Соучредитель ООО «Карагро» Руслан Леков
Родом из СССР: как в РСО-Алания наладили выпуск национального соуса по уникальной рецептуре

В Северной Осетии работает консервный завод, который специализируется на консервации овощей и фруктов, а также выпускает традиционный соус национальной осетинской кухни «Цывзыдзæхдон» (соус из листьев перца) по уникальной рецептуре.

Соучредитель ООО «Карагро», которое выпускает продукцию под брендом «Просторос», Руслан Леков рассказал РБК Кавказ, что консервный завод компании располагается на базе Бесланского пищекомбината. В прошлом это одно из крупнейших предприятий по производству пищевых продуктов в СССР. Здесь выпускали консервацию, колбасные, кондитерские и хлебобулочные изделия, ликероводочную продукцию.

«Бесланский пищекомбинат был основан в 1960-е годы. На этом предприятии работал Маирбек Караев. Это легенда Беслана, один из авторитетнейших людей этого города. Он начинал свою деятельность, как инженер, потом стал директором. В 90-е годы Караев приватизировал комбинат и сохранил его по профилю, как производственную площадку», — сообщил Леков.

В 2017 году Тимур Караев (сын Маирбека Караева) с друзьями Тимуром Будаевым и Русланом Лековым решили восстановить работу предприятия, занявшись выпуском плодоовощной консервной продукции.

«Мы понимали, что наиболее перспективное и приоритетное направление — это переработка овощей и фруктов. Причем у комбината оно тоже изначально было основным. На базе предприятия в советский период разрабатывали большое количество технологических карт. Лаборатория пищекомбината в свое время первой консервировала черемшу», — отметил Леков.

Для начала предприниматели перезапустили советский соус, но с современной подачей. Первая партия была сделана на старом оборудовании.

«Пилотным продуктом стал острый соус из листьев перца по технологической карте 70-х годов, подписанной замминистром пищевой промышленности СССР. Решили назвать его — «соус нартов», чтобы была связь с Осетией. Рынок очень позитивно его воспринял. Продукцию поставили в местные магазины. Сработало «сарафанное радио» и за ней начали приезжать из соседних регионов, центральной России и ближнего зарубежья», — рассказал Леков.

Новый виток

По словам соучредителя компании, с 2017 по 2019 годы на месте старых производственных площадок пищекомбината было возведено новое здание площадью 1,5 тыс. кв. м, где разместился современный комплекс по переработке овощей и фруктов.
«Мы увеличили складские помещения, закупили новое оборудование. В строительство и модернизацию вложили приблизительно около 100-150 млн рублей собственных средств. В 2019 году закончили все работы и начали готовиться к запуску продукции», — заявил Леков.

Чуть позже предприниматели поняли, что делать только монопродукт не получится и стали выпускать уже традиционную консервацию — соленые огурцы, помидоры, лечо, аджику, варенье, повидло, джемы, компоты. В настоящее время у консервного завода 32 наименования продукции. Мощность — 8 тыс. банок в час.

Откуда сырье?

«Первое время скупали местную продукцию у населения. В 2020 году сами посадили огурцы на площади в 15 га. Это был успешный опыт, нам удалось снизить себестоимость сырья. В 2021 году огурцы посадили уже на площади в 25 га», — рассказал Леков.
Также в прошлом году предприниматели создали сельскохозяйственный потребительский кооператив, куда вошли несколько КФХ, с которыми ведется совместное производство продукции.

«В настоящее время стратегия компании — это выращивание, переработка и реализация. У населения мы продолжаем закупать продукты, но это не те объемы, которые нам интересны. Кроме того, покупаем сырье в Волгоградской и Астраханской областях», — сообщил соучредитель компании.

Предприниматель также отметил, что позитивную роль в развитии предприятия играет руководство РСО-Алания в лице министерства сельского хозяйства региона.

«Мы единственные пока в республике, кто в таком объеме занимается переработкой овощей и фруктов. Есть субсидии, адресная и грантовая поддержка. Это очень ощутимая для нас помощь», — добавил он.

По словам Лекова, модернизация производства ведется постоянно. В ближайшее время на предприятии будут устанавливать новую линию пастеризации, холодильные камеры для хранения овощей. В настоящее время ведется работа по увеличению вакуумных выпарителей.

География поставок и другие планы

С 2021 года продукция компании из Северной Осетии экспортируется в Германию. Консервация предприятия продается практически по всей России, но в основном это Сибирский и Центральные округа. С 2022 года продукцию под брендом «Просторос» можно приобрести в федеральной торговой сети «Азбука вкуса».

«Туристы, которые приезжают в Северную Осетию на гастрономический туризм, в первую очередь покупают «соус нартов». Для них это уже на уровне осетинских пирогов и сыра», — заявил Леков.

Также он отметил, что в 2022 году компания планировала начать выпуск овощных закусок в виде пасты, но пока руководство решило отложить запуск данного направления.

Мнение

«Основные преимущества продукции ООО «Карагро» под брендом «Просторос» — экологичность и аутентичность. Этим она существенно отличается от плодоовощной консервной продукции многочисленных отечественных производителей, которые, по сути, являются лишь держателями брендов, так как основная ее часть производится в странах Юго-Восточной Азии и Южной Европы. Конечно, она несравнима с продукцией «Просторос» по качественным характеристикам, но однозначно выигрывает в цене и объемах поставок. Низкая цена и большие партии — это входной билет в торговые сети», — считает доцент кафедры менеджмента и предпринимательского права Северо-Кавказского института-филиала РАНХиГС, кандидат социологических наук Ирина Долгова.

По ее словам, небольшой объем выпуска продукции и практически неизвестность бренда за пределами РСО-Алания вряд ли обеспечат выход на рынок страны, хотя предприятие делает такие попытки, выставляя отдельные позиции своей продукции на маркетплейсе Ozon.

По мнению Долговой, закрытие границ способствует росту внутреннего туризма, и Кавказ — один из наиболее привлекательных регионов.

«Туристов вдохновляют не только природные красоты, но и традиционная кухня, поэтому компании целесообразно встроиться в гастрономический туризм и участвовать со своей продукцией в гастротурах, которые очень перспективны в регионе, гастрономических фестивалях аутентичной и современной кухни народов Юга России (например, KavkazFoodFest), кулинарном проекте «Аутентичная кухня Кавказа», фестивале осетинского пива «Ирон баганы» и др., одновременно предоставляя туристам возможность покупки понравившихся продуктов», — отметила она.

Долгова также добавила, что в настоящее время основные усилия компании необходимо направить на повышение известности продукции под брендом «Просторос». «Высокий спрос может сформироваться только на хорошо известные и имеющиеся в достаточном количестве продукты», — заключила кандидат социологических наук.