Начинают и выигрывают: виноделы Юга заявили о росте продаж белых вин
Продажи белых вин кубанской винодельни «Фанагория» за январь — август 2023 года выросли на 30% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. В то время как продажи красных вин выросли лишь на 16%. Об этом РБК Краснодар рассказал генеральный директор «Фанагории» Петр Романишин.
«В 2023 году продажи белых вин практически сравнялись с продажами красных. При этом темпы роста потребления белых вин опережают потребление красных. И несмотря на то, что в абсолютных цифрах красные пока лидируют, разрыв сокращается. Так, по сравнению с 2022 годом эта разница сократилась более чем в пять раз», — прокомментировал Петр Романишин.
Напомним, к концу лета 2023 года доля продаж белого вина впервые превысила 50% в натуральном выражении от общего объема продаж тихих вин. Об этом писали «Ведомости» со ссылкой на данные импортеров и дистрибьюторов. Также, согласно информации сети винотек SimpleWine, в июне — августе 2023 года данный показатель составил 57%, а в аналогичном периоде 2019 года — 48%. Похожую тенденцию отметили в Ladoga, доля продаж белого вина по итогам лета составила 55% (в аналогичный период 2019 года — 41%).
В компании «Шато де Талю» также подтвердили тренд на растущую популярность белых и розовых вин. Генеральный директор винодельни Елена Куркова рассказала, что в 2022 году к сентябрю доля отгруженного белого вина составила 27%, в этом году — уже 42%.
«Если говорить конкретно про «Шато де Талю», то мы наблюдаем интересный момент, потому что у нас есть как собственная розница, магазины которой плюс-минус остались на том же уровне по продаже белых вин (порядка 40%). Розовое колеблется в районе 15% в среднем. Можем подтвердить интерес к более легким винам.
А если говорить про отгрузки b2b, то есть нашим партнерам, то здесь увеличилась доля отгрузок белого вина почти в два раза », — прокомментировала Елена Куркова.
К чему приводят мода и погода
Опрошенные РБК Краснодар эксперты считают, что на рост доли реализации белых вин повлияли несколько факторов.
Так, бренд-амбассадор компании «Цимлянские вина» Алексей Матвеенко указывает на общемировой тренд на здоровый образ жизни и, как следствие, переориентацию потребителя на более слабые алкогольные напитки во всех сегментах: в пиве, в вине, в коктейлях.
«Люди стараются вести более здоровый образ жизни. И это не выдумка бизнес-тренеров и коучей. На самом деле так происходит, потому что безалкогольное пиво очень сильно сейчас догоняет алкогольное. В связи с этим белые вина, как более легкие и малоалкогольные по сравнению с красными винами, в этом плане могут набирать популярность», — прокомментировал Алексей Матвеенко.
Вторая причина, по мнению Матвеенко, связана с неудачными погодными условиями для сбора красных сортов винограда.
«Общеизвестный факт, что белому вину нужно меньше солнца, оно раньше собирается, в некоторых случаях его могли успеть убрать до поздних дождей. Это еще может быть связано с климатическими особенностями и в принципе нестабильным климатом последние несколько лет. Возможно, погодная и климатическая конъюнктура сложиться так, что белых вин получилось произвести больше, их теперь больше на рынке, и, соответственно, производители сделали больший упор в рекламе и маркетинге на продажу белых вин. Товара стало больше, его надо продать, что у них, в принципе, и получилось», — пояснил Матвеенко.
Генеральный директор «Шато де Талю» Елена Куркова, отметила, что в данном случае фактор сезонности и погодных условий имеет значение.
«Белые и розовые пьют больше летом, в жаркую погоду. Дальше нужно смотреть статистику потребления в разрезе географии, потому что на Юге, безусловно, тоже пьют больше белого и розового, чем в других регионах страны», — сказала Елена Куркова.
В пресс-службе «Кубань-Вино» также отметили, что белые сорта вин летом более востребованы, чем красные. Это обусловлено тем, что белые вина — более «легкие», к тому же именно из белых сортов винограда делают игристые вина, рассказали в пресс-службе.
В то же время глава «Фанагории» Петр Романишин считает, что рост потребления белых вин никак не связан со сложностями в выращивании винограда для красных вин. Тренд является отражением изменяющейся моды и смещения потребительских предпочтений, считает глава компании.
«Маятник моды качается регулярно в интервале 20-30 лет. Сейчас популярность розе и белых вин набирает обороты», — сказал Романишин.
Следовательно, по мнению экспертов, еще одна причина роста потребления белых вин — винная мода и состояние «винного» просвещения. В пресс-службе «Кубань-Вино» прокомментировали, что сегодня алкогольная мода действительно смещается в сторону белых и игристых вин.
«Общеизвестный факт, что винолюбы, когда начинают пить вино, начинают с полусладских-сладких вин, потом переходят на плотные яркие и сочные красные вина, затем начинают осваивать белые вина. Возможно, средний потребитель в России находится на стадии белых вин, перед тем как устремиться к легким красным на следующий уровень», — рассуждает Матвеенко.