловно, участки федеральных трасс в регионе расширяются, но со строительством дополнительных обходов в Дербенте и дальнейшем увеличением полос мы можем прогнозировать двукратное снижение сроков доставки грузов», — сказал Гаджиев.
При этом, как считает представитель транспортного бизнеса, дальнейшее развитие транспортного коридора должно охватывать и ряд регионов Поволжья, где есть протяженные участки трасс с двумя полосами.
В приоритете — расширение трасс
В региональном представительстве Ассоциации международных автомобильных перевозчиков (АСМАП) подчеркнули, что главная задача, которую необходимо оперативно решить — сокращение «узких» мест и барьеров, затрудняющих и сдерживающих транспортный поток.
«Объемы перевозок грузов автотранспортом по автодорогам, входящим в международный транспортный коридор «Север-Юг», за последнее время возросли в 2,5 раза. В настоящее время до 80% от общего объема грузов в рамках данного маршрута доставляется автотранспортом. В перевозках грузов в рамках МТК участвует более 700 российских транспортных компаний, что само собой подтверждает тезис высокой заинтересованности отечественных перевозчиков в работе на данном направлении», — пояснили в Ассоциации, отметив, что в Дагестане качество дорог и участков федеральных трасс существенно возросло.
Вместе с тем, коридор «Север — Юг» не справляется с возросшим грузопотоком. Как пояснил Коммерсанту директор по развитию TransAsia Logistics Аркадий Иванов, без модернизации инфраструктуры маршрут не сможет развиваться.
«Мощности не справляются с растущим объемом перевозок, поэтому срок доставки по транскаспийской ветке МТК за год увеличился с 45 до 60 дней», — пояснил эксперт.
По морскому пути
В АО «Махачкалинский морской торговый порт» ожидают увеличение грузопотока с усовершенствованием дорожной сети, заявил РБК Кавказ заместитель генерального директора предприятия Хаджи — Мурад Абашилов.
Он пояснил, что основной рост потоков груза за счет развития коридора «Север-Юг» ожидается в сегменте зерна, овощей, стройматериалов, а также минеральных удобрений.
«За счет строительства зернового терминала мы сможем достичь перевалки до 1,5 млн т зерна ежегодно с действующих 500 тыс.т. Для этого в аренду порту переданы два причала, уже ведутся проектно-изыскательные работы.
Кроме того, мы видим перспективы ускорения обработки и перевалки грузов за счет строительства новой подъездной дороги к порту в виде ответвления от федеральной трассы. Ее протяженность составит порядка 7 км», — отметил Абашилов, подчеркнув, что существуют планы по строительству железнодорожного сортировочного парка в порту, в том числе для наращивания контейнерных грузов.
Махачкалинский порт постепенно расширяет номенклатуру отправляемых и принимаемых международных грузов. До сих пор он специализировался на нефти, зерне и цементе. Сейчас началась обработка клинкера — промежуточного продукта при производстве цемента, разных видов плитки, соли и рыбы. А в конце июля в порту впервые приступили к перевалке муки — около 4 тыс. т уже отгружено в страны Ближнего Востока.
Как пояснила руководитель Дагестанского союза промышленников и предпринимателей Патимат Гамидова, планируется возобновить ранее действовавшее паромное сообщение с морскими портами Казахстана и Туркмении.
«В этом заинтересованы и представители Ирана. Также в дагестанской гавани имеются два специализированных причала для приема железнодорожных и автомобильных паромов. Осталось согласовать международные маршруты и найти грузоотправителей для организации их регулярной работы», — сообщила Гамидова.