Рост теневого бизнеса несет отельерам Юга имиджевые и финансовые потери
Для полноценного развития туристической отрасли на Юге России и Северном Кавказе не хватает качественных и легальных средств размещения. По разным оценкам, доля серых отельеров в регионах СКФО и ЮФО составляет от 20% до 90%. Если проблема не будет решена со стороны регулятора, то туристическая отрасль и дальше будет нести имиджевые и финансовые потери, считают эксперты и игроки регионального рынка.
Напомним, в июне министр экономического развития РФ Михаил Решетников сообщил, что теневой сектор в туристической сфере СКФО оценивается почти в 20%. Ведомство выступило с предложением о включении регионов СКФО в пилотный проект по легализации и регулированию гостевых домов.
По данным Росстата, который начал публиковать информацию о турпотоке с 2022 года, в январе — мае 2023 года регионы Северо-Кавказского федерального округа (СКФО) посетило 1,8 млн туристов. Наибольшая доля турпотока отдыхала в Ставропольском крае — 878,6 тыс. человек.
Поток в регионы Южного федерального округа (ЮФО) превысил 8,2 млн туристов. При этом Краснодарский край посетило 5,7 млн отдыхающих, Ростовскую область — почти 652 тыс. человек.
Эксперты, опрошенные РБК Краснодар, разошлись в оценках того, насколько данные, представленные Минэкономразвития РФ, отражают текущую ситуацию в отрасли регионов.
Председатель Ассоциации профессионалов индустрии гостепреимства Караево-Черкесской Республики Константин Голубенко считает, что показатель теневого сектора в 20% в СКФО не соответствует действительности и, по его мнению, составляет в Карачаево-Черкесии и Кабардино-Балкарии около 90%.
По мнению Константина Голубенко, бизнесмены сегодня отдают предпочтение теневому сектору, поскольку обладают достаточно низкими отраслевыми компетенциями и невысоким порогом социальной ответственности.
«Первое — это малая компетенция: люди просто не знают, что такое налоги, что такое бухгалтерия, а это элементарная финансовая грамотность, люди не умеют создавать просто бюджет. Это пугает. <...> Второй момент — социальная ответственность, пока она еще на низком уровне. И пока от государства нет четких посылов», — пояснил Голубенко.
В то же время глава Российского союза туриндустрии (РСТ) Илья Уманский согласен, что Ставропольский край — это регион с самой небольшой долей нелегальных средств размещения относительно легального номерного фонда. По его данным (на основе Росстата), в прошлом году турпоток в Ставропольский край составил 2,4 млн человек, из них около 2 млн человек регистрировались в отелях и санаториях, всего в СКФО (без Ставропольского края) турпоток он оценил 2,7 млн человек, из них в коллективных средствах размещениях проживали 1,1 млн человек.
«Причина в том, что в Ставропольский край, а точнее в основной курортный регион — Кавказские Минеральные Воды, туристы едут на оздоровление, размещаясь в санаториях. Тот комплекс услуг, который они там получают, альтернативные средства размещения предоставить не способны», — пояснил Илья Уманский.
Что с тенью в Краснодарском крае
По данным министерства курортов, туризма и олимпийского наследия Кубани, на территории Краснодарского края в 2023 году действует более 10 тыс. объектов, оказывающих гостиничные услуги. Из них 3 тыс. объектов уже прошли классификацию.
По оценочным расчетам специалистов ведомства, под категорию «гостевой дом» сегодня из 10 тыс. объектов подходит около 6,5 тыс. средств размещения, имеющих назначение объекта капитального строительства «жилой дом, жилое помещение».
Как отметил Илья Уманский, наибольший объем «нелегального» размещения концентрируется в курортных регионах, где различные гостевые дома и апартаменты за счет своего более выигрышного экономического положения составляют серьезную конкуренцию легальному бизнесу и продолжают активно развиваться.
Так, по мнению главы РСТ, который ссылается на данные Росстата, в 2022 году Краснодарский край посетило 22,9 млн туристов, из которых 11,8 (или 51,5%) были размещены в гостиницах и пансионатах и санаториях.
«Росстат с 2022 года начал публиковать статистику турпотока. Теперь нам доступны официальные данные о количестве туристов, размещавшихся не только в официальном номерном фонде гостиниц и санаториев, а в частном секторе, съемных квартирах и т.д. Конечно, среди них есть туристы, которые останавливались у друзей и родственников, но, по нашему мнению, их объем остается в границах погрешности. Несмотря на то, что сам Росстат заявляет об экспериментальном формате расчета этого показателя, результат похож на правду», — прокомментировал Уманский.
По мнению главы экспертного совета Комитета Госдумы РФ по туризму и развитию туристической инфраструктуры Христофора Константиниди, доля «серых» гостевых домов в Краснодарском крае составляет не менее 50%.
«В прошлые годы проводился ряд исследований по Югу России, которые подтверждали, что не менее 50% составляет неорганизованный сектор. Фактически гостевые дома размещены в индивидуальных гостевых домах двух-трех-этажных, где номерной фонд может быть 10-20-30 номеров», — прокомментировал Христофор Константиниди.
Как прокомментировал РБК Краснодар отельер Руслан Димоев, минимум 30% рынка точно состоит из гостевых домов серого сегмента.
Трафик. Качество. Экономика.
Христофор Константиниди считает, чтобы сократить долю теневого сектора необходимо, с одной стороны, предложить бизнесу простые и понятные условия для легальной работы. С другой стороны, необходимы ограничения для нелегальных гостиниц на размещение на туристических агрегаторах. Кроме того, нужно ввести регулярные разъяснения для туристов о потенциальных рисках.
По мнению Константина Голубенко, вывод из тени объектов размещения может положительно повлиять на туристическую сферу региона, а именно в части повышения качества услуг и трафика.
«Трафик будет увеличиваться, если качество будет увеличиваться. И прибыль у людей будет больше. Но в первую очередь — качество, однозначно, потому что, когда работаешь в тени, ни перед государством, ни перед клиентами ты не отвечаешь. Когда работаешь в белую — есть огромное количество законных актов, которые тебя обязывают к определенным моментам, но в этом и кайф», — добавил Голубенко.
По словам Руслана Димоева, у серых гостиниц нет никаких нагрузок, обязательств и правил «звездности», что в итоге сказывается на более низкой стоимости услуг, с которой сегодня приходится конкурировать легальным средствам размещения.
«Вопрос даже не столько в цене, сколько в том, что обременения по содержанию всех объектов территории ложатся на белую сторону. Потом, очень много объектов, которые работают на территории, будучи не регистрированными здесь. <…> Зарегистрированные где-нибудь в Удмуртии или Cтавропольском крае, они платят налоги там, а извлекают прибыль на нашей территории. Это все и для бюджета города имеет отрицательное влияние. И для самой услуги в целом. Еще больше мы страдаем имиджево», — прокомментировал Руслан Димоев.
Отельер добавил, что большая часть бизнесменов сознательны и готовы платить налоги, но у многих на сегодняшний день нет такой возможности из-за нахождения некоторых гостевых домов в неопределенном статусе. Но если выдержать нормы и организовать возможность бизнесу работать «в белую», то многие будут так работать.
По мнению основателя управляющей компании Virtus Hospitality Евгении Вежан (в управлении которой находятся отели в Северной Осетии и Дагестане), поскольку никаких стандартов по классификации гостевых домов пока не принято, сегодня сложно сказать, как они повлияют на инвесторов и экономику, а также насколько они будут выполнимыми для игроков рынка.
«Если таких жестких требований не будет, но появится возможность на правах официально классифицированного объекта участвовать в национальных конкурсах, получать государственную поддержку — такие изменения, вероятно, вызовут положительный эффект», — добавила Евгения Вежан.