Руководитель туристического проекта «Маршруты казачьего Ставрополья» Наталья Гребенькова

Айда на круг: куда ведут «Маршруты казачьего Ставрополья»

Развитие в едином ключе

Туристический проект «Маршруты казачьего Ставрополья» стартовал в начале 2021 года, получив поддержку Фонда президентских грантов. О том, с чего начинался проект и как он развивался РБК Юг и Северный Кавказ рассказала его руководитель Наталья Гребенькова.

«Проект «вызревал» несколько лет. Однажды мы с командой единомышленников — казаков и казачек — решили подать заявку в фонд президентских грантов, чтобы найти средства на реализацию этой идеи. Нам в силу общественной деятельности давно и хорошо известны места края, связанные и с казачьим прошлым, и с настоящим. Хотелось собрать все это в единый комплекс и сделать его доступным для всех, кому интересна история региона», — пояснила она.

На этапе написания заявки в фонд была подготовлена выборка из 60 локаций, которые разделили на три туристических маршрута. «На самом деле таких точек гораздо больше, и мы не собираемся останавливаться. Но для начала определили конкретную задачу — первым делом собрать самые очевидные места: памятники, музейные экспозиции, какие-то здания, о которых вроде бы все знают, но вне единого контекста», — отметила Наталья Гребенькова.

Также участники проекта хотели поддержать действующие в регионе казачьи подворья, созданные силами энтузиастов. Четыре из них расположены на Кавказских Минеральных Водах: в Пятигорске, станице Боргустанской, поселке Садовом Предгорного округа и в самих Минеральных водах.

«У соседей — на Дону и Кубани, это направление развивается давно и семимильными шагами. Там есть этнокомплексы, где, например, казачью кухню подают как произведение искусства, где выстроены целые городки, например «Атамань», «Кумжа». Мы считаем, что у Ставрополья есть все шансы развиваться в едином ключе со всем Югом России, потому что есть общая историческая канва, основа», — рассказала руководитель проекта.

Три круга и две реки

Изначально планировалось, что каждый маршрут будет включать в себя по 20 локаций, в итоге их число выросло до 64. Названия у маршрутов условные, связанные со словом «круг», который, как известно, был высшим органом самоуправления у казаков.

«Слово также некое завершенное движение, охват. Современное Ставрополье включает территории существовавших до революции казачьих Терской и Кубанской областей и Ставропольской губернии», — добавила Наталья Гребенькова.

По ее словам, территориально маршруты делятся так. «Малый Кубанский круг» — это Ставрополь и его ближайшие окрестности. «Малый терский круг» — это Кавказские Минеральные Воды, и станицы вокруг агломерации, где казаки уже 10 лет развивают здесь свой этнографический туризм. «Большой ставропольский круг» — это вся остальная территория края, отдаленные восточные районы, где живут казаки-фермеры.

«Там, как и на других маршрутах, тоже есть храмы, старые каменные дороги, памятные кресты со своей историей. Есть реки — Кубань и Терек. Ни один регион не может похвастаться тем, что по его территории протекают сразу две реки, связанные с двумя войсками Терским и Кубанским. С поклона Тереку-Горынычу, как называли эту великую реку терцы, мы и начали наши экспедиции», — вспомнила руководитель проекта.

Виртуальная реальность и казачьи «хорроры»

На сайте гида-путеводителя каждая локация этих маршрутов, кроме отметки на карте, снабжена описанием, фотографиями и видео в формате виртуальной реальности, которыми можно управлять на экране компьютера или смартфона

«Каждый видеоролик мы снабдили подложкой из казачьего фольклора, старинных духовных стихов. Думали: как же хотя бы бегло познакомить аудиторию с этим огромным пластом нематериального наследия казачества? Пришло решение. Песни сопровождали всю жизнь казаков, по ним можно изучать историю военных походов, календарную и семейную обрядность. Как без этого обойтись, ведь там есть и скорбь, и отвага, и любовь, и очень тонкий народный юмор», — подчеркнула Наталья Гребенькова.

Также на сайте есть разделы: «Событийные мероприятия», рассказывающие о ежегодных зрелищных праздниках и фестивалях. Через них становится понятно, как сегодня казаки сохраняют свои традиционные праздники, развивают такое новое направление как этноспорт — рубку шашкой и джигитовку, возрождают уникальное явление, почти утраченное в революциях и войнах — казачье виноделие.

«Еще мы сделали «Сказы» — это раздел о поверьях, легендах и сказаниях казаков Ставрополья. Все они связаны топонимически со станицами и хуторами, где бытовали и популяризируют творчество писателя Владимира Крыласова, который собирал их всю жизнь и издал двухтомник «Истории и сказы Ставрополья». Это потрясающее наследие: сплетение русских сказок и опасных реалий военной жизни казаков на линии, дивные байки о первопоселенцах, фамилии которых и сегодня распространены в районах края. Есть и любопытные казачьи «хорроры» — страшные истории, которые наверняка травили у костра, когда водили коней в ночное», — добавила она.

По словам Наталья Гребеньковой, все локации участники проекта сознательно не связывали каким-то обязательным направлением «из точки А в точку Б», чтобы люди сами могли создать себе путешествие и решить, поедут они в тур одного дня или сразу в большое путешествие на несколько дней.

Команда с суперспособностями

Проект реализует в Ставропольском крае Ассоциация «Казаки Терского казачьего войска» — некоммерческая организация, действующая под эгидой реестрового Терского войскового казачьего общества (ТВКО). Формально это организация- заявитель, к которой проект относится в силу принадлежности к ТВКО.

«Мы не делим казаков на «реестровых» и «нереестровых», работаем со всеми, кто готов сотрудничать в нашем направлении и для всех. Поддержали наш проект, за что мы очень благодарны, ряд органов власти и общественных организаций. Это министерство туризма и оздоровительных курортов Ставропольского края, краевой комитет по делам национальностей и казачества, управление по информационной политике аппарата правительства Ставропольского края. Все отнеслись с пониманием, дали письма поддержки. Я хочу акцентировать, что мы не используем бюджетные средства. Поддержка властей — это разная консультативная помощь, связи со СМИ региона, помощь в организации пресс-туров», — отметила руководитель проекта.

Она также добавила, что партнерами выступают также и казачьи организации: Терское казачье войско, Ставропольское окружное казачье общество. Ставропольская митрополия помогает, потому что мы взаимодействуем со священнослужителями при съемке храмов. Кроме того, в проекте участвует федеральный информационный партнер — Гильдия межэтнической журналистики России: сообщество экспертов — журналистов, пишущих на этническую тематику и энтузиастов, как мы.

«По факту проект делается «людьми с суперспособностями». Я так называю своих единомышленников. В основном костяке команды — человек, который более 10 лет занимается грантовой деятельностью, помощник атамана ТВКО по работе с молодежью, главред портала «Казачье Единство» Игорь Кочубеев и талантливый видеограф, оператор Демьян Шлапаков — казак родом из Кизляра», — рассказала руководитель проекта.

По ее словам, проект быстро «оброс» друзьями. В их числе: донской казак, художник Максим Ильинов из Ростова-на-Дону, который написал стилизованные портреты казаков и казачек для нашего гида. Создатели дизайн-студии «Шмель» Сергей Еремин, его брат Иван и жена Екатерина — выступили консультантами проекта по визуальному стилю. А работы фотохудожника Федора Лашкова служат великолепным фоном на каждой странице сайта проекта.

«Есть целый ряд казаков и местных краеведов, кто давно увлечен туризмом и краеведением, ведет свои каналы в соцсетях. Они живо откликнулись, стали нашими проводниками по краю. Очень помогают местные жители — атаманы и казаки, всегда готовы встретить, провести по самым тайным тропкам. И главное, что они готовы выступать гидами и показывать эти места туристам», добавила Наталья Гребенькова.

Бизнес-план без коммерческой выгоды

Финансовая поддержка фонда президентских грантов — это единственная статья денежных расходов на проект, и без нее он был бы невозможен, отметила руководитель проекта.

«Она вполне достаточна на полтора года реализации. Главное было изначально правильно составить план и бюджет, все продумать, обосновать расходы фонду. Это тот же бизнес-план, по сути, только не предусматривающий для нас коммерческую выгоду. Когда эксперты видят, что нет каких-то невнятных или безумных трат, то проект получает поддержку. Механизм грантовой поддержки — это решение, позволяющее задействовать потенциал общественников, активистов, которые готовы работать на конструктивное развитие регионов», — рассказала она.

Также Наталья Гребенькова отметила, что большая помощь для нас исходит и от казачьих общин, подворий, которые в рамках проекта принимают гостей — журналистов и экскурсантов.

Победы и планы

Самым главным достижением проекта Наталья Гребенькова считает создание гида-путеводителя на сайте Айда26.рф.

«Мы его полностью завершили. Можно читать, смотреть и ездить, ради этого все и затевалось. Еще хорошо сработал наш инстаграм-канал, который мы изначально не планировали, но вписали в проект в последний момент для рассказа нон-стоп, как мы все это делаем. Мы не подключали рекламу, не сгоняли ботов, просто начали вести, и туда подтянулись реальные пользователи — абсолютно живая аудитория. Они очень тепло реагируют на прямые эфиры. Это очень приятно и дорого, мы чувствуем отклик каждый день, и что наша работа действительно интересна людям», — сообщала она.

В апреле 2022 года проект «Маршруты казачьего Ставрополья» завершается, но не прекращается. Сейчас его участники и авторы готовят полиграфическую версию гида-путеводителя, которую безвозмездно передадут туроператорам, казакам, в школы, где есть казачьи кадетские классы.

«И будем обязательно создавать новый проект «Маршруты казачьего Ставрополья 2.0» и снова надеемся на поддержку фонда президентских грантов, потому что как минимум еще 20 классных локаций не объезжено и не описано. А по факту получится и больше», — заключила Наталья Гребенькова.

Мнение

Как отметил генеральный директор агентства по развитию и продвижению социальных и коммерческих проектов в сфере туризма, гастрономии и городской среды «Город-Парк» Алексей Матвеенко, этнотуризм сохраняет свою востребованность.

«Этнотуризм все также популярен, как и несколько лет назад. Он дает те различия, которые столь ценны в современном мире. За исключением того, что все старые поставщики этнотуризма действуют, как правило, не в соответствии с ожиданиями различных целевых групп. Этнотуризм популярен, но его нужно как-то бодро и современно упаковывать и подавать с иммерсивностью, вовлечением. Казачья тематика также очень востребована. Это действительно тот колорит, который влечет людей, вызывает у них интерес», — подчеркнул эксперт.