В фазе переосмысления: эксперты оценили состояние винодельческой отрасли
В ходе Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2025) министр экономического развития Максим Решетников заявил, что экономика России находится «на грани перехода в рецессию». Министр финансов РФ Антон Силуанов, в свою очередь, отметил, что рецессии в России нет, но есть плановое охлаждение экономики, однако он заверил, что вслед за холодом «всегда приходит лето».
О текущем состоянии виноградарско-винодельческой отрасли, экономических факторах, оказывающих на нее ключевое влияние и основных точках роста и рисках РБК Краснодар рассказали виноделы Краснодарского края и игроки рынка.
Стефания Майорова, управляющий партнер премиальных винодельческих брендов Mantra estate и Magnatum (Краснодарский край)

Я бы сказала, что отрасль не перегрета, но и не замерзла — она скорее в фазе глубокого переосмысления. Мы наблюдаем охлаждение спроса в некоторых категориях, особенно в импульсных покупках. При этом осознанное потребление, интерес к локальному продукту и культурный компонент в выборе вина, наоборот, становятся сильнее. Это не «зима», это переход между сезонами, когда перераспределяются роли и ценности.
В первую очередь на отрасль оказывает влияние изменение покупательской чувствительности. Люди стали больше задумываться о том, что стоит за продуктом — происхождение, история, философия.
Во-вторых, логистика и доступ к качественным материалам, особенно стеклу, стали важным барьером. Третий фактор — культурная трансформация, вино снова становится частью образа жизни, не просто напитком, а ритуалом, частью идентичности. Один из рисков для отрасли — это снижение качества на фоне попыток массового масштабирования. Вино — это не товар, это ремесло, и сохранить индивидуальность — непросто.
Точки роста я вижу в локальных брендах с сильной эстетикой и философией, в гастрономических альянсах и, конечно, в образовании. Люди хотят знать, что они пьют и почему. И бренды, которые смогут говорить об этом языком культуры, а не маркетинга, получат лояльность новой волны потребителей.
Артем Васильев, главный энолог «Кубань-Вино»

Винная отрасль действительно переживает важные перемены, связанные с новыми федеральными законами и политикой импорта. Эти изменения требуют времени для адаптации, и, скорее всего, процесс трансформации продлится еще не один-два года. Однако я полностью согласен с тем, что в целом отрасль движется в положительном направлении и развивается в сторону улучшения качества, разнообразия и устойчивости. Это время вызовов, но и больших возможностей для тех, кто готов к переменам.
На отрасль оказывают наибольшее влияние несколько ключевых факторов. В первую очередь, это изменения в законодательстве, которые требуют адаптации и доработки регулирующих процессов, особенно в сфере производства низкоалкогольных и безалкогольных вин.
Кроме того, важную роль играют участники рынка — производители число которых постоянно растет, что способствует развитию конкуренции, расширению ассортимента и повышению стандартов качества. В совокупности эти факторы формируют динамичную и перспективную среду для развития винной отрасли.
На данный момент основные точки роста для отрасли связаны с инвестициями в виноградники, которые уже давно показывают свою эффективность и получают поддержку со стороны государства в виде субсидий на приобретение необходимых ресурсов.
Что касается рисков, то они в основном связаны с природными факторами — возможными непредсказуемыми метеоусловиями, которые могут повлиять на получение урожая. В целом, я не вижу существенных угроз на текущий момент.
Михаил Шарин, директор по развитию «Дербент Вино»

Мы бы охарактеризовали текущее состояние винодельческой отрасли скорее как точку равновесия после периода роста, нежели «перегрев» или «переохлаждение». Отрасль стабилизировалась на фоне активной государственной поддержки, импортозамещения и роста интереса потребителей к локальному продукту. Однако дальнейшее развитие будет во многом зависеть от макроэкономических условий, в том числе уровня потребительской активности и доступности инвестиций.
Основными факторами влияния сейчас являются инфляция, рост себестоимости производства (в частности, из-за логистики и упаковки), ограниченный доступ к западному оборудованию и технологиям, а также общие колебания потребительского спроса.
В то же время мы видим важные точки роста — это развитие агротуризма, экспорта, повышение качества продукции и расширение культуры потребления отечественного вина внутри страны. В целом, винодельческая отрасль остается чувствительной к экономическому климату, но при грамотной адаптации и поддержке может стать одной из визитных карточек нового российского агропрома.
Павел Майоров, заместитель исполнительного директора «Ассоциации виноградарей и виноделов России» (АВВР)

В настоящий момент мы наблюдаем, что отрасль развивается, отмечается рост объемов производства — мы уже находимся в середине 2025 года, и цифры от месяца к месяцу показывают динамику в пределах 10-18% по сравнению с аналогичными периодами прошлого года. В целом динамика этого года нам кажется правильной и корректной, хотя всегда нужно быть начеку.
Потребление российского вина растет, доля потребления российского против импортного по разным подсчетам составляет от 55 до 60%. Здесь очень важно, чтобы этот спрос был удовлетворен предложением, и за этим необходимо следить — постоянно вводятся преференции в пользу российского вина и для его продвижения. Важно, чтобы его качество оставалось на таком же высоком уровне, чтобы не случилось так, что рынок начал удовлетворять растущий спрос за счет не очень качественного продукта — сейчас это является главным вызовом.
В позапрошлом и прошлом году мы наблюдали рост цены на виноград именно для технических сортов, используемых в виноделии. Нам кажется, что эта тенденция сохранится и по результатам урожая этого сезона. Определяющую роль в ценообразовании и отчасти в том, в каком направлении работают виноделы, играют виноградари — от них зависит, какой ресурс и за какую цену получит тот или иной производитель.
Потенциально в качестве рисков, что является и точкой роста, мы видим то, что у нас активно субсидируется освоение виноградопригодных земель, то есть виноградарство и посадка новых насаждений, использование отечественных саженцев. Эту политику государства мы как АВВР полностью поддерживаем. Наш аграрный сектор активно работает в направлении увеличения объемов виноградных посадок.
При этом мы не уверены, что у нас с такой же скоростью может расти выпуск винодельческой продукции — он может расти либо путем реорганизации уже существующего производства, либо за счет появления новых виноделен, а это несколько более сложный процесс с точки зрения технологий и машиностроения, чем виноградарство. С учетом того, что виноградарство сегодня является довольно субсидированной историей, нам кажется, что может наступить момент, когда виноделие не будет поспевать за объемами виноградарства, и это в конечном счете это станет основной точкой роста и основным вызовом в ближайшие 3-5 лет.
Екатерина Топорищева, руководитель «НАМ Российского вина!»

Точка роста российского виноделия — это точно малые формы, небольшие хозяйства. Мы видим, что каждый год у нас закладывают новые виноградники, люди, которые делали вино раньше только для себя, сейчас получают фермерские лицензии и выходят на рынок.
Отрасль виноделия становится модной, многие жители больших городов переезжают на землю и открывают свои небольшие винодельни, объединяются в современные кооперативы. И им нужна сейчас поддержка, в том числе в том, чтобы выйти на рынок, познакомить людей со своей продукцией, реализовать ее. Наши фестивали «Виноград» очень хорошо этому способствуют. И отрадно видеть каждый год все новых участников, которые с помощью наших ярмарок начинают свой путь в отрасли.
Оперативные новости и важная информация — в Telegram-канале РБК Кавказ. Аналитика, мнения, лонгриды — в Дзен