Джазмен Игорь Бутман: музыкальные фестивали развивают территории Юга
Джазовые фестивали помогают развивать территории южных регионов России. При этом их, в том числе, несмотря на давление, посещают и зарубежные артисты. Об этом РБК +Юг рассказал известный российский джазмен, народный артист РФ Игорь Бутман.
Музыка преображает города и людей
— Игорь Михайлович, «Сочинский джазовый фестиваль» — мероприятие, которое привлекает музыкантов со всего мира. И это, конечно, влияет на развитие Юга в целом. Почему 15 лет назад местом проведения фестиваля вы выбрали именно Сочи?
— Впервые я играл в этом городе еще в 1983 году с оркестром Олега Лундстрема. Тогда Сочи считался самым главным курортом Советского Союза, сюда съезжались лучшие музыканты страны. В 1993-95 гг. Юрий Саульский (известный советский и российский композитор — прим. ред.) проводил в Сочи международный фестиваль «Черное море». Но потом времена наступили тяжелые, и само движение на время затихло.
Но я всегда был убежден, что главный курорт страны должен иметь фестиваль международного уровня, который бы длился много дней подряд. Хотелось организовать мощное мероприятие — с образовательными программами и бесплатными концертами на открытых площадках. Это была моя мечта. И все удалось.
Первый фестиваль прошел в 2010 году в парке «Ривьера», и сразу было ясно, что и сочинцам, и гостям курорта он пришелся по душе. Мы поверили в то, что это нужно и нам, музыкантам, и поклонникам музыки, что это интересно и необходимо для ощущения полного отдыха человеку, который приехал в этот замечательный город.
Игорь Бутман — российский саксофонист, один из самых известных популяризаторов джаза в России и за рубежом. Родился в 1961 году в Ленинграде (сегодня — Санкт-Петербург). Народный артист РФ, лауреат Государственной премии РФ. Отмечен Орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени. Художественный руководитель ГБУК г. Москвы «Московский джазовый оркестр п/у Игоря Бутмана», продюсер 11 международных фестивалей. Основал и возглавил единственную в России Академию джаза.
— На ваш взгляд, как за эти годы изменилась культурная жизнь Сочи?
— Сочи преобразился, стал более современным. Красивые пляжи, рестораны, новые здания, Морской вокзал, «Сириус» (федеральная территория, поселок возле Сочи — прим. ред.). Культурная жизнь заиграла, благодаря проходящим здесь фестивалям: и нашему, и «Новой волне», и Зимнему фестивалю искусств Юрия Башмета. Все это дает импульс для развития не только Сочи, но и других городов-курортов, которым тоже стоит подумать об организации у себя культурных мероприятий такого уровня.
Преображается не только Сочи, но и сами люди. Они начинают чувствовать, что фестиваль — это праздник, нужно красиво одеться, прийти с особым настроением. Меняется даже не менталитет, меняется отношение к самим себе.
— А у южного зрителя есть свой менталитет, свои особенности?
— Южный зритель избалован замечательными артистами, здесь много музыкальных мероприятий, люди привыкли к хорошему — это с одной стороны. С другой — сами зрители очень теплые, чувствуешь со сцены, как они отдают тебе всю свою энергию и благодарность. И те, кто приезжает в Сочи со всей нашей необъятной страны, с удивлением замечают, какая здесь насыщенная культурная жизнь: концерты, спектакли, конкурсы, фестивали — все, что нужно.
Публика у нас вообще в России замечательная. Если ты хорошо играешь, зрители не стесняются поддержать музыканта, показать ему свое одобрение. А для артиста это самое важное.
Расширение на Юг
— Как дальше будет развиваться сочинский фестиваль?
— В этом году у нас в Сочи получилась целая неделя джаза: фестиваль длился с 9 по 15 сентября. Возможно, его продолжительность достигнет 9 дней. Также думаем организовать детскую часть фестиваля, в которой будут участвовать юные музыканты. Например, в этом году Челябинский оркестр приезжал с артистами из детской филармонии, ребята произвели прекрасное впечатление на зрителей. И в целом люди едут на мероприятие с детьми, которым интересны выступления сверстников.
Мы регулярно меняем форматы: провели образовательные мероприятия в училище искусств, концерты на Площади Флага, в Зимнем театре и зале «Фестивальный». Основная наша идея — познакомить людей с джазовой музыкой во всей ее красе, дать площадку молодым перспективным музыкантам, которых с каждым годом становится больше. Они активны, у них очень интересные собственные проекты.
У нас выступают и отечественные, и зарубежные артисты. Причем порой те, кто непосредственно с джазом не связан, но готовит специальные джазовые программы, например Дмитрий Маликов, Сергей Мазаев, Леонид Агутин, Евгений Маргулис. Планируем пригласить артистов, которые уже выступали на Московском джазовом фестивале: Полину Гагарину, Ильдара Абдразакова и других.
— Планируете ли вы расширять географию фестиваля? Есть ли планы на Юг, на Северный Кавказ?
— Мы думаем о включении в географию фестиваля Геленджика. База для такого мероприятия в городе есть: построен потрясающий концертный зал «Геленджик арена».
Геленджик — это тоже очень красивый и известный курорт. Я с 6 до 20 лет каждый год отдыхал в этом прекрасном городе: мой папа играл на танцах в военном санатории. Поэтому, конечно, мне хотелось бы принести сюда частичку нашего фестиваля.
В Новороссийске, где мы отпраздновали в этом году 25-летие местного джазового клуба, также есть все для развития фестиваля. Рассматриваем Туапсе и Анапу. Все эти города могут «поместиться» в сочинский фестиваль, но, конечно, хотят собственного масштабного праздника джаза. Для этого должна быть проделана большая работа. Сейчас мы ищем партнеров, которые помогут нам с реализацией этой идеи.
Хочу заметить, что благодаря Сочинскому джазовому фестивалю власти Краснодарского края обратили внимание, что подобные события — это культурная составляющая туризма. Море, солнце — для тела, а музыка — для мозга, для души. Это нужно, чтобы человек хорошо отдохнул до следующего отпуска.
— Вы также возглавляете жюри фестиваля «Мир джаза» в Ростове-на-Дону, который проходит в донской столице уже больше 20 лет. Действительно ли город имеет хорошую джазовую школу, которая выпускает в мир качественных артистов?
— Ростов-на-Дону — это один из самых джазовых городов с великолепной образовательной составляющей, потому что легендарный Ким Назаретов (российский пианист, энтузиаст джазового образования, уроженец Ростова-на-Дону — прим. ред.) первым в стране ввел в местной консерватории преподавание джаза.
«Мир джаза» — это один из лучших конкурсов джаза в России, на него съезжается огромное число инструменталистов. В моем оркестре (Московский джазовый оркестр — прим. ред.) сегодня играют музыканты, которые стали победителями этого конкурса. Олег Аккуратов, Илья Морозов, Антон Чекуров, Андрей Середа, Григор Паносян — всех этих ребят я увидел именно в Ростове-на-Дону и пригласил в свой коллектив. Сейчас в городе работает очень популярный джаз-клуб, которым руководит один из лучших джазовых педагогов России Адам Терацуян. Ростов — это кузница талантов на юге страны.
О джаз, ты — мир!
— На ваши джазовые фестивали всегда приезжали музыканты со всего мира. Как в нынешних геополитических условиях изменилось сотрудничество с зарубежными коллегами?
— На сегодняшний момент, конечно, стало сложнее, особенно с коллегами из Европы, США. Многие хорошие музыканты иногда просто боятся приезжать под давлением обстоятельств. Но зато мы открыли для себя новые джазовые страны: это и Турция, и Бразилия. Приезжали музыканты из Индии, Таиланда, с Кубы, из Индонезии. Например, на весь мир известно имя индонезийского джазового пианиста Джоуи Александера. Мы открываем для себя новых звезд джаза из Китая, Сербии, Венгрии.
Приезжают к нам и американские музыканты. В Московском джазовом фестивале в этом году участвовал Ришар Бона из США. Приезжал американский джазовый контрабасист Эдди Гомез. Время пройдет, все расставит на свои места, рассудит всех.
Когда все было хорошо, все говорили: «Музыка объединяет мир». А как только что-то случилось, музыка вдруг перестала объединять. Поэтому тем, кто приезжает, хочется сказать: «Ребята, давайте мы покажем, что можно договариваться и вместе играть, потому что мы служим самому лучшему делу в этом мире».
— Как сегодня можно заявить о себе музыкантам из провинции, в частности из южных регионов? Куда им идти, к кому обращаться?
— Надо заниматься, готовиться и открывать для себя наши фестивали. С фестивалей начинали сочинский ансамбль Землянухина, один из самых востребованных джазовых гитаристов Юга Сергей Коренев со своим квартетом. Много музыкантов приезжает из Краснодарского края, Крыма, Севастополя. Им надо только заниматься и не бояться заявить о себе. То есть работать, работать и работать — а мы всегда поддержим. Отмечу также президентский фонд культурных инициатив — это огромное подспорье для всех сфер искусства, для музыки, для джаза. Многие популяризаторы джаза в разных городах получили его поддержку: в Иркутске, в Казани, в Самаре. Музыканты многие годы работали сами, верили в себя — и государство дало им новый импульс, вдохновение и силы для продолжения их замечательных дел.
Сегодня джаз в стране занял высокие позиции, музыкантов уважают, приглашают на официальные концерты. Это говорит о том, что мы работали очень хорошо и не зря.
— В этом году Московскому джазовому оркестру Игоря Бутмана исполнилось 25 лет. Юбилей вы отмечаете масштабным туром по 25 городам. А с какими чувствами подошли к этой дате — четверть века в музыке?
— С туром мы проехали до начала декабря по всей стране — от Москвы до Сахалина. Конечно, не обошли вниманием Ростов-на-Дону и Краснодар.
Наш оркестр — это целая эпоха. Из того коллектива, который был вначале, остались только два человека — я и наш барабанщик Эдуард Зизак. Было много запоминающихся выступлений, и встречи с великими политиками и великими музыкантами, и гастроли по всему миру: в США, в Германии, Израиле, Японии, Индии. Совсем недавно мы были в Китае, играли у Великой стены. В декабре мы выпустим новый альбом «Образы. Мусоргский и Бородин», который посвятили нашему 25-летию.
Мы живем не прошлым, а будущим. Но отметить 25-летие необходимо, чтобы просто остановиться, осмотреться и предложить что-то новое нашим зрителям.
Оперативные новости и важная информация — в Telegram-канале РБК Кавказ. Аналитика, мнения, лонгриды — в Дзен